КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тема: « ЛЕС, СЛОВНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ»
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие»
Цель: - Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образа зимнего леса, используя различные материалы и техники.
Воспитатель: Лапшина А.Н.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
формировать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление. Развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность
Познавательное развитие:
воспитывать любовь к родному краю, природе.
Речевое развитие: активизировать речь детей.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность.
Методы и приемы:
Словесные – беседа, художественное слово( загадки, стихи )
Наглядные – показ слайдов
Практические –показ ,помощь (по необходимости )
Материалы и пособия:
рулончики от туалетной бумаги;
бумага синего, голубого, фиолетового цвета;
кусочки тюля;
мелкие бумажные снежинки;
бумажные резные салфетки;
клеевые карандаши; ножницы;
домик Деда Мороза,
фигурки Деда Мороза и Снегурочки;
разноцветные кристаллы;
ёлочка;
подставка для оформления композиции, пластиковые крышечки.
Виды детской деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации деятельности |
Коммуникативная | Создание проблемной ситуации «Путешествие в зимний лес» |
Речевая | Чтение стихотворения И.Сурикова «Чародейкою зимою», К.Скакун «Зимний лес» |
Познавательная | Рассматривание слайдов, беседа, загадка |
Игровая | игра «Угадай дерево» |
Двигательная | Физминутка «Мы шагаем по сугробам», пальчиковая игра «Лыжники» |
Продуктивная | Ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности |
Логика образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Вводная часть: 1. Дети, скажите, пожалуйста, где мы живём? Верно, мы живём в городе Онега Архангельской области. 2.А чем богат наш край? Правильно, у нас много леса, в море и реках много рыбы. Отгадайте загадку: Загадывание загадки про лес. Есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём. Открыт дворец со всех сторон, Внутри в нём множество колонн Над ними сверху есть шатры Внизу ковры чудной красы И жители в дворце том есть И их ни счесть - ни перечесть. Живут они и на шатрах, И на колоннах, на коврах. Белки в нём живут и волки В нём растут дубы и ёлки Высоченный - до небес! Называют его - …лес. После того, как дети угадают загадку, на экране появляется картинка «Лес». Беседа по вопросам: 1.Чем богат лес? . 2.Какие деревья растут в нашем лесу? 3.Кто из вас бывал в лесу? | Дети сидят полукругом на стульчиках перед экраном. Отвечают на вопросы воспитателя, активно участвуют в беседе, отгадывают загадку. | Заинтересованность детей, активная деятельность, активизировать речь |
Интерактивная игра «Угадай дерево» 1.Какое дерево на картинке? 2.Как ты догадался? (при правильном ответе силуэт дерева становится цветным) 3.Какое дерево вам нравится больше всего? 4.Почему? | Дети рассматривают силуэты деревьев на экране, называют их (берёза, ель, рябина, сосна). Размышляют, отвечают на вопросы. | Проявление интереса к рассматриванию фото, Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представления об объектах окружающего мира |
Обобщение: Воспитатель обобщает ответы детей: лес богат ягодами и грибами, на полянах растут цветы, в лесу много животных и птиц. Лес красив в любое время года: летом он зелёный, осенью – разноцветный. 1.А какого цвета лес зимой? 2.Чем украшен зимний лес? (инеем, снегом) Русские поэты восхищались красотой зимнего леса и слагали о нём стихи. | Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение | |
Чтение стихотворения И.Сурикова (отрывок) Чародейкою зимою, Околдован, лес стоит И под снежной бахромою Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. (Показ слайдов с изображением зимнего леса) Художники писали картины (показ слайдов с репродукциями картин русских художников) | Слушают стихи, рассматривают слайды | Восприятие художественного слова |
Подготовка рук к продуктивной деятельности 1.Пальчиковая игра «Лыжники»: "Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы. Мы любим забавы Холодной зимы». 2.Игра «Руки тоже мы погреем» Воспитатель предлагает детям согреть руки. | Дети переходят к столам. Дети вставляют указательный и средний пальцы в крышечки и под ритмичное чтение слов передвигают их, имитируя ходьбу на лыжах. Дети потирают ладони друг об друга. | Подготовить пальцы и кисти рук к работе. |
