Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа по внеурочной деятельности "Умные ручки"

Развитие мелкой моторики и координации пальцев кистей рук у детей младшего школьного возраста с глубокими интеллектуальными нарушениями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Умные ручки» в 1г классе.

Пояснительная записка.

Последние несколько лет к проблеме детей с ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.

Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно на начальных этапах обучения, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

Двигательные нарушения у детей с тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

Таким образом, различные двигательные нарушения представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

Неготовность детей с тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Цель программы: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей младшего школьного возраста с глубокой умственной отсталостью в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи программы:

Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;

2. Развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры;

3. Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов;

4. Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти);

5. Расширять знания и представления об окружающем мире;

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год, по 2 часа в неделю (64 ч.)

Форма и режим занятий

Занятия проводятся с группой 2 – 3 человека в отдельном кабинете с сентября по май с детьми младшего школьного возраста с тяжелой умственной отсталостью. Продолжительность занятий 20-30 минут.

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года ребенок будет уметь (по мере возможностей):

- Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости;

- Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.

- Справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

- Графические навыки.

- Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.

В работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться следующих правил:

1. Подбирать задания с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

2. Занятия проводить регулярно, систематически.

3. Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

4. Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель занятия

Формы работы

Оборудование и методическое обеспечение

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Овощи

Развитие согласованных движений обеих рук;

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;

Формирование ручных умений: расстегивать и застегивать пуговиц, кнопок, липучек, молний;

Развитие осязания, мышления, воображения, памяти, внимания.

Пальчиковая гимнастика

«Овощи» (прил); самомассаж;

Игра «Что внутри?»

Игра «Осенние листья»

Лепка из пластилина помидоров и огурцов «Дары осени»

Разнообразные коробки, непрозрачные банки, маленькие муляжи овощей и фруктов; листы бумаги; трафареты листа липы, цветные карандаши

Фрукты

Пальчиковая гимнастика

«Фруктовая ладошка», «Компот», «Апельсин»; самомассаж;

Игра «Спрячь в ладошке»,

«Что здесь спряталось?» разглаживание смятых комочков из бумаги;

«Волшебный мешочек» определение фруктов на ощупь;

Рисование пальчиками «Разноцветные пальчики»

Смятые листочки бумаги с контуром фрукта; губки поролоновые; мешочек с муляжами фруктов; тетрадь «Развиваем моторику руки», разноцветная гуашь;

Грибы и ягоды

Пальчиковая гимнастика

«Грибы», «Ягоды»; самомассаж;

Игра «Найди игрушку»,

«День рождения»;

«Одень куклу»застегивание и расстегивание пуговиц, липучки;

Рисование пальчиками «В лес по ягоды»;

Выкладывание гриба из камушек

Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска;

Коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты, различные игрушки или предметы; гуашь, тетрадь «Развиваем моторику руки»; кукла; камушки

Птицы осенью

Пальчиковая гимнастика «Журавли, «Кукушка», «Перелетные птицы», «Домашние птицы»;

самомассаж;

Игра «Курочка Ряба», «Птички»;

«Это птичка» обводка трафарета;

«Покорми синицу и голубя»рассортировать семечки и горошины; Изображение с помощью рук «Птичка пьет из бочки», «Птичка»;

Работа в прописях

«Капельки»

Игрушка – курица, небольшие шары, серебряная, золотая фольга; трафарет птиц; смешанные семена гороха и семечек; «Веселые прописи»

Октябрь-Ноябрь

Труд людей осенью

Пальчиковая гимнастика «Капуста»; самомассаж; Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа; Игра «Волны»;

Упражнение «Закрути крышку»,

«Полное ведерко» работа с пипеткой

Аудиозапись, простой карандаш, массажные мячи; бумажный кораблик, шнурки голубого и синего цвета; пластиковые бутылочки с крышками; пипетки, 3 ведра с водой

Орудия труда

Пальчиковая гимнастика «Лопата», «Пила»; самомассаж;

«Почини инструменты» собирание разрезанной картинки из 3-4 частей;

«Маленькие художники» обводка трафаретов и разукрашивание;

«Удобный инструмент» обматывание палочки тесьмой;

«Чудесный мешочек»определение на ощупь орудий труда

разрезанные картинки с инструментами; трафареты, палочки или инструменты с ручками, тесьма или толстые нитки; мешочек с инструментами; тетрадь «Развиваем моторику руки», гуашь, краски, цветные карандаши

Одежда и обувь

Пальчиковая гимнастика «Одежда», «Рукавицы»; Пальчиковые игры с элементами самомассажа; Игра «Развяжи бантик»; «Что у кого?» разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов;

«Платье в горох» подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет; «Клубочки для носков» рисование клубочков фломастерами;

