Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия воспитания толерантности у дошкольников.

- дать теоретическое обоснование изучаемой проблемы, рассмотреть понятие «толерантности»; - рассмотреть педагогические условия формирования толерантности у дошкольников; - изучить опыт работы дошкольных учреждений по воспитанию толерантности у старших дошкольников; - провести диагностику и выявить особенности сформированности толерантности у старших дошкольников;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические условия воспитания толерантности у дошкольников

Основы толерантности формируются уже в дошкольном возрасте, так как само предназначение дошкольного периода развития заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности. Детям до 6 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребёнок беззащитен и доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно в этот период времени у малыша закладывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому важную роль в воспитании ценностных качеств играют взрослые, которые способствуют, с одной стороны, созданию благоприятных условий для естественного созревания толерантной личности, с другой стороны, культурному совершенствованию, овладению культурными способами поведения и мышления (24, с. 152).

Для того чтобы успешно формировать толерантность младших школьников как одну из нравственных форм поведения необходимо соблюдать комплекс педагогических условий, при соблюдении которых воспитание толерантности будет протекать наиболее эффективно.

В. В. Богдановой в результате анализа возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также специфики регионального компонента содержания образования, выявлены следующие педагогические условия формирования толерантности у дошкольников: компетентность педагога по вопросам толерантности; толерантное отношение педагогов к детям взаимодействие воспитателя и родителей по достижению единства воспитательных воздействий; учет национального состава группы; познавательная деятельность дошкольников в области культуры и традиций народов данного региона; использование специальных занятий; положительно окрашенный эмоциональный тон взаимодействия с детьми; разнообразие способов включения старших дошкольников в процесс формирования толерантности (8, с. 90).

Е.В. Багрянцева (3, с. 133) проанализировала и выделила основные психологические условия для воспитания толерантности: выраженная готовность ребенка к позитивному восприятию и осмыслению явлений общественной жизни; доверчивое отношение к окружающим и авторитету взрослых; достаточно высокий уровень развития интеллектуальных способностей детей; быстрый рост морально-этического сознания; потребность ребенка в позитивном оценивании взрослыми его поведения.

Бесспорно, эти условия являются важными для формирования моральной личности, ведь все, что происходит вокруг ребенка, сильно влияет на него. Он осознает свои эмоции, делится впечатлением об увиденном или пережитом со взрослыми. При этом получает определенный опыт и знание, запоминает уроки жизни, при условии, что взрослый выполнит свою миссию - настоящего воспитателя.

Успех человека в жизни зависит от многих факторов. Одним из них является умение общаться, ладить с людьми, находить взаимопонимание даже со сложными личностями. Благоприятные отношения с воспитателями, сверстниками, родителями - важный элемент социализации юного члена общества. Для успешной социальной адаптации необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде.

Н.И. Скрипник (26,с.103) подчеркивает, что одно из условий воспитания толерантности - взаимное доверие и уважение между всеми участниками педагогического процесса. Прежде всего, это проявляется тогда, когда общение становится необходимым, интересным всем; когда учебные цели и задания переходят на второй план, а их место занимает моральное и душевное состояние ребенка, его интересы и проблемы; когда ребенок занимает активную и творческую позицию в педагогическом процессе. Это составляет естественный эмоциональный фон толерантным проявлениям и чувствам, способствует раскрытию личности, воспитанию позитивных моральных качеств.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Воспитателю важно организовать совместное обсуждение с родителями проблем формирования толерантность у детей. В основе взаимодействия педагогов и родителей должен лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Следующий важный подход к воспитанию, который может способствовать созданию толерантной среды в образовательном учреждении, - это личностно ориентированный подход. В основе этого подхода: признание ценности каждого ребенка в определении его места во взаимодействии с окружающим миром; признание права каждого ребенка на свободу, самоопределение и своеобразие; поддержка веры и уверенности личности в своих силах и возможностях; обеспечение естественной и индивидуальной динамики развития ребенка; обеспечение психологического комфорта для каждого ребенка (26, с.103).

Ценным является то, что согласно этому подходу дошкольник признается активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особенным восприятием мира. В основе такого подхода должна лежать, считает И.Д. Бех (5, с.106). система соответствующих педагогических требований к воспитанию современной личности. Ученый выделил следующие требования, которые могут служить методологической основой для разработки методов и приемов формирования основ толерантности дошкольников: формирование способности и желания субъекта осознавать себя как личность; культивирование у воспитанника ценности другого человека; формирование у воспитанника образа «хорошего другого»; культивирование у воспитанника опыта свободы самому принимать решение (5, с. 106).

Другой важный подход к организации образовательного процесса - деятельный. Известно, что личность выступает субъектом деятельности, определяющую вместе с другими факторами развитие человека. Он направлен на то, чтобы организовать развитие субъекта в активной деятельности, а последний обеспечивает удовлетворение потребностей в разных сферах жизни. Особенно этот подход важен для организации эффективного воспитания толерантного направления потому, что обеспечит активность и самостоятельность ребенка; преимущество практики над теоретическими знаниями; субъективную свободу ребенку в выборе деятельности.

Следовательно, образовательный процесс - это, прежде всего, деятельность ребенка во взаимоотношениях с окружающими, причем выявления людей, свидетелями которых является ребенок, будут влиять на него лишь тогда, когда ребенка будет иметь к ним прямое отношение (26, с. 104).

Н.И. Скрипник (26, с.102) отмечает, что для формирования именно толерантности, как одного из гуманных качеств личности, необходимы специфические педагогические условия. Во-первых, это создание комфортной среды в образовательном заведении, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, отказом от авторитарного способа руководства детским коллективом, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка.

Во-вторых, формирование комплекса знаний, умений и навыков толерантного поведения у детей. То есть представлений дошкольника о толерантных отношениях, эмоциональных человеческих состояниях и их причинах; формирование доброжелательного, терпимого отношения к себе и окружающим, способности к эмоциональной чувствительности и принятию своеобразия каждого человека.

В-третьих, применения соответствующих педагогических методов и приемов для эффективной реализации поставленных целей: игры, этических бесед, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы, аналитических упражнений, педагогических провокаций, моделирования и т.п. (26, с. 104).

Таким образом, воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов

и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в ДОО.

В ходе исследования выделили основные концептуальные подходы и очертили ряд психологических и педагогических условий, которые станут теоретической основой для разработки и определения содержания методики воспитания толерантных взаимоотношений между дошкольниками.

К психолого-педагогическим условиям, которые способствуют воспитанию толерантности у дошкольников можно отнести: организацию учебно-воспитательного процесса, который принимает во внимание уникальность, индивидуальные особенности, своеобразие каждого ребенка; создание благоприятного психологического климата в семье и дошкольном учебном заведении. А также развитие потребности дошкольников в контактах морально ценностного направления; формирование комплекса знаний, умений и навыков толерантного поведения у детей; применения соответствующих педагогических методов и приемов (игры, этических бесед, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы, аналитических упражнений, педагогических провокаций, моделирования и т.п.).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области