Путря Людмила Валентиновна, Петришина Татьяна Васильевна,
Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа « 59» города Курска.
Мастер-класс «Мировое кафе»
Тема: «Детская агрессия»
Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива, используя технологию Мирового кафе.
Задачи:
1.Собрать информацию и организовать обмен мнениями, рассмотрение различных точек зрения и разносторонних подходов по заявленной проблеме.
2.Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Оформление помещения: в зале (комнате) столики, накрытые скатертями, в центре каждого столика лежит лист ватмана, стоят бокалы с фломастерами и маркерами, паспарту «Кофейный этикет», вазочки с «зонтиками», лежат цветные стикеры разного размера. На отдельном столике ваза с цветами, сундучок с «подарками».
1.Приглашение. ( Слайд 1)
Ведущий:
-Дорогие, коллеги! Приглашаем вас удобно располагаться в нашем кафе.
Кафе необычное, оно носит название «Место встреч». Просим вас разделиться на три группы и занять место за столиком.
2. Знакомство с правилами работы кафе.
Звучит музыка Шопена «Осенний вальс» (Клип.)
- Обратите внимание на правила работы в нашем кафе - «Кофейный этикет». Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами.
«Кофейный этикет»
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне».
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
- Предлагаю прослушать правила нашей работы. Я – ведущая и буду направлять нашу работу. Вместе со мной работают учителя-модераторы нашей школы, которые являются «хозяевами» столиков.
В ходе работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.
На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Мы предлагаем вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками или диаграммами. Приборы в нашем кафе – это маркеры и фломастеры. Перед закрытием нашего кафе, т.е. ровно через 30 минут, мы предоставим возможность каждому столику презентовать ваши идеи и перспективы дальнейшей работы по этому вопросу. У каждого стола разные вопросы для обсуждения общей темы.
3.Психологический настрой на работу «Зонтики».
Ведущий:
-За окном осенний день. Сыро и холодно. Без зонтика не обойтись. У вас на столах тоже есть зонтики. Но они не раскрашены. Давайте сейчас украсим эти зонтики разноцветными листьями. Выберете листик - стикер.
Каждый цвет имеет свое значение. Тех, кто выбрал:
зеленый цвет - ожидает успех на сегодняшней встрече;
красный цвет - желаете общаться;
желтый цвет – проявите активность;
синий цвет – будете настойчивы.
4. Постановка проблемы.
Ведущий:
Недавно среди учителей нашей школы был проведен опрос, который показал, что проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень актуальна. И мы думаем, что не только в нашей школе. Обсуждать эту проблему предлагаем, используя технологию «Мировое кафе». Внимание на экран: ( видеоролик Ералаш №289 «Доброта» 01.09мин.)
Вопрос, который мы сегодня обсуждаем – агрессия, а конкретно поговорим о детской агрессии, обменяемся мнениями. В этой теплой и непринужденной обстановке пусть каждый поделится своими мыслями и идеями.
- Что такое агрессия? ( Слайд 2)
Слово «агрессия» произошло от латинского «aggression», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение у детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
- Начинаем работу в группах.
5.Групповая работа по столикам (По 5 минут).
Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.
1 столик
- Приветствую вас, дорогие гости, и приглашаю смело высказываться. Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
Вопросы:
Какие виды агрессии существуют? Запишем на «скатерти».
А какой он - «агрессивный ребенок»? Давайте составим его словесный «портрет».
( В центре «скатерти» силуэт человечка. Гости записывают на стикеры слова-понятия и приклеивают их вокруг человечка.)
1-е гости: участники стола работают на «скатертях». Записывают свои высказывания на вопрос - виды агрессии. Составляют на скатерти «Портрет агрессивного ребенка».
2-е гости и 3-и гости стола работают на «скатертях». Дополняют высказывания о видах агрессии, «Портрет агрессивного ребенка».
( Составляя «Портрет агрессивного ребенка», хозяин столика может предложить гостям наклеивать свои высказывания – стикеры на силуэт человечка, чтобы в конце обсуждения показать готовый «портрет».)
2 столик
«Хозяин» встречает гостей.
-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
Вопрос:
-Что может стать причиной проявления ребенком агрессии? Предлагаю вам прочитать детские анкеты и, используя данные анкет, записать на стикерах слова-причины, которые вызывают агрессию у младших школьников:
(При заполнении «скатерти» получается диаграмма).
1-е гости: участники стола работают на «скатертях» с анкетами младших школьников и записывают свои высказывания на вопрос. ( Модератор помогает).
2-е гости и 3-и гости стола работают на «скатертях» с анкетами учащихся
и дополняют свои высказывания на вопрос.
3 столик
- Дорогие гости, проблема, о которой мы сегодня говорим - детская агрессия, проявляется как в семье, так и в школе. Поэтому так важно сотрудничество в этой проблеме.
Вопрос:
- Как организовать сотрудничество семьи и школы по преодолению детской агрессии?
(При заполнении «скатерти» получается кластер.)
1-е гости: участники стола работают на «скатертях» с кластером предлагают и записывают мысли и идеи о сотрудничестве семьи и школы. ( Модератор помогает).
2-е гости и 3-и гости : участники стола работают на «скатертях» с кластером, дополняют и записывают свои высказывания о сотрудничестве семьи и школы.
6.Подведение итогов работы.
После того, как все участники побывают за каждым столиком, группы возвращаются к тому столику, где были первоначально. Теперь они готовят итоговое выступление по своему вопросу, используя «скатерть».
Ведущий:
- Переходя от столика к столику, вы обменялись мнениями. А теперь предлагаем вам познакомить друг друга со своими идеями и мыслями по проблеме.
От каждого столика выходят по два человека и выступают.
7. Рефлексия «Кубик толерантности»
Ведущий:
- В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: РАССКАЖИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМЕНИ, ОБЪЯСНИ, ПОДЕЛИСЬ, ОБОБЩИ. - Пусть гости каждого столика бросят кубик и сформулируют высказывание по проблеме, над которой мы работали, в соответствии с выпавшей гранью.
8.Заключительное слово.
Ведущий:
- Предлагаем вам досмотреть видеоролик (Ералаш №289 - «Доброта»1.09-02. 40мин.), чтобы узнать, чем же закончился конфликт в Ералаше.
- Как видите, вопрос агрессии сразу решить невозможно. Да и непросто.
Но как говорится в притче…
Притча о кофе
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы,
я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, налил в чашку кофе. - Что изменилось? - спросил он свою дочь. - Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде - ответила она. - Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут... - А кофе? - спросила дочь - О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой среде и изменил ее – превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации. Эти особые люди профессионалы своего дела - педагоги, то есть мы с вами.
Спасибо вам за работу, уважаемые коллеги!
(Вручаются подарки -буклет о технологии « Мировое кафе»)