«Ловкие ручки» шнуровка, застегивание пуговиц;

Работа в прописях «Бусы»

Массажные мячи, грецкие орехи,; бантики, толстые шнурки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; кружки одинакового размера, трафарет платья, клей; фломастеры, бумага; «Веселые прописи»

Мебель. Посуда

Пальчиковая гимнастика «Помощники»; Самомассаж; Изображение с помощью рук «Стол», «Кресло»;

«Это мебель» выкладывание из палочек стола и стула; «Ловкие ручки» закручивание и откручивание пробок;

«Волшебные жгутики» выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру

Счетные палочки, пластилиновые жгутики, листочки с контуром предметов мебели; пластиковые бутылочки с пробками

Декабрь

Город

Пальчиковая гимнастика «Строим дом» с музыкальным сопровождением; самомассаж;

Игра «Замок»;

Игра «Спрячь в ладошке»; «Это дом» выкладывание из палочек одноэтажного дома с двумя окошками;

«Построим наш детский сад» построение двухэтажного дома из деревянного строительного набора;

Игра «Заборчик»;

Работа в прописях «Зубцы»

Аудиозапись; поролоновые губки; счетные палочки; деревянный конструктор; «Веселые прописи»

Транспорт

Пальчиковая гимнастика «Лодка», «Посмотрите луноход», «Пароход»; самомассаж;

Игра «Моторчик»;

«Автомобиль» обводка трафарета машины и раскраска;

«Сборка грузовика» разрезная картинка из 3 – 4 частей

Трафарет автомобиля, цветные карандаши; разрезная картинка, плоские геометрические фигуры

Дикие животные

зимой

Пальчиковая гимнастика «Зайцы», «Белка» с музыкальным сопровождением; самомассаж;

Игра «Найди игрушку», «Ежик», с. 38

«Обведи и нарисуй» работа в тетради;

Работа в прописях «Морковь»

Аудиозапись; мелкие игрушки, разные крупы, миска; тетрадь «Развиваем моторику руки»,карандаши, фломастеры; «Веселые прописи»

Новый год

Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Новогодние игрушки» «Зимние забавы», «Снежки»; самомассаж;

«Игра в снежки»;

Рисование пальчиками

«Про Новый год»; Вырезание снежинки;

Листы бумаги; тетрадь «Развиваем моторику руки», салфетки, ножницы

Январь

Домашние животные

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж;

Игра «Разборные картинки»; «Пластилиновая мозаика»,

«Шаловливый котенок»; Работа в тетради

«Построй домики для зверят»

Аудиозапись; грецкий орех; конверты с разрезанными картинками; небольшие листы картона с нанесенным пластилином, фасоль, горох, камешки; игрушка- котенок, клубочки с нитками, тетрадь «Развиваем моторику руки», краски или гуашь

Птицы зимой

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж;

Игра «Бусы для куклы»; Игра «Птички»;

«Покорми птиц» рассортировать семечки и горох;

Работа в тетради

«Поиграем с палочками»

Бусины разноцветные или шарики от погремушек, крупные пуговицы, толстые нитки или леска, кукла; семечки, горох; , тетрадь «Развиваем моторику руки», счетные палочки

Зимний лес

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Кого встретили в лесу?» (прил); самомассаж;

Игра «Мозаика»;

«Заборчик», с. 25

«Такие разные деревья» обводка трафаретов деревьев;

«Зимний пейзаж» трафарет дерева, намазанный клеем, посыпать манкой;

Работа в прописях «Столбики»

Мозаика, коробочки; счетные палочки, листы картона с изображением домиков; трафареты деревьев; манная крупа, клей; «Веселые прописи»

Февраль

Семья

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Веселая семейка» (прил); самомассаж;

Игра «Спрячь в ладошке»; «Моя семья»;

«Пальчиковый театр»;

«Догадайся, кто потерял одежду?» разглаживание смятых комочков бумажных трафаретов одежды; «Мамины помощники» навешивание прищепок на веревку;

Работа в прописях «Колечки»

Поролоновые губки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; прищепки; фломастеры; «Веселые прописи»

Профессии

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Такие разные дела»; самомассаж; ;

Игра «Найди игрушку»; «Маленький доктор» работа с пипеткой и водой; «Сортировка таблеток» раскладывание кружочков из картона по цветам и размерам;

«Сарафан для мамы и для дочки»раскрашивание трафаретов сарафанов;

«Врач окулист» выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения;

Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; пипетки, баночки с водой; кружочки разного цвета и размера; трафареты сарафанов, краски, фломастеры; пластилин, счетные палочки

Профессии

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Весна идет»; самомассаж;

Игра «Волны»;

