Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация медико-психолого-педагогической службы сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рамзайцева Ольга Владимировна,

педагог-психолог,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №82 «Гусельки» комбинированного вида»

Архангельская область г. Северодвинск

Организация медико-психолого-педагогической службы сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Проблема ухудшения здоровья детей как физического, так и психологического стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь нервной системы. Именно в дошкольный период формируется здоровье, и закладываются основы личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Чем раньше обратить внимание на период дошкольного детства, тем лучше (2).

С 2006 года в нашем дошкольном учреждении функционирует медико-психолого-педагогическая служба сопровождения. Необходимость её создания была обусловлена увеличением числа детей «группы риска» - детей с отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывал выраженные трудности в усвоении программы ДОО. К данной категории детей с особыми образовательными потребностями относятся:

• дети с задержкой психоречевого развития;

• дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии;

• дети из семей «группы риска»;

• дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения;

• дети в период подготовки к поступлению в школу.

Эти дети нуждались в помощи всех специалистов, т.е. в сопровождении. Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Сопровождение связано с охраной физического здоровья детей (медицинский аспект), его психического и психологического здоровья (психологический аспект) и оптимальной адаптацией к педагогической среде ДОО (педагогический аспект).

В службу сопровождения входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители, медицинские работники, воспитатели, могут привлекаться родители сопровождаемого ребенка, представители родительского комитета группы. Руководство Службой сопровождения осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе.

В своей деятельности Служба руководствуется: Уставом образовательного учреждения, Положением о медико-психолого-педагогической службе ДОО, договором с родителями (законными представителями).

Ведущие принципы сопровождения:

-приоритет интересов ребенка - специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне ребенка, защищая его интересы и права;

-непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения - формирование единого отношения к ребенку со стороны участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними;

-рекомендательный характер оказания помощи.

ЦЕЛЬ сопровождения: выявить отклонения в развитии детей, выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка.

Задачи:

-сохранять и укреплять здоровье детей;

-создать для ребёнка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе при общении с детьми и педагогическим персоналом;

-изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

-оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности;

-своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии;

-повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Реализация задач сопровождения детей с отклонениями в развитии возможна только при условии создания единой “команды”, ориентированной на совместное достижение цели.

При организации работы выявился ряд проблем, требующий дальнейшего решения:

-проблема увеличения числа детей, которым необходимо комплексное психологическое сопровождение в условиях ДОО общеразвивающего типа (рост числа соматически ослабленных, детей «группы риска» - с задержкой либо сложностями в речевом и психическом развитии, с поведенческими проблемами);

-проблема построения «командного» взаимодействия участников, обособленность в действиях специалистов, осуществляющих сопровождение;

-непринятие проблем ребенка со стороны родителей, некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

-отсутствие методического банка эффективных программ психолого-педагогического сопровождения детей;

-недостаточно организованное информационное пространство по обмену опытом;

-текучесть кадров, их комплектация, быстрое профессиональное выгорание - системный показатель, на его динамике отражаются значимые факторы развития службы;

-ограниченность финансовых ресурсов.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

-выявление проблем в ходе массовой диагностики;

-запрос педагогов;

-запрос родителей.

Основные этапы системного сопровождения:

диагностический этап (сбор информации о состоянии соматического и психического здоровья ребёнка, социальном статусе семьи, изучение всестороннее психолого-педагогических особенностей ребенка, анализ полученной информации). Этот этап индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка.

поисковый этап (разработка стратегии и тактики работы с воспитанником, совместная выработка рекомендаций).

консультативно-проективный этап (распределение обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение сроков исполнения).

деятельностный этап (решение проблем, скоординированная деятельность специалистов разного профиля).

рефлексивный этап (осмысление, оценка полученных результатов, дальнейший анализ развития ребенка).

