Обогащение и активизация словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях развития системы образования особо остро обсуждается вопрос о повышении эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь, в частности, богатый словарный запас.
По мнению Л.С. Выготкого, Р.Е. Левиной, Т.А. Фотековой, словарь – один из основных компонентов речевого развития, формирующийся под влиянием социального окружения, условий семейного воспитания. С другой стороны, по данным Н.А. Чевелёвой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Цейтлин активный и пассивный словарный запас зависит от уровня познавательного развития ребёнка. Бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [8,10].
Становление прилагательных в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи, они часто усваиваются детьми в процессе бытового общения. Как отмечают в своих исследованиях А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова до двух лет наблюдается несколько примеров прилагательных, тогда как некоторые грамматические категории других частей речи являются уже сформированными. Качественные прилагательные появляются приблизительно к трём годам. Значительно позднее, к старшему дошкольному возрасту, формируются относительные и притяжательные прилагательные [5].
Методические разработки, освещающие вопросы обогащения словаря прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) представлены О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой. Г.В. Чиркиной и др [5, 8].
В Программе, рекомендациях по содержанию и методике логопедической работы при ОНР с детьми старшего дошкольного возраста отражается последовательность формирования навыков прилагательных по годам обучения, а также приводятся примеры подобных заданий. Однако, в методической литературе недостаточно разработаны частные вопросы обогащения словаря прилагательных, а именно:
не показаны направления и приёмы дифференцированной работы над прилагательными с детьми с разным лексическим потенциалом;
недостаточно представлен объём речевого материала для освоения конкретной лексической темы;
в задачах не учитывается качественный состав группы;
не описывается порядок работы над освоением грамматических категорий прилагательных.
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы данной работы.
Проанализировав программу коррекции нарушений речи у детей, мы пришли к выводу, что дифференцированная логопедическая работа по обогащению словаря для детей с разным уровнем речевого развития не отработана. Рекомендации носят обобщающий характер, лексика, изучаемая на занятии, конкретно не выделена, не расписаны приёмы по обогащению словаря прилагательных. В задачах не учитывается качественный состав группы детей.
Кроме рекомендаций программы весомый вклад в описание коррекционного обучения детей с ОНР внесли Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Н.А. Коньшина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. [2,3,5,7,8,10]. В настоящее время в логопедии предлагаются следующие приёмы по обогащению словаря прилагательных: игры: дидактические и сюжетно-ролевые, сказки, рассказы, продуктивная деятельность, беседы по картинке, знакомство с игрушками и др.
Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, В.В. Коноваленко, Н.А. Коньшина, предлагает в качестве приёма обогащения прилагательных использовать дидактические, словесные, настольно-печатные игры. Использование игр является одним из основных средств на пути реализации задач по формированию навыков подбора определений, подбора синонимов, антонимов к прилагательным и т. д. В подтверждении этому служит характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Примером таких игр могут быть «Четвёртый лишний», «Подумай и договори», «Назови признаки» и др. [9, 15, 16, 22, 23].
А.Д. Вильшанская, Т.В. Туманова предлагают использовать дидактические игры «Что это», «Настроение» на определение и называние эмоциональных состояний человека, на подбор синонимов и антонимов, а также игры «Что из чего», «Чей хвост», лото «Что из чего сделано», «Ералаш» и др. на образование относительных и притяжательных прилагательных.
Другими приёмами обогащения словаря прилагательных служат, по мнению, О.Е. Громовой, И.Н. Моториной беседы по картине, сюжетным картинкам «Парочки», «Кто больше», «Какой по материалу», «Из чего сделан предмет» и т. д. Они могут помочь в работе логопеда по подбору определений, подбору синонимов и антонимов, образованию относительных и притяжательных прилагательных [3].
Все вышеперечисленные приёмы являются уже изученными, часто используются логопедами в целях обогащения словаря прилагательных, однако не всегда вызывают у детей интерес, от этого работа может осуществляться менее продуктивно. С другой стороны в работе можно использовать другие, инновационные, интересные для детей приёмы.
Одним из таких приёмов формирования словаря прилагательных, по мнению О.Е. Громовой, Л.В. Мещеряковой, могут быть придумывание и рассказывание логосказок с использованием ширмы, мини-макетов, дидактических пособий, а также чтение художественной литературы (стихотворений, загадок). Отгадывая и пересказывая сюжет сказок, дети невольно повторяют известные им прилагательные и узнают новые [3, 9].
Е.С. Тихонова считает, что инновационным способом обогащения лексической стороны речи служат музыкально- логопедические рифмовки. Это короткие стихи, имеющие ритмическую структуру, которую можно припевать: «Фиолетовая песенка», «Мамина радость» и др.
По мнению О.Е. Громовой, С.А. Мироновой, Е.В. Морозовой, Н.В. Рыжовой, в качестве обогащения словаря прилагательных одновременно предлагаются занятия продуктивной деятельностью. Результатом таких занятий является создание логопедом вместе с детьми определённого продукта - рисунка, аппликации, лепки, коллажа [3].
Приём использование продуктивной деятельности с целью формирования словаря прилагательных в литературе встречается редко. Между тем, любая деятельность, в том числе и продуктивная благоприятна для расширения словарного запаса для детей с ОНР. Деятельность с бумагой, красками, пластилином углубляет представления детей об окружающих предметах, их характеристиках, способствует проявлению речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением. Так, в процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности ведётся непрерывный разговор логопеда с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, обогащает словарь прилагательных.
Поскольку дети старшего дошкольного возраста с ОНР отстают в речевом развитии от детей нормы, им доступны приёмы 3 дети с нормой овладевают ранее. Такими приёмами могут быть рисование эмоций у различных персонажей, ознакомление с категориями размера, формы при рисовании «Горячее, тёплое холодное», «Прямоугольный, округлый, вытянутый», ознакомление с относительными и притяжательными прилагательными, подбор определений в ходе освоения основных приёмов лепки, упрощения процесса продуктивной деятельности (работа с трафаретами, раскрашивание, рисование недостающих деталей) и др. Рассматривая предмет в ходе выполнения работы, дети могут познакомиться с прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер и другими категориями.
Таким образом, мы делаем вывод, что в литературе существуют различные приёмы по обогащению словаря прилагательных. Задачей логопеда является выбрать и систематизировать необходимые из них для работы, исходя из опыта детей, возможностей, конкретных трудностей, лексического потенциала, уровня речевого развития при ОНР.
ЛИТЕРАТУРА
Баженова, Л.Б. Игровые приёмы на логопедических занятиях [Текст] / Л. Б. Баженова // Логопедия. – 2009. – 1(23). С. 27-31.
Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.
Громова, О.Е. Инновации- в логопедическую практику [Текст] / О. Е. Громова. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд. –М.: Просвещение, 1985. -112 с.
Жукова, Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, Н. В. Коноваленко –М.: Гном и Д, 2002. -104 с.
Коньшина, Н.А. Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Н. А. Коньшина// Логопед. -2005.- № 3.- С. 95 – 101.
Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1980. – 143 с.
Мещерякова, Л.В. Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ [Текст] / Л. В. Мещерякова // Логопед. – 2004.- № 1. С. – 82-87.
Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / по ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: Аркти, 2003. – 240с.