Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновационный педагогический опыт работы в художественной деятельности дошкольников

Цель: Выявить эффективность влияния системы занятий по нетрадиционной технике рисования на развитие творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблемам развития творческого воображения и особенностей использования нетрадиционного рисования в системе работы ДОУ. 2. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе с воспитанниками систему занятий по применению нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности старших дошкольников. 3. Отследить влияние занятий по нетрадиционной технике рисования на развитие творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста путем анализа путем анализа и обобщения диагностических данных. 4. Сформулировать общие выводы, отражающие результаты проведенного эксперимента и разрабатывать рекомендации по теме исследования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Инновационный педагогический опыт работы в художественной деятельности дошкольников

Актуальность:

Формирование творческой личности во все времена являлось актуальной проблемой педагогики повышенное внимание к тому, чтобы воспитать творчески мыслящих людей, вызвано, прежде всего, тем, что только творческая личность способна создавать нечто, не имеющее аналогов в природе и человеческой деятельности. Художественное творчество рассматривается учеными как метод создания образов, отличающихся принципиальной новизной.

В «Концепции дошкольного образования РС (Я)» эстетическое развитие ребенка признано одним из приоритетных направлений содержания дошкольного образования. В ней сказано, что при воздействии искусств происходит развитие основных компонентов духовности личности: интеллектуального, эстетического, эмоционального, коммуникативного, творческого и волевого. Ребенок при помощи взрослых понимает мир искусства, его технологию, обучается средствам выразительности.

Гипотеза:

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что система занятий по обучению нетрадиционной технике рисования может положительно повлиять на развитие творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста, так как этому будет способствовать:

- присутствие элементов фантазирования, творческая атмосфера занятий;

- расширение первичных «рамок», представлений воспитанников о разнообразии изобразительных материалов;

- использование разных способов для получения изображений одного и того же предмета или явления.

Новизна и практическая значимость:

Заключается в том, что была предпринята попытка систематизации методики обучения нетрадиционной технике рисования, разработана система занятий по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста данной технике, которая может быть использована воспитателями и педагогами дополнительного образования в практике работы с воспитанниками.

Цель:

Выявить эффективность влияния системы занятий по нетрадиционной технике рисования на развитие творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по проблемам развития творческого воображения и особенностей использования нетрадиционного рисования в системе работы ДОУ.

Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе с воспитанниками систему занятий по применению нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности старших дошкольников.

Отследить влияние занятий по нетрадиционной технике рисования на развитие творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста путем анализа путем анализа и обобщения диагностических данных.

Сформулировать общие выводы, отражающие результаты проведенного эксперимента и разрабатывать рекомендации по теме исследования.

Объект:

Процесс развития творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста.

Предмет:

Система занятий по нетрадиционной технике рисования как средство развития творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа:

Труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина по проблеме развития творческого воображения воспитанников старшего дошкольного возраста; Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой по изобразительной деятельности, Р.Г. Казаковой и М. Шкляровой по проблеме нетрадиционной технике рисования.

Методы:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Педагогический эксперимент.

Методы сбора и обработки информации.

Анализ и обобщение полученных данных.

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается отражение ребенком впечатлений от восприятия предметов, явлений окружающего мира.

Рисование для воспитанников дошкольного возраста – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Рисуя, воспитанники незаметно для себя учатся наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Нетрадиционная техника рисования – это один из видов ТРИЗ в изобразительной деятельности – изобразительное фантазирование, которое характеризуется оригинальной темой, новыми нетрадиционными средствами, нетрадиционными материалами и техникой рисования.

Рисовать можно не только с помощью кисти. Такое оригинальное рисование расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Рисование и НТР позволяет воспитанникам почувствовать свойства различных материалов, овладеть способами их использования и увидеть выразительные возможности при создании рисунка.

Рисуя в нетрадиционной технике, воспитанники получают возможность экспериментировать. Благодаря этой технике у них разрабатываются пальцы, улучшается координация и зрительный контроль.