Важным звеном в системе индивидуального сопровождения является дошкольный консилиум. Именно в рамках консилиума определяется состав детей, обсуждаются проблемы, извещаются специалисты, которые будут участвовать в сопровождении и должны подготовить материалы. По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Заседания консилиума проводятся 1 раз в квартал.

Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения могут быть:

-диагностика,

-коррекционная - развивающая работа,

-консультирование,

-профилактика,

-психологическое просвещение (2).

Диагностика - деятельность, направленная на выявление факторов и причин возникновения тех или иных проблем у ребенка проводится всеми специалистами Службы сопровождения ДОУ.

Коррекционно-развивающая деятельность - систематическая работа с детьми, отнесенными к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, направленная на оказание специальной помощи этим детям.

На медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста, по итогам комплексной диагностики, усвоения программы, наблюдений, выделяются дети, имеющих проблемы в обучении и в поведении. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам ТПМПК, дальнейшая коррекционная работа с данными детьми строится на основе полученного заключения.

Дети с проблемами в обучении и поведении, как правило, есть в каждой возрастной группе, они ставятся на контроль внутри ДОО. Педагогам групп и родителям даются рекомендации по индивидуальной работе с этими детьми. А Службой сопровождения охватываются более сложные дети, их число составляет от 3 до 5% от общего количества воспитанников.

Определив круг детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, по итогам дошкольного консилиума специалистами, участвующими в процессе сопровождения заполняется Карта развития ребенка, направленная на систематизированную фиксацию результатов диагностики. Карта содержит разделы, дающие общее впечатление о ребенке, общую оценку его учебных навыков - соответствие знаний и навыков требованиям программы, особенности поведения. Использование зафиксированных результатов развития ребенка на определенный момент времени дает возможность эффективно выстраивать деятельность различных специалистов, видеть конкретные проблемы и оказывать своевременную помощь ребенку, т.е. здесь очень четко реализуется принцип опоры на «уровень актуального развития» и ориентации на «зону ближайшего развития».

Специалистами Службы сопровождения заполняется Лист коррекционно-развивающей работы, где каждый специалист по своему направлению определяет проблему ребенка, средства коррекции, задачи коррекционно-развивающей работы, формы работы с ребенком, воспитателями, узкими специалистами, медицинскими работниками, родителями. В этом листе отражается проделанная работа с ребенком за определенный период с дальнейшим анализом выявления динамики и эффективности деятельности всех специалистов. Реализация коррекционно-развивающей работы проходит через организованную образовательную деятельность с детьми. При подборе основных коррекционных методов учитываем ведущий вид деятельности дошкольников - игру. Например, с детьми, имеющие проблемы в общении (агрессивность, тревожность, застенчивость), применяем в работе:

-коммуникативные игры на формирование позитивной самооценки ребенка, осознания собственных эмоций, развитие эмпатии;

-игры и задания на развитие произвольности, воображения;

-психогимнастические упражнения;

-релаксационные упражнения.

Все эти приемы включаются в занятия узкими специалистами и рекомендуются использовать воспитателям групп в свободной деятельности детей.

Кроме того используем Лист взаимосвязи специалистов Службы сопровождения ребенка «группы риска», где каждый специалист дает рекомендации другим специалистам для построения коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Положительный результат коррекционного воздействия дает использование новых компьютерных методик. Учителем-логопедом применяется в работе компьютерная программа «Игры для Тигры», инструктором по физической культуре и педагогом группы - дыхательная гимнастика «БОС».

Работу с детьми «группы риска» стараемся строить индивидуально, с целью игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение. Воспитываем у детей уважение к ближнему через различные формы работы: НОД (тематические, комплексные, интегрированные), акции («Дерево добрых пожеланий», «День хорошего настроения», «Письмо маме», «Конвертики любви»), колядки, поздравления к праздникам для сотрудников, театрализованные представления для малышей, участие в выставках.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями ребенка, имеющего проблемы в поведении проводим в двух направлениях:

-информирование (о том, что такое агрессия, застенчивость каковы причины ее появления);

-обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью. Знакомим родителей с приблