«Методическая разработка» ПРОЕКТ Тема «Моя семья» Автор: Вешкина Людмила Николаевна Воспитатель, 1 квалификационная категория МКДОУ «Детский сад № 7» 2018 год |
Оглавление
Актуальность проекта-----------------------------------------------------стр.3
Программное содержание------------------------------------------------стр.3
Целевая группа--------------------------------------------------------------стр.4
Цель и задачи проекта-----------------------------------------------------стр.4
Основное содержание-----------------------------------------------------стр.4
Ресурсы-----------------------------------------------------------------------стр.4-5
Примерное планирование-------------------------------------------------стр.5-8
Предполагаемые результаты проекта----------------------------------стр.8
Перспективы-----------------------------------------------------------------стр.8-9
Список литературы---------------------------------------------------------стр.9-10
Приложение -----------------------------------------------------------------стр.11
Актуальность проекта
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Моя семья».
Программное содержание работы:
1) Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов расширения знаний о досуге детского времяпровождения совместно со взрослыми.
2) Разработать и внедрить в практику работы средней общеобразовательной группы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
3) Активизировать и обогатить воспитательные знания и умения родителей и увеличить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
4) Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс средней группы ДОУ.
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
- между повышением эффективности и совершенствованием системы взаимного сотрудничества группы и семьи воспитанников, а также поиска, выявления новых форм взаимодействия и их успешного внедрения, реализации;
- между формированием педагогической компетентности родителей в досуговой детской деятельности и недостаточным использованием современных технологий взаимодействия по реализации данной проблемы.
Данные противоречия определило присутствие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Целевая группа: дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочной, открытый, коллективный
Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей. Ознакомление детей со значением слов «герб моей семьи».
Задачи проекта:
-Расширять представления детей о семье;
-Обогащать словарный запас терминами родства;
-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
-Воспитывать уважение к труду взрослых;
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Содержание проекта:
Условия реализации проекта создаются через заинтересованность детей и их родителей, регулярность и систематичность работы в рамках проекта согласно плану реализации.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс теоретических и практических методов деятельности: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование); внедрение досуговых форм в организацию воспитательного процесса при совместной деятельности; анализ документации по работе системы сотрудничества ДОУ и семьи в средней группе детского сада; обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Сроки выполнения: Педагогический проект по организации досуговой деятельности и приобщению родителей к сотрудничеству в рамках проекта рассчитан на 8 недель (2 месяца).
Ресурсы проекта:
интеллектуальные: продукты интеллектуальной деятельности участников проекта;
материальные: планируется использование ПК, оргтехники, методическое и программное обеспечение, наглядный и демонстрационный материал ДОУ;
правовые: нормативно-правовые документы (внутренние локальные акты), регламентирующие деятельность ДОУ;
организационные: создание рабочей группы по реализации проекта во главе с руководителем проекта (воспитателя средней группы);
информационные: интернет, в том числе официальный сайт ДОУ, мультимедийные технологии;
кадровые: педагогический коллектив средней группы ДОУ.
Примерное планирование образовательной деятельности по реализации проекта
Этапы | Название мероприятия | Форма проведения | Участники |
1 этап Подготовительный | 1. Опрос детей: «Что я знаю о семье?» 2. Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток | Беседа Занятие | Дети Воспитатели |
2 этап Основной | |||
1. «Моя дружная семья» Рассматривание семейных фото. 2. «Как мы отдыхаем» 3.«Я и моя семья» 4.«Наши имена и фамилия» 5.«Синяя чашка» М, Матвеева 6. «Собери семью вместе» 7. «Семья» 8. «Моя рука - моя семья» (Приложение 1 № 6) | Беседа Беседа Занятие Занятие ЧХЛ Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Рисование фломастерами (ладошка) | Дети Воспитатели Родители | |