В нашем ДОУ ведется активный упор на НТР. Мы применяем различные виды НТР:

Виды нетрадиционной техники рисования:

1.«ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ» - это техника, при которой воспитанники выполняют изображение при помощи одного или нескольких пальцев.

2.«ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ» - это способ получения рисунка при помощи отпечатка ладони, а также собранных в кулак пальцев.

3.«ТАМПОНИРОВАНИЕ» - с помощью тампона легкими прикосновениями к бумаге получается пушистое изображение, можно сочетать с техникой трафарета.

4.«ПЕЧАТКА» - техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции (изготавливаются из овощей, пластика).

5.«МОНОТИПИЯ» - это способ получения двойного изображения при помощи оттиска (выбираются предметы симметричной формы, или двойное отражение).

6.«КЛЯКСОГРАФИЯ» - вид нетрадиционной техники рисования, при которой рисунок создается на основе случайного по форме, расположению, размеру цветного пятна, как художественного средства.

7.«ЦВЕТНЫЕ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» - суть данной техники в изготовлении тонированной бумаги оттеночным приемом. Предварительно окрашенная с помощью пищевых красителей и взбитой пены тонированная бумага используется для аппликации и коллажа.

8.«КАТАНИЕ ШАРА» - суть в «прокатывании» шариков, выполненных в различной технике и окрашенных в разные цвета гуаши по листу бумаги, размещенной в поддон.

9.«РИСОВАНИЕ ПО МЯГКОЙ БУМАГЕ».

10.«РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ» - рисование наносится на предварительно смоченную бумагу.

11.«СВЕЧКОГРАФИЯ» - рисунок воском. Суть данной техники в том, что краска не ложится и скатывается с поверхности листа покрытой воском.

12.«НАБРЫЗГ» - техника, суть которой заключается в разбрызгивании капель краски с помощью зубной щетки и стеки.

13.«ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ» - (нитки длиной 25-30см.) окрашиваются в разные цвета и произвольно или целенаправленно выкладываются на одну из сторон бумаги сложенную вдвое, чтобы концы выступали наружу. Закрыв и разгладив её, нитки осторожно выдергиваются одна за другой.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования является разновидностью изобразительной деятельности дошкольников, содержанием которой является изображение, моделирование образа нестандартными средствами; нахождение различных образов в бесформенных пятнах; комбинирование различных видов нетрадиционной техники рисования в одной работе

Анализ проведенной работы:

В результате проведенной работы у детей вырос уровень развития творческих способностей. Они научились использовать в рисовании дополнительные нетрадиционные материалы. Дети самостоятельно используют нетрадиционные формы рисования, создают собственные творческие образы. У детей значительно повысился интерес к рисованию.

В данной работе активное участие принимали родители. Они с интересом следили за деятельностью детей. Благодаря родителям было изготовлено немало дополнительных материалов для рисования (ватные палочки, тампоны, печатки из овощей, сухие листья, цветы и т. д)

Уровни

Месяц

Высокий%

Средний%

Низкий%

Декабрь

10

56

34

Февраль

35

60

5

Участвуя в творческом процессе, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самого процесса, так и от его результата.

Вывод:

Не каждый воспитанник приходит в мир, чтобы стать художником.

И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающим в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа воспитанников состоит из потенциальных художников.

Основная задача воспитателя работающего по нетрадиционной методике рисования направить, деятельность воспитанника в творческое русло.

Наше исследование может иметь практическое значение для всех творчески настроенных педагогов, так как в нем мы систематизировали весь имеющийся на данный момент опыт в развитии творческих способностей у воспитанников при использовании НТР.

Список используемой литературы по данной теме:

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. // М.: Владос,2010г., с 128.

Александрова О. Особенности творческого воображения // Самиздат.

Афанасьева С. Напитать душу красотой… // Дошкольное воспитание № 8/ 2012г., с 67-71.

Ашикова С. Я не умею рисовать. // Обруч №5, 2007г., с 26-27.

Белобрыкина О.В. Почему ТРИЗ буксует в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010г. № 2. с 2.