«Построим дом для зайки» построение дома из кубиков; «Бланки для рецептов» разрезание листа бумаги на несколько частей;

«Лечим дочку» работа с водой и пипеткой

Консруктор Лего; расчерченный на несколько частей лист бумаги; пипетки, стаканчики с водой; кораблик, шнурки голубого и синего цвета;

Продукты питания

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж;

Игра «Развяжи бантик»; «Чудесный мешочек» определение на ощупь продуктов питания; «Переберите крупу» сортировка гороха и риса; «Заготовка овощей для борща» выгибание контура овощей из проволоки;

Работа в прописях «Волны»

Бантики, толстые шнурки; мешочек, продукты питания; горох, рис; проволока, рисунки овощей; «Веселые прописи»

Март

Мамин день

Пальчиковая гимнастика, «Наши мамы» ; самомассаж;

Игра «Найди игрушку»; Открытка «Ветка мимозы» промазывание вазы клеем и посыпание крупой; скатывание комочков из желтой бумаги;

Работа в тетради «Пластилиновый рисунок»

Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; листы с контурами вазы и веткой мимозы, ножницы, клей, гречка (пшено, манка), желтая бумага, зеленая бумага; тетрадь «Развиваем моторику руки», пластилин

Весна

Пальчиковая гимнастика «Весна пришла»; самомассаж;

Игра «Мозаика»; «Пластилиновые узоры»; «Солнышко»;

Работа в прописях «Крючки»

Мозаика, листы картона, намазанные пластилином, бруски пластилина; прищепки; «Веселые прописи»

Домашние животные весной

Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы», «Повстречались»;самомассаж;

Работа в тетрадях

«Украшаем двор котенка»; «Найди пару» разглаживание бумажных комочков и поиск детенышей и взрослых животных;

Теневой театр «Коза», «Гусь», «Собака»

Тетрадь «Развиваем моторику руки», краски, гуашь; бумажные комочки с рисунками домашних животных и их детенышей;

Дикие животные весной

Пальчиковая гимнастика «По полянке мишка шел»; самомассаж;

Теневой театр «Паучок», «Зайчик», «Птица»;

Игра «Черепашка»; «Ежик»;

«Домик», «Заборчик»;

Работа в прописях«Зонтик»;

Пальчиковый театр «Колобок»

Счетные палочки, листы картона с нарисованными зайцем и лисой; «Веселые прописи»

Апрель-Май

Игрушки

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»; самомассаж;

Игра «Мячик»Нищ;

«Найди игрушку»;

«Маленький конструктор» выкладывание по контуру игрушки из цветных палочек;

«Чудеса из бумаги» оригами (рыбка)

Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; цветные счетные палочки; оригами (рыбка)

Птицы встречают весну

Пальчиковая гимнастика; самомассаж;

Работа в тетрадях

«Поиграем горошком»; «Подкормим птиц» сортировка гороха и семечек; «Птицы откладывают яйца»лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины

Тетрадь «Развиваем моторику руки», горох; семечки подсолнуха; пластилин

Весна. Цветы. Деревья

Пальчиковая гимнастика; самомассаж;

Игра «Солнышко светит»;

Теневой театр «Дерево»; Коллективная работа «Весенняя роща» приклеивание зеленых листочков на рисунок голого дерева;

«Красивый одуванчик» втыкание спичек в пластилиновый комочек; «Почки распускаются» отщипывание от пластилина маленьких комочков и примазывание их к веточке дерева, нарисованного на листе бумаги

Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см, прищепки; клей, зеленые листочки из бумаги; спички, пластилиновые комочки; пластилин, альбомный лист с рисунком веточками дерева

Мы подросли и повзрослели

Пальчиковая гимнастика; самомассаж;

Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, Развязывание, завязывание узелков на веревке; Работа в прописях «Кирпичи»

Веревки, куклы, молнии, липучки; «Веселые прописи»

Методическое обеспечение программы

Занятия предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

I. Развитие движений рук и ручной умелости

Манипуляция с крупными деталями

Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров;

Нанизывание больших пуговиц с одним отверстием на леску;

Нанизывание шариков на проволоку.

Манипуляция с мелкими деталями

Работа с техническим конструктором;

Нанизывание пуговиц мелких размеров на леску;

Нанизывание бусинок на нить;

Обрывная аппликация;

Сортировка крупяных изделий;

Аппликация из крупяных изделий;

Лепка из пластилина

Лепка из целого куска вытягивание.

Вращательные движения мелких предметов пальцами

Запуск мелких волчков;

Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков;

Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание);

Закручивание крышек;

Завод механических игрушек ключом;

Катание по очереди каждым пальцем мелких бусинок;

Закручивание шурупов, гаек.