Создание проблемной ситуации. Согрелись? Ну а теперь пора отправляться в волшебный зимний лес. Но мы не только будем смотреть, но и сами станем волшебниками и поможем зимушке-зиме украсить его. Воспитатель осуществляет показ и объясняет алгоритм выполнения работы. | Слушают объяснения воспитателя, выбирают необходимые для выполнения задания материалы и инструменты | Активизируют мышление посредством развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы |
Продуктивная деятельность Воспитатель показывает, объясняет, помогает советом. | Дети выполняют задание | Дети выполняют задание самостоятельно, правильно пользуются ножницами, клеевым карандашом. Проявляют творческий подход к выполнению задания. |
Физкультминутка С неба падают снежинки Как на сказочной картинке Будем их ловить руками А потом покажем маме А вокруг лежат сугробы Снегом замело дороги Чтобы не застрять в сугробе Поднимай повыше ноги Вот зайчишка в поле скачет Как пушистый белый мячик Ну а мы идём, идём И к себе приходим в дом. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Развитие физических качеств (координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук) |
Оформление композиции: Воспитатель заранее готовит подставку для композиции, домик, фигурки Деда Мороза и Снегурочки, кристаллики. При оформлении композиции советуется с детьми. Воспитатель: посмотрите, как красиво получилось: лес, словно терем расписной. Терем, в котором живут сказочные персонажи. Мы с нетерпением будем ждать их в гости к нам. Дед Мороз скажет вам огромное спасибо за ваш труд. | Подходят с поделками к заранее приготовленной подставке. Расставляют деревья на подставке, выбирают наиболее красивые, любуются ими. Дополняют композицию домиком, размещают фигурки Деда Мороза и Снегурочки, раскладывают цветные кристаллы. | Развивают способности к созданию задуманного продукта, совершенствуют накопленные практические навыки (создание сказочного леса, дополнение его деталями). Активизировать речь Любовь к родному краю. Воспитание трудолюбия, желание доводить начатое дело до конца, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей. |
Релаксация: Зимний лес тихий-тихий Манит, успокаивает, наполняет Душу и сердце трепетным волнением. Благодать… Деревья волшебные, нарядные. Молчат, дремлют, грустят… Снеговые шапки согревают их. Счастье… К.Скакун Во время чтения стихов звучит музыка П.И.Чайковского «Детский альбом», «Зима», «Декабрь. Святки». | Любуются композицией, слушают музыку, получают удовольствие от проделанной работы | Решают в свободное время слепить птиц и животных и добавить их на полянку |
Итог: Чем вы сегодня занимались? Что еще хотите узнать? Какое настроение получили? Что ещё может быть в зимнем лесу? | Делятся впечатлениями о проделанной работе Высказывают предположения (звери, птицы ) |
Методическая литература:
Артемьева,Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для воспитателей и родителей./Л.В.Артемьева- М.: Просвещение,1992.
Богатеева,З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А.Богатеева – М: Просвещение, 1992.
Гудилина,С.И. Чудеса своими руками / С.И Гудилина- М.: «Аквариум»,1988.
.Дыбина,О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации/ О.В.Дыбина- М: Мозаика-Синтез, 2008.
Дыбина, О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В. Дыбина- М: ТЦ «Сфера»,2002.
Дыбина,О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов./О.В.Дыбина-М: ТЦ «Сфера» 2002.
Дыбина,О.В.,Рахманова,Н.П.,Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина – М: ТЦ «Сфера», 2005.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации /Т.С.Комарова- М: Мозаика-Синтез,2008.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду./ Л.В.Куцакова – М:Просвещение, 1990.
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. / М.И.Нагибина – Ярославль: «Академия развития», 1998.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой – М: Мозаика-Синтез,2012.
Трофимова М.В. ,Тарабарина Т.И . И учёба, и игра .Изобразительное искусство. / М.В.Трофимова, Т.И.Тарабарина – Ярославль: «Академия развития»,1997.
Шорыгина Т.А. Загадки,потешки,считалки./Т.А.Шорыгина – М:ТЦ «Сфера»,2003.