Богат В.К. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. 2013г. № 1. С 17-19.

Богат В.К. ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012г. № 1. с 27-30.

Богат В.К. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. 2012г. № 2. с 43-46.

Борисова Е.Д. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании // Дошкольное воспитание. 2013 № 3. с 2-4.

Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольника. // М., «Педагогика», 1990г.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду // М.: Просвещение, 1994г.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для воспитанников, учителей и родителей // М.: АСТ-ПРЕСС, 2005г.

Выготский Л.С. Педагогическая психология // М.: Педагогика, 1991г.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // М.: Просвещение, 1994г.

Прил.1

Тема занятий

Программное содержание, основные задачи.

Вид НТР

Материал

Методика

Предварительная работа

Составление колеров разных оттенков голубого и синего

Заинтересовать воспитанников получением голубого, синего, фиолетового тонов. Находить наиболее эффективные, гармоничные сочетания цветов при смешивании красок.

Рисование, смешивание красок

Краска гуашь, маленькие стеклянные или фарфоровые баночки для колеров, бумага А5.

Воспитатель объясняет: для того чтобы передать неповторимую красоту зимней природы в зимнем убранстве, воспитанникам понадобится синяя, голубая, фиолетовая, белая краски. Обратить внимание на время, что снег меняет свой цвет в зависимости есть ли солнце на небе, вечер это или день. Учить объединять несколько разных оттенков с добавлением к ним белой краски. Чтобы правильно оценить поиски, надо использовать пробники. В конце занятия вместе с воспитанниками просмотреть результаты экспериментирования по смешиванию красок и поинтересоваться, что каждый ребенок хотел бы изобразить полученным колером.

Просмотр иллюстраций пейзажей, с изображением зимы

«Снежинка»

Учить воспитанников рисовать одной белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывать интересные сочетания линий, творческую активность, самостоятельность

Рисование красками

Рисунки узоров снежинок, загадки про снег. Темные бумажные круги диаметром 20см., белила, кисти, бумага А5

Загадать загадки про снег. Объяснить и показать воспитанникам как изображается снежинка, из каких тонких переплетений, линий состоит снежинка. Познакомить с бело-голубой гаммой изделий гжельских мастеров. Самостоятельная работа воспитанников. Анализ работы.

Во время прогулки обратить внимание на снег, какой рыхлый, липкий. Строение снежинок, рассмотреть репродукции с изображением пейзажей.

«Белая береза»

Воспитывать у воспитанников любовь к окружающей природе, передавать красоту зимних деревьев, их снежный убор, использовать приемы рисования всем ворсом и концом кисти. Развивать художественный вкус.

Свечкография + по мокрому

Лист бумаги, акварель, белая гуашь, салфетка, свечка с заостренным концом.

Просмотр картин с зимнем лесом. Напомнить воспитанникам , что между небом и землей находится горизонт. Уточнить, какие цвета используют для рисования зимнего леса. Объяснить воспитанникам, что необходимо сначала рисовать свечкой, затем водой только после этого наносить фон. После того как высохнет, рисуем березу. Анализ.

Наблюдение за деревьями. Беседа с воспитанниками о том, что дерево может быть старым, развесистым. Ствол у него изогнутый или наклонный или наоборот молодое деревце, тогда и ствол и ветки у него другие.

«Завиток»

Учить воспитанников украшать лист бумаги крупной веткой с завитками, развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе. Воспитывать чувство композиции, развивать художественный вкус.

Свечкография + по мокрому

Лист бумаги, простой карандаш, свеча, акварель, кисть № 5

Показать воспитанникам, как рисовать ветку – завиток плавным, неотрывистым движением. Затем всем показать это движение рукой в воздухе. Для удобства необходимо для начала рисовать простым карандашом, затем свечкой, после этого смачивать водой, потом краской. Анализ работы.

Рассматривание народных узоров, образцов народного творчества в изделиях и репродукциях.

«Снежинки»

Закрепить у воспитанников умение вырезать из бумаги симметричные формы, красиво располагать трафареты снежинок, отрабатывать технику набрызг, развивать эстетическое восприятие.

