Использование лэпбука в работе
с дошкольниками с ОНР
Учитель-логопед Мокеева Н.В.
г.Дзержинск Нижегородской обл.
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования, особенно актуальна для наших воспитанников с ОНР. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста, поэтому мотивация должна быть максимально эффективной в детском саду.
Мы (в нашей группе) пытаемся строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная и речевая мотивация детей, ребёнок учился планировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог с взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение…и т.д.
Помимо традиционных методов и приемов на занятиях в нашей группе используем и современные технологии – например, ИКТ (в занятия включаем презентации, компьютерные игры, слайд-шоу), интегрированные занятия, проекты…
Каждый педагог постоянно находится в поиске новых форм, технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и, соответствуют современным требованиям.
Удачной находкой, на наш взгляд, является ЛЭПБУК! В переводе с английского – «книга на коленях».
Это папка, сделанная из картона с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, гармошками, конвертами, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему.
В нашей педагогической практике это не просто интересное пособие, это - наглядно-практический метод обучения!
Лэпбук" - это отличный способ закрепить или обобщить определенную тему, повторить пройденный материал, (ведь дети потом еще не раз будут возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденное). Его, также можно использовать и при освоении детьми нового содержания, как мотивацию – привлечь внимание к новой теме, заинтересовать с помощью необычной книжки (лэпбука).
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности и непосредственного общения взрослых и детей, поэтому мы привлекаем к сотрудничеству и родителей наших воспитанников!
Содержание его зависит от возраста детей и от поставленных задач по той или иной теме. Работая над темой можно затронуть практически все образовательные области! (Развитие словаря и связной речи, развитие фантазии и творческих способностей, развитие мелкой моторики, и т.д.…)
С помощью лэпбука можно исследовать любую тему, предмет, свойство, явление и т.д.
Мы решили в нашей (подготовительной к школе) группе начать с
тематических папок.
Первый лэпбук назывался «Рыбы».
Тема была выбрана в соответствии с тематическим планом и, конечно же, проявленным к ней детским интересом. Папку делали вместе с воспитателями и детьми, информацию помогали собирать родители.
Вначале, мы выясняли у детей, что они хотели бы видеть в такой книжке-раскладушке (загадки, раскраски), что хотели бы узнать о рыбах? Подобрали картинки с рыбами нашей местности. Я предложила детям послушать небольшую сказку: «Как плотвичка чуть не погибла», (из пособия Нищевой Н.В.), а затем мы ее пересказывали с элементами драматизации.
Но, больше всего детей интересовали морские обитатели, ведь они такие необычные и разные. Мы пришли к выводу, что мало знаем о них и, договорились, что дома вместе с родителями ребята подготовят небольшие рассказы о, интересующих морских рыбах.
В самостоятельной деятельности дети брали раскраски с рыбами, складывали пазлы, читали надписи…
В конце недели, мы обсудили результаты работы, провели рефлексию. И взрослые, и дети были довольны результатом. Ребята предложили делать подобные книжки-раскладушки еще!
Второй наш лэпбук - «Транспорт».
Оформлять эту папку нам помогали родители детей. Мы так же обсудили, каким бы дети хотели его видеть, какие кармашки сделать, какие «игры»… Мальчишек больше всего интересовал вопрос: какая машина/самолет/корабль быстрее, кто из них сильнее/мощнее? Используя лэпбук, мы играли в игру «Задай вопрос и угадай!». Водящий выбирает из кармашков (с разными видами транспорта) картинку, прячет ее за лэпбуком или за настольной ширмой. Остальные задают вопросы и угадывают, что за транспорт, например: «Он сухопутный? Он воздушный? //Он пассажирский? Грузовой? Он специальный? //Он увозит мусор? Он убирает снег? Он привозит пожарных тушить пожар? И т.д… (вопросы постепенно усложняются)
В конце недели мы так же подвели итоги, детей заинтересовал лэпбук, мы использовали его на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободное время дети играли в игры: «Лабиринт», «Найди пару» и «Назови марку машины»…
Следующий лэпбук – «Удивительный космос» вызвал просто бурю эмоций!
В нем чего только нет – игры и задания с разным уровнем сложности, направленные на обогащение словаря, на мелкую моторику, на внимание, сообразительность, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез… и т.д.
Кажется, родители и сами очень увлеклись! Дети очень ждали эту книжку, у них было много пожеланий и вопросов.
После очередного просмотра лэпбука, и создания игровой ситуации, мы захотели поиграть в игру «Фантазеры» - мы превратились в космонавтов и оказались в открытом космосе… «Кого/что мы можем встретить?» (инопланетянина, комету, метеоритный дождь…), и что тогда мы будем делать?»
Еще Мы составляли список вопросов, на которые дети искали ответы дома с родителями, а потом прослушивали разные варианты. Например, дети выясняли, что космонавты берут с собой в космос? Что должен знать и уметь космонавт? Зачем люди летают в космос, что они там делают?
Приятно было наблюдать за детьми, какими они были активными, эмоциональными, охотно вступали в диалог!
Этот лэпбук пользуется большим спросом и в самостоятельной деятельности у детей.
Применяя данную технологию (лэпбук), мы пришли к выводу, что лэпбук можно использовать в логопедической практике!
В процессе «работы» с лэпбуком, возникают не просто партнерские взаимоотношения, а живое эмоциональное общение детей с педагогами, с родителями, и друг с другом.
Список литературы//интернет-ресурсы.
1.Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
Журнал «Обруч» № 4, 2015 год.