1. «Папа может всё, что угодно» 2. «Как мы идем с папой в детский сад» 3. «Все работы хороши» Знакомство с профессией папы 4. «Кому что нужно для работы» 5. Пермяк «Для чего руки нужны» 6. «Папины помощники» 7. Изготовление подарка для пап «23 февраля» 8. «Мой папа-защитник Отечества» 9.«Роль отца в воспитании детей» (Приложение 1 № 1) | Беседа Беседа Занятие Дидактическая игра ЧХЛ Сюжетно-ролевая игра Аппликация Конкурс рисунков Консультация для родителей | Дети Воспитатели Родители | |
1. «Моя мама лучше всех» 2. «Все работы хороши» Знакомство с профессией мамы 3. З. Александрова “Посидим в тишине»; 4.«Мамина работа» Е. Пермяк 5. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» 6. «Назови, как тебя мама ласково называет?» 7. «Моя мама» рисование портрета (Приложение 2 фото № 2) 8.Изготовление подарка для мамы «Волшебный веер» (Приложение 2 фото № 3) 9. «Мамины косички» 10 «Цветик-семицветик» (Приложение 2 фото № 4) | Беседа Занятие Заучивание стихотворения ЧХЛ Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Рисование (выставка) Аппликация Конкурс на лучшую прическу Лепка | Дети Воспитатели Родители | |
1. «Мои брат и сестра» 2. Как можно порадовать младших сестер и братьев 3. «Взрослые и дети» 4. В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения», В. Осеева: «Сыновья» 5. «Три медведя» 6. «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?». 7. «Мамины помощники» 8. «Мебель для дома» 9. «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной». (Приложение 1 № 2) | Беседа Беседа Занятие ЧХЛ Чтение и драматизация сказки Словесная игра Сюжетно-ролевая игра Строительные игры Консультация для родителей | ||
1. «Кто они такие бабушка и дедушка» 2. «Бабушкин сундучок» 3. « В гостях у бабушки» 4. Э. Машковская "Про бабушку" «Старый дед и внучек» Л. Толстой 5.«Маша и медведь» 6. «Родственные отношения» 7. «В гости к бабушке и дедушке» 9. «Заборчик для лошадей» 10. «Памятка для бабушек» (Приложение 1 № 3) | Беседа Тематическое занятие Занятие ЧХЛ Развлечение: Театрализация по сказкам. Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Конструирование Памятка для бабушек по воспитанию внуков | Дети Воспитатели | |
1. «Что такое генеалогическое древо моей семьи» 2. Герб моей семьи 3. Составление рассказа на тему: «Выходной день в моей семье» 4. «Мебель для моей семьи (стол и стулья)» 5. Сказка: «Гуси-лебеди» Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе 5. «Подбери наряд кукле» 6. «Дом» 7. «Тайна моего имени» 8.«Дом, в котором я живу!» 9. «Генеалогическое древо семьи» (Приложение 2 фото № 5) 10. «Герб нашей семьи!» 11. Консультация «Что такое генеалогическое древо?» (Приложение 1 № 4) | Беседа Беседа Занятие Лепка ЧХЛ Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Папка-передвижка Выставка рисунков Выставка Семейный конкурс Консультация | Дети Воспитатели Родители | |
3 этап Заключительный | Рассказ детей о гербе семьи и о генеалогическом древе «Я и моя семья. Семейные традиции» (Приложение 1 № 5) Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте | Оформление выставки Родительское собрание Презентация | Дети Воспитатели Родители |
Предполагаемые результаты проекта:
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Предполагается, что одним из главных аспектов досуговой деятельности в рамках данного проекта будет активное участие родителей во всех мероприятиях и эффективность данной системы в отдельно взятой группе детского сада, проводимых по плану данного проекта, а также более внимательное отношение к семейным традициям.
Перспективы:
При условии выполнения всех этапов проекта в полном объеме от полученного положительного эмоционального заряда во время проведения совместных досугов и праздников до внесения в семью нового витка домашних традиций и неиссякаемого родника семьи.
В старшем дошкольном возрасте по результатам реализации проекта планируется разработка программы по аналогичной теме, с привлечением родителей детского сада.
Список литературы:
Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. ˗ 2007. - № 7. – С. 67-71.
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
Акентьева Т. «Качественное время» семьи. // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, 2010. - № 5.
Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. ISBN: 5-87953-203-8.
Петров С.К. Информационные технологии сегодня: учебное пособие / С.К. Петров. - М.: "ТДК", 2008. – 250 с.
Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 73-84.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка. Взаимодействие ДОУ и семьи: методическое пособие / И.О. Пастухова. - М.: Сфера, 2007. – 46 с. ISBN 978-5-89144-808-7.
Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков, Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с. ISBN 978-5-8754-8769-04-8.
Майер А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада: приложение к журналу «Управление ДОУ» / А.А. Майер, М.: Сфера, 2011. – 128 с. ISBN 978-5-9949-0423-7.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: учебник для студентов вузов / П.Ф. Лесгафт. – М.: Либраком, 2010. - 216 с. ISBN 978-5-397-01546-2.
Зверева О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л. Зверева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. ISBN 5-89144-539-5.