ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС, примерной программой основного общего образования по математике, базисным учебным планом МБОУ с.Новочемоданово на 2018-2019 учебный год.
Курс алгебры 7-9 является базовым для математического образования и развития школьников. Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность и критичность.
В основу разработки программы положена учебная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика: программы 5-11 классы А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Д.А. Номировский, Е.В. Буцко. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Программа обеспечена УМК «Алгоритм успеха»:
Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф,2017.
В учебном плане МБОУ с.Новчемоданово учебный предмет алгебра относится к обязательной части. На изучение предмета алгебры в классе отведено 105 часов в год. Соответственно, 3 часа в неделю.
Курс алгебры 8 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Целями реализации основной образовательной программы образовательных организаций, работающих по системе УМК «Алгоритм успеха», являются:
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
обеспечение планируемых результатов достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава;
формирование социальной среды развития, обучающихся, в системе образования, соответствующей целям общего образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Рациональные выражения | Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция вида у = к/х ее свойства и график. |
Квадратные корни. Действительные числа. | Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Функция y = x2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция вида у = √х ее свойства и график. |
Квадратные уравнения. | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 8 КЛАССЕ.
В результате изучения алгебры 8 класса обучающиеся должны знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
В результате изучения алгебры 8 класса обучающиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики.
В результате изучения алгебры 8 класса обучающиеся должны решать следующие жизненно практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ блока | Наименование блока | Количество часов | Содержание блока |
1 | Рациональные выражения | 42 | Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция вида у = к/х ее свойства и график. |
2 | Квадратные корни. Действительные числа. | 26 | Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Функция y = x2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция вида у = √х ее свойства и график. |
3 | Квадратные уравнения. | 24 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
4 | Повторение. | 13 | Систематизация и обобщение учебного материала. |
Предмет | Количество контрольных работ | Всего | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||
математика | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : система заданий / А. Г. Асмолов,
О. А. Карабанова. — М. : Просвещение, 2010.
Учебно-методическая литература:
Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф,2017
Программы 5-11 классы А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Д.А. Номировский, Е.В. Буцко. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2015.
Алгебра : 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2015
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Электронное приложении к учебнику «Математика»
Мультимедийный проктор.
Ноутбук.
Используемые ИНТЕТНЕТ- ресурсы
school-collection.edu.ru
Архив учебных программ и презентаций
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ АЛГЕБРЫ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Блок № 1. «Рациональные выражения» - 42 часа. | |||||
1-2 | Рациональные дроби. | 2 | |||
3-5 | Основное свойство рациональной дроби. | 3 | |||
6-8 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | |||
9-14 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 6 | |||
15 | Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей». | 1 | |||
16-19 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. | 4 | |||
20-23 | Тождественные преобразования рациональных выражений. | 4 | |||
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Тождественные преобразования рациональных выражений». | 1 | |||
25-27 | Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 3 | |||
28-31 | Степень с целым отрицательным показателем. | 4 | |||
32-35 | Свойства степени с целым показателем. | 4 | |||
36-39 | Функция вида y= k/x ее свойства и график. | 4 | |||
40-41 | Повторение и систематизация учебного материала. | 2 | |||
42 | Контрольная работа № 3 по теме: «Рациональные уравнения. Степень с целым показателем и ее свойства. Функция вида y= k/x». | 1 | |||
Блок « 2. «Квадратные корни. Действительные числа» - 26 часов. | |||||
43-45 | Функция y =х2 ее свойства и график. | 3 | |||
46-49 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 4 | |||
50-51 | Множество и его элементы. | 2 | |||
52-53 | Подмножество. Операции над множествами. | 2 | |||
54-55 | Числовые множества. | 2 | |||
56-58 | Свойства арифметического квадратного корня. | 3 | |||
59-63 | Свойства арифметического квадратного корня. | 5 | |||
64-66 | Функция вида y =√x её свойства и график. | 3 | |||
67 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |||
68 | Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратные корни. Функция вида y =√x». | 1 | |||
Блок № 3. «Квадратные уравнения» - 24 часа. | |||||
69 | Квадратные уравнения. Основные понятия. | 1 | |||
70-71 | Решение неполных квадратных уравнений. | 2 | |||
72-75 | Формула корней квадратного уравнения. | 4 | |||
76-78 | Теорема Виета. | 3 | |||
79 | Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения». | 1 | |||
80 | Квадратный трехчлен. Основные понятия. | 1 | |||
81-82 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 2 | |||
83-86 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. | 4 | |||
87-90 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 4 | |||
91 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | |||
92 | Контрольная работа № 6 по теме: «Квадратные уравнения». | 1 | |||
Блок № 4. «Повторение и систематизация учебного материала» - 13 часов. | |||||
93-94 | Тождественные преобразования рациональных выражений. | 2 | |||
95-96 | Степень с целым показателем и ее свойства. | 2 | |||
97-99 | Арифметический квадратный корень и его свойства. | 3 | |||
100-102 | Решение квадратных уравнений. | 3 | |||
103-104 | Функции вида : у = к/х, у = х2, y =√x . | 2 | |||
105 | Итоговая контрольная работа. | 1 |