Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как помочь стать грамотными?

1. Дать понятия эталона, образца и эталона самопроверки по памятке «Работа над ошибками, допущенными при письме». 2. Рассмотреть различные способы проверки орфограмм. 3. Учить самоконтролю и сотрудничеству с одноклассниками. 4. Закрепление действий самостоятельной работы по алгоритму, изложенному в памятке. 5. Пошаговое сравнение своей работы с эталоном при самоконтроле. 6. Преодоление затруднений в грамотном выполнении работ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы «Школа №1613»

КАК ПОМОЧЬ СТАТЬ ГРАМОТНЫМИ?

(Из опыта работы с памяткой «Работа над ошибками»

в начальных классах)

Авторы:

Горшкова Елена Сергеевна

Жукова Наталия Анатольевна

учителя начальных классов

ГБОУ Школа №1613

Москва

ЮЗАО2018

Программа - «Пишу грамотно»

Тема: «Памятка по работе над ошибками»

Типзанятия: урок рефлексии - формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Форма проведения занятия - урок

Цели:

Дать понятия эталона, образца и эталона самопроверки по памятке «Работа над ошибками, допущенными при письме».

Рассмотреть различные способы проверки орфограмм.

Учить самоконтролю и сотрудничеству с одноклассниками.

Задачи:

Закрепление действий самостоятельной работы по алгоритму, изложенному в памятке.

Пошаговое сравнение своей работы с эталоном при самоконтроле.

Преодоление затруднений в грамотном выполнении работ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход и организация занятия

Этапы

занятия

Задачи

этапа

Визуальный

ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Мотивация (самоопре-

деление) к

коррекцион-

ной деятель-

ности.

Создать условия для потребности включения в деяельность («хочу»), актуализи-

ровать требования к ученику («надо»), создать ориентиро-

вочную основу действий («могу»).

Демонстра-

ция типич-

ных ошибок на классной доске.

Учитель предлагает учащимся коллективно

самостоя-

тельно найти типичные

ошибки в словах на классной доске.

Поиск

ошибок на классной доске.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ

объектов с целью выделения признаков (существен-

ных, несуществен-

ных).

Актуализа-

ция и пробное учебное действие.

Организо-

вать повторение и знаковую фиксацию способов действий, ативизиро-

вать внимание, память.

Учитель предлагает учащимся доказать правиль-

ность исправлен-

ных ошибок.

Коллективное нахождение места данной орфограммы в слове, указания правила написания, приведение примеров на данную орфограмму.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ

объектов с целью выделения признаков (существен-

ных, несуществен-

ных).

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Выбор способа будущих коррекцион-

ных действий, осмысление способа работы по эталону (памятке).

У каждого ученика имеется распечатан-

ная памятка (Приложе-

ние 1).

Составить памятку и познакомить каждого учащегося напечатанной памяткой.

Необходимо

найти в памятке номера орфограмм, на которые допущены ошибки, внимательно прочитать название орфограммы и образец выполнения работы над ошибками.

Планирование своих действий во время работы на основе заданного алгоритма.

Реализация построен-ного проекта.

Осмыслен-

ная коррекция учащимися своих ошибок.

Проконтро-

лировать выполнение работы.

Работа в парах. Ученик, написавший работу грамотно, становится наставником (конультан-

том) для одноклассни-ка, допустивше-

го несколько ошибок. Далее ученикам предлагаются задания творческого уровня.

Планирование своих действий во время работы на основе заданного алгоритма.

Обобщение затруднений во внешней речи.

Организо-

вать обсуждение типовых затруднений

На классной доске выполнятся работа над вызвавши-ми затрудне-

ния ошибками.

Предложить парам разобрать коллективно на классной доске слова, вызвавшие затрудения.

Ученики оказывают помощь нуждающим-

ся одноклассни-

кам. Сложные случаи выполняют на классной доске учащиеся, у которых возникли затруднения, проговаивая вслух правильные способы действий.

Самостоятель-

ное создание способов решения проблем поискового характера.

Самостоя-

тельная работа с самопровер-

кой по эта-

лону.

Научить самостоя-

тельно выполнять работу и самоповерку по памятке (эталону).

Дифференци-

рованно

контролиро-

вать самостоя-

тельную работу учащихся.

Выполнение самостоятель-

ной работы тетради и самопровер-

ки.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-

ем учебной

литературы.

Включение в систему знаний и повторения.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем курса.

Подготовить задания, в которых рассматрива-

емые способы действий связываются с ранее изученными и между собой.

Выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Умение учитывать правила в планировании способа выполнения учебной задачи.

Рефлексия деятельнос-

ти на уроке.

Осознание учащимися метода преодоления затрудне-

ний.

Подготовить в соответствии с результатами деятельности на уроке домашнее задание с элементами выбора, творчества.

Учащиеся называют способы действий, вызвавших затруднение, оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности.

Структуриро-

вание знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

По данному плану проводятся уроки русского языка (программа «Пишу правильно», внеурочная деятельность). В каждом классе усложняется работа по памятке. В конце первого и втором классе учитель исправляет ошибки, на этой же строке указывает номер орфограммы, после работы прописывает в начале строки номера орфограмм. Ученику требуется действовать по указанному плану. В третьем классе учитель только указывает (подчеркивает) место допущенной ошибки, не исправляя ее, и номер орфограммы. Задача ученика усложняется – нужно самому исправить ошибку. В четвертом классе учитель указывает место ошибки без номера орфограммы. Теперь ученику требуется не только исправить ошибку, но и определить правило, на которое она допущена, самостоятельно.

Начинается работа с памяткой практически с обучения грамоте. По мере изучения тем русского языка подробно рассматриваются ошибки и способы работы над ними. Как только ученики изучили тему «Предложение», они знакомятся с орфограммами №1 и 2 в памятке. И по мере изучения следующих правил учащиеся сразу узнают номер данной орфограммы и знают способ работы над ошибкой. Так как памятка у детей всегда перед глазами, они естественно имеют возможность познакомиться с правилами русского языка с опережением. Поощряется приведение большого количества своих примеров на правила.

Дети на этих уроках не просто тренируются работе над орфографическими и пунктуационными ошибками – они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Приложение 1

ПАМЯТКА

по работе над ошибками

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области