Михайлова Виктория Юрьевна
учитель немецкого языка
первой квалификационной категории
МБОУ Дружбинская СОШ
Карачевский район
Брянская область
Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка.
Тема : «Развитие коммуникативной активности, творческой деятельности, познавательной самостоятельности учащихся через проектную методику».
Цель работы: С помощью метода проектов создать условия для развития самостоятельности, творчества и иноязычного общения, а также приобретения прочных знаний учащимися по немецкому языку.
Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Современные условия жизни выдвигают новые требования и к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. Обучаясь иностранному языку, учащиеся, находясь вне среды изучаемого языка и не испытывая потребности в общении на иностранном языке , имеют большие трудности при овладении лексического, языкового материала, а также при речевом общении. Проанализировав уровень обученности учащихся и приняв во внимание результаты диагностических исследований, я пришла к выводу, что нужно использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность учителю ввести своих учеников в процессе познания, нацелить на поиск знания, то есть способствовало бы развитию личности. И такой педагогической технологией является метод проектов, который способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.
В малокомплектной школе из-за очень небольшой наполняемости классов, перед учителем стоит непростая задача – с кем делать проекты? В связи с этим, пришлось перестроить учебный процесс так, чтобы максимально использовать время, объединяя учеников разных классов в процессе проектной деятельности. Это можно сделать в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника («Человек и его окружение», подтемы « Школа», «Класс», «Семья», «Времена года», «Праздники», «Экология» и т.д.). Проектная деятельность осуществляется по традиционной схеме :
Проекты в рамках нескольких классов- это процесс сотрудничества учащихся разного возраста, разного уровня обученности и языковой подготовки. Они способствуют формированию не только навыков речевого общения в разных ситуациях, но и расширяют границы этого общения. У учащихся повышается личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работа над проектом требует от каждого школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребенка это индивидуальное продвижение к успеху, который необходимо поддерживать.
С чего же начинается эта работа?
Прежде всего следует подобрать темы, которые будут наиболее интересны для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.
На младшем этапе я предлагаю учащимся краткосрочные проекты, упрощенные по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом. Первые проектные работы были у меня в пятом классе. Они защищали проекты по теме: «Улица, на которой я живу». Они делали рисунки, готовили сообщения и защищали свои проекты.
В старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом соответственно, увеличивается время на их подготовку. В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:
- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана, доклада, сообщения, выступления по теме;
- специальные: умение сокращать текст, осуществлять подбор лексики, делать краткие записи, составлять сообщения и др.
Проектная методика повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности учащихся, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.
Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем.
Общие цели проектной деятельности:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема. На этом этапе выявляются знания школьников, которые определяют возможность выполнения проекта. Она должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнования проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект».
Результатами проектной деятельности учащихся могут быть мультимедиа – презентация, альбом, стенгазета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, сценарий праздника и т.д.
Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что
- этот метод личностно ориентирован ;
- использует много дидактических подходов;
- самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .
Метод проекта позволяет создать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлекается в активный познавательный процесс на основе педагогики сотрудничества.
Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: 1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание). - 5-7 классы2. Игровые -ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).3. Информационные и исследовательские проекты. - 8-10 классы4. Проекты конкретного социологического обследования. - 9 классы5. Издательские проекты - 9 классы.6. Сценарные проекты – 6-9 классы7. Творческие работы.
Начиная уже со 2 класса, учащиеся выполняли проекты. Сначала это такие проекты как « Мой альбом », «Времена года», которые постепенно пополняются новой изучаемой информацией: стихи, песенки, монологические высказывания, мини-сочинения по желанию школьников, т. д.
В 5 классе обучающиеся разрабатывали проект «Книга о себе », где они рассказали о себе, своей семье, своём домашнем животном, своём друге, подруге , своих школьных проблемах, своём доме о старом немецком городе, родном городе и городе своей мечты. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности. Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch.” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte . Работе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю обучающихся с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в учебных материалах .
Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В начале основного курса я нацеливаю обучающихся на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город». В течение же года они должны накапливать материал. В конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня, при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.
В 6 классе в качестве исходного первого проекта используется творческая работа, сочинение, коллаж по теме « Мои летние каникулы». Данный проект выражается в любой произвольной форме . Обучающиеся могут писать сочинения, делать презентации, газеты, коллаж. В качестве проектной работы на данном этапе обучения обучающиеся в основном используют собственные иллюстрации и творческие работы по темам
« Времена года», « Урожай», « Школа моей мечты» , « Моё расписание уроков», мини-сочинение или монологическое высказывание « Мой любимый урок», « Мой любимый учитель» с опорами на речевые образцы, вопросы по теме, ассоциограммы и аналогичные упражнения. Презентация, как исследовательская работа и проект, выполняется по теме « Моя школа», в которой обучающиеся применяют собственные фотографии школы и кабинетов и фото учителей.
Постепенно совершенствуя свои знания, умения и навыки, обучающиеся выполняют более сложные творческие проекты, исследовательские работы.
Так обучающиеся 7 класса участвуют в конкурсе презентаций « Моя Родина», « Мой родной город», школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».
На старшей ступени обучения школьники имеют больше возможностей самостоятельного поиска и выполнения творческих работ с помощью Интернет - ресурсов.
Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 классы),
Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8классы).
Обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.
Это и презентации, и сочинения, и журналы, экскурсионные программы пребывания , сценарные- диалогические проекты « В магазине», « Мы покупаем продукты», Мы покупаем предметы одежды», « Я собираю чемодан», Анкета пребывания и отъезда в другой город себя и своего друга - подруги и др. Все эти проекты имеют большую практическую значимость для устной речи и говорения в рамках изучаемого языка.
Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке, презентации « Мой любимый автор( книга)»,» письменные , творческие работы Аннотация к книге», « Книжный каталог»,« Молодёжные субкультуры» в форме презентации или реферата, различные социологические исследования « Читаем ли мы книги?», « Наши занятия спортом» и др.
В 10-11 классах ребята представляют проекты по темам: “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle des Theaters und Kino im Leben des Menschen ”, “Die Wissenschaft”, “Musik – eine Sprache, die jeder versteht.” Это и написание эссе ( в рамках подготовки к ЕГЭ) , рефераты, научно – исследовательские работы, доклады и конечно же презентации.
Проектная деятельность используется в школе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Существуют различные виды и формы проектной работы.
- Проекты, выполненные на уроках и для уроков;
- Проект кружка немецкого языка «Мы любим немецкий язык »- подготовка к участию в Фестивале иноязычной культуры, внеклассных мероприятий « КВН», « Рождество», « Пасха», « праздник осеннего урожая» и др.
- Проекты и исследовательские работы учащихся как результат факультативных занятий .
( Участие в научно – практических конференциях)
- Проекты в рамках недели немецкого языка;
- Фестивали детского творчества на немецком языке; праздники и мероприятия , проводимые в Немецком центре.
- Оформление кабинета иностранного языка.
Таким образом, подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.
Работа над проектом требует от школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Подводя итог можно сделать следующий вывод: очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует общую и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит к практическому владению иностранным языком, способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.