Набрызг + трафарет.

Бумага белая А5, акварель, плотная бумага, ножницы.

Познакомить воспитанников с репродукциями картин, изображение период «Зимы», обратить внимание на красоту и неповторимость красок. Сравнить пейзаж за окном утром, днем и вечером. Отметить тона красок использованные художниками, обращая внимание на синие, фиолетовые, белые цвета.

Рассмотривать картины. Прочитать стихи поэта А. Пушкина.

«Зимний лес»

Учить воспитанников изображать природу, основываясь на ее поэтические характеристики (стихи, музыка). Развивать фантазию воспитанников, учить передавать радостное настроение хорошего зимнего дня, закреплять умение рисовать деревья разных размеров, пород, красками или углем, размещать изображение по всему листу. Развивать творческую активность.

Рисование красками гуашь, акварель, мелом, уголь + НТР по мокрому.

Картина с изображением зимнего леса. Альбомные листы разных тонов, гуашь, кисти, мел, уголь.

Послушав стихи о зиме воспитатель предлагает рассмотреть картины с изображением зимнего леса. Затем предлагает изобразить свою зимнюю поляну, на которой будут изображены деревья разных размеров. Обратить внимание на то, чтобы воспитанники рисовали изображения по всему листу. Сначала нанесли фон НТР по мокрому, потом использовали уголь и гуашь. Анализ работ.

Стихи о зиме, аудиозаписи цикла П.И. Чайковского «Времена года» (зимние месяцы)

«Ветка ели»

Учить воспитанников правильно рисовать ветку ели. Обратить внимание на короткие и длинные ветки, расположение иголок. Закрепить знание о технике «граттаж». Развивать эстетические чувства.

«Граттаж»

Плотный лист бумаги, акварель, тушь, зубочистки.

Предложить воспитанникам вспомнить, как выглядит отдельная ветка ели, как расположены короткие и длинные ветки, иголочки. Какие игрушки вешают на елку, какой формы они чаще бывают. Закрепить знание о технике «граттаж». При анализе направлять внимание воспитанников на выбор рисунков, интересные композиции (игрушки разных размеров, расположение ветки)

На прогулке рассмотреть елку. Посещение новогодних утренников. Украшение елки.

«Наши зимние забавы»

Воспитывать эстетическое воображение к природе и ее изображение в различных изобразительных техниках. Упражнять состояние погоды в рисунках. Развивать чувство композиции, колорита.

Рисование + пальчиковая палитра.

Репродукции, краски, тампоны, салфетки.

Показать иллюстрации зимних забав, зимней погоды. Зачитать отрывки их стихотворения Пушкина. Предложить выбрать лучшие иллюстрации, определить, чем отличаются и чем похожи. Выделить основные признаки погоды. Обсудить различные техники и способы изображения.

Анализ работ. Наблюдения на улице, подвижные игры. Рассматривание иллюстраций.

«Я слепил снеговика»

Упражнять комбинирование двух различных техник, при объемном изображении выразительных образов снеговиков.

Обрывание и скатывание бумаги

Плотная бумага серого цвета, мягкие салфетки, клей ПВА, кисть

Обратить внимание на первый снег, прочитать стихотворение Седовой. Объяснить способ получения изображения: клеем рисуется круг, на него накладываются рванные салфетки. Другой способ получения из салфеток разного размера. Скатываются шарики, окунаются в блюдце с клеем и переклеиваются на бумагу.

Воспитанники дают имена снеговикам, находят больших и маленьких. Самых веселых, толстых, смешных, непохожих на других.

«Книга о зиме», «по замыслу»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы НТР.

Различные.

Различные листы А4

Предложить воспитанникам изготовить книгу о зиме, применяя знания НТР. Анализ работ: по окончании рассмотреть работы и склеить в одну книгу. Предложить воспитанникам составить описательный рассказ о том, что они изобразили.

Чтение, рассматривание иллюстраций, наблюдение на улице, подвижные игры.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области