Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка.

«Развитие коммуникативной активности, творческой деятельности, познавательной самостоятельности учащихся через проектную методику».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Михайлова Виктория Юрьевна

учитель немецкого языка

первой квалификационной категории

МБОУ Дружбинская СОШ

Карачевский район

Брянская область

Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка.

Тема : «Развитие коммуникативной активности, творческой деятельности, познавательной самостоятельности  учащихся через проектную методику».

Цель работы: С помощью метода проектов создать условия для развития самостоятельности, творчества и иноязычного общения, а также приобретения прочных знаний учащимися по немецкому языку.

Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Современные условия жизни выдвигают новые требования и к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. Обучаясь иностранному языку, учащиеся, находясь вне среды изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке , имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а также при речевом общении. Проанализировав уровень обученности учащихся и приняв во внимание результаты  диагностических исследований, я пришла к выводу, что нужно использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы развитию личности. И такой педагогической технологией является метод проектов, который  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.

В малокомплектной школе из-за очень небольшой наполняемости классов, перед учителем стоит непростая задача – с кем делать проекты? В связи с этим, пришлось перестроить учебный процесс так, чтобы максимально использовать время, объединяя учеников разных классов в процессе проектной деятельности. Это можно сделать в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника («Человек и его окружение», подтемы « Школа», «Класс», «Семья», «Времена года», «Праздники», «Экология» и т.д.). Проектная деятельность осуществляется по традиционной схеме :

Проекты в рамках нескольких классов- это процесс сотрудничества учащихся разного возраста, разного уровня обученности и языковой подготовки. Они способствуют формированию не только навыков речевого общения в разных ситуациях, но и расширяют границы этого общения. У учащихся повышается личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работа над проектом требует от каждого школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребенка это индивидуальное продвижение к успеху, который необходимо поддерживать.

С чего же начинается эта работа?

Прежде всего следует подобрать темы, которые будут наиболее интересны для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.

На младшем этапе я предлагаю учащимся краткосрочные проекты, упрощенные по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом. Первые проектные работы были у меня в пятом классе. Они защищали проекты по теме: «Улица, на которой я живу». Они делали рисунки, готовили сообщения и защищали свои проекты.

В старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом соответственно, увеличивается время на их подготовку. В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:

- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана, доклада, сообщения, выступления по теме;

- специальные: умение сокращать текст, осуществлять подбор лексики, делать краткие записи, составлять сообщения и др.

Проектная методика повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности учащихся, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.

Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем.

Общие цели проектной деятельности:

- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- развитие критического мышления.

Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема. На этом этапе выявляются знания школьников, которые определяют возможность выполнения проекта. Она должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнования проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект».

Результатами проектной деятельности учащихся могут быть мультимедиа – презентация, альбом, стенгазета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, сценарий праздника и т.д.

Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что

-  этот метод  личностно ориентирован ;

 - использует много дидактических подходов;

-  самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере     выполнения;

 - поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

-  позволяет учиться на собственном опыте;

-  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .

Метод проекта позволяет создать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлекается в активный познавательный процесс на основе педагогики сотрудничества.

Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: 1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание). -  5-7 классы2. Игровые -ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).3. Информационные и исследовательские проекты.  -  8-10 классы4. Проекты конкретного социологического обследования. -  9 классы5. Издательские проекты -  9 классы.6. Сценарные проекты – 6-9 классы7. Творческие работы.

Начиная уже со 2 класса, учащиеся выполняли  проекты. Сначала это такие  проекты как « Мой альбом », «Времена года», которые постепенно пополняются новой изучаемой информацией: стихи, песенки, монологические высказывания, мини-сочинения  по желанию школьников, т. д. 

 В 5 классе обучающиеся  разрабатывали  проект «Книга о себе », где они рассказали о себе, своей семье, своём домашнем животном, своём друге, подруге ,  своих школьных проблемах, своём доме  о старом немецком городе, родном городе и городе своей мечты. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности. Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch.” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte . Работе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю обучающихся с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в  учебных материалах  .

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению,  что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.  В начале основного курса я нацеливаю обучающихся  на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город». В течение же года они должны накапливать материал. В  конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.

В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня,  при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.

В 6 классе в качестве  исходного первого проекта используется творческая работа, сочинение, коллаж по теме « Мои летние каникулы».  Данный проект выражается в любой произвольной форме .  Обучающиеся могут писать сочинения, делать презентации, газеты, коллаж.  В качестве проектной работы на данном этапе обучения обучающиеся  в основном используют собственные иллюстрации и творческие работы  по темам

 « Времена года», « Урожай», « Школа моей мечты» , « Моё расписание уроков», мини-сочинение или монологическое высказывание  « Мой любимый урок», « Мой любимый учитель» с опорами на речевые образцы, вопросы по теме, ассоциограммы и аналогичные упражнения.  Презентация, как исследовательская работа и  проект,  выполняется по теме « Моя школа»,  в которой обучающиеся применяют собственные фотографии  школы и кабинетов  и фото учителей.

Постепенно совершенствуя свои знания, умения и навыки, обучающиеся выполняют более сложные творческие проекты,  исследовательские работы.

Так обучающиеся 7 класса участвуют в конкурсе презентаций « Моя Родина», « Мой родной город», школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».

 На старшей ступени обучения школьники имеют больше возможностей  самостоятельного поиска и выполнения творческих работ с помощью Интернет - ресурсов.

 Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

 При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 классы),

 Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8классы).

 Обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.

 Это и презентации, и сочинения, и журналы,  экскурсионные программы пребывания , сценарные- диалогические проекты « В магазине», « Мы покупаем продукты», Мы покупаем предметы одежды», « Я собираю чемодан», Анкета пребывания и отъезда в другой город себя и своего друга - подруги и др.  Все эти проекты имеют большую практическую значимость для устной речи и говорения в рамках изучаемого языка.

Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке, презентации « Мой любимый автор( книга)»,» письменные , творческие  работы Аннотация к книге», « Книжный каталог»,« Молодёжные субкультуры» в форме презентации или реферата, различные социологические исследования « Читаем ли мы книги?», « Наши занятия спортом» и др.

В 10-11 классах ребята представляют проекты по темам:  “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle des Theaters und  Kino im Leben des Menschen  ”, “Die Wissenschaft”, “Musik – eine Sprache, die jeder versteht.” Это и написание эссе ( в рамках подготовки к ЕГЭ) , рефераты, научно – исследовательские работы, доклады и конечно же презентации.

Проектная деятельность используется в школе  не только на уроках,  но и во внеурочной деятельности.

Существуют различные виды и формы проектной работы. 

-  Проекты, выполненные на уроках и для уроков;

- Проект кружка немецкого языка «Мы любим немецкий язык »- подготовка к участию в    Фестивале иноязычной культуры,  внеклассных мероприятий « КВН», « Рождество», « Пасха», « праздник осеннего урожая» и др.

- Проекты и исследовательские работы учащихся как результат факультативных занятий .

  ( Участие в научно – практических конференциях)

- Проекты в рамках недели немецкого языка;

- Фестивали детского творчества на немецком языке; праздники и мероприятия  , проводимые в Немецком центре.

-  Оформление кабинета иностранного языка.

 Таким образом, подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.

Работа над проектом требует от школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Подводя итог можно сделать следующий вывод: очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует общую и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит к практическому владению иностранным языком, способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области