Работа с нитками, проволокой, шнурками

Завязывание и развязывание узелков;

Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на палец (получается колечко или спираль);

Шнуровка ботинок, сапог, курточек;

Наматывание ниток на катушку.

Складывание бумаги

Изготовление изделий способом складывания – «гармошка;

Изготовление изделий способом оригами простых конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка)

Вырезание из бумаги и склеивание

Изготовление аппликаций;

Изготовление закладок с элементами аппликации.

Рисование, раскрашивание

Раскрашивание картинок, сюжетных картинок в «Книжках – раскрасках»;

Рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью, гуашью, фломастерами и пальчиками.

II. Пальчиковая гимнастика

Инсценирование руками по образцу учителя

«Моя семья»;

«Черепаха»;

«Капуста»;

«Сидит белка на тележке»;

«Зайцы»;

«Лодочка»;

«Рыбки» и др.

Теневой театр

III. Графические упражнения

Прямые линии.

«Я самый меткий»;

«Дорожки»;

«Дождик».

Штриховка

Обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша

Клубочки

Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против.

Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов

IV. Пальчиковый игротренинг

Дидактические игры

Составление фигур из пальцев

Сначала одной рукой, потом двумя руками вместе;

«Домик»;

«Стол»;

«Шарик»;

«Корзинка» и др.

Составление фигур из палочек с усложнением

«Бабочка»;

«Мельница»;

«Лодка»;

«Мост».

V. Подготовка к обучению письму

От рисунка к букве

«Грибочек»;

«Зонтик»;

«Снежинка» (постепенное усложнение рисунка)

Использование методики Е. Н. Потаповой

Обведение указательным пальцем ведущей руки контуров букв, вырезанных из самой мелкой наждачной бумаги или бархатной.

VI. Лечебная физкультура

Самомассаж

Разминание;

Надавливание;

Пощипывание;

Потягивание за кончики пальцев.

Гимнастический комплекс

Сжатие и разжатие кулака;

Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;

Вращение кистью рук;

Упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами.

Методы обучения

Словесный метод (устное изложение, беседа, объяснение); наглядно-действенный (показ иллюстраций, видеоматериалов, показ приемов выполнения работы по образцу, наблюдение); практический.

Приемы работы

Пальчиковый игротренинг, массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина; нетрадиционные техники рисования: пальцем, зубной щеткой, и т. д.; конструирование: из бумаги, работа с конструктором Лего; дидактические игры: шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика; штриховка; раскрашивание; обведение рисунков по контуру; дорисовывание изображений; рисование по клеточкам; рисование по точкам; вырезание ножницами; наклеивание; составление рисунков из спичек и др.

Дидактические материалы

Разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель» и др.

Материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.);

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки и др.;

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» и др);

Фигурные и геометрические трафареты, буквы магнитной азбуки;

Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов и др.);

Тетради;

Тематические иллюстрации.

Игры и упражнения, используемые в работе

Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры.

Пальчиковые игры могут быть двух основных видов:

Игры без предметов.

Игры со специальными развивающими предметами (выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами)

При использовании в работе игр без предметов, нужно подобрать упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение то, упражнения усложняются, добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук).

При использовании игр со специальными развивающими предметами (спичками, катушкой и карандашом, с прищепками, разными шариками и мелкими предметами и др.). При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.

Пальчиковый театр

Это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. Стимулирует развитие мелкой моторики;

2. Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

4. Развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Игры – шнуровки:

1. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

3. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. Способствуют развитию речи;

5. Развивают творческие способности;

6. Развивают усидчивость;

7. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;

· Развивают мелкую моторику;

· Развивают внимание;

· Развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Упражнения с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Упражнения с бусинами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Занятия продуктивной деятельностью

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз.

Раскраски для детей - средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Игры с конструктором, мозаикой развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику рук.

Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.

При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.

Самомассаж

Примерные упражнения:

Прямолинейные движения колючего шарика:

– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговые движения по ладони:

– Сначала одной руки;

– Потом другой руки.

Спиралевидные движения:

– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Зигзагообразные движения:

– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Слабое покалывание всех пальцев:

– Подушечек одной руки;

– Подушечек другой руки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007 г.

Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2007.

Васильева – Гангнус Л. Уроки занимательного труда. – М., Издательство «Педагогика», 1997

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития» 1997.

Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008

Загороднева, О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011

Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).

Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос 2003.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.

Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.,1970

Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. – СПб. 2004.

Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб..Детство – Пресс, 1999.

Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. – М., 2007.

Синицына Е. Умная тетрадь. – М., 1999.

Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2008.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 1997.

Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – М., Издательский дом «Федоров», 2000.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2007

Яшина. Н.Ю. Готовим детей к школе. - Н.Новгород, 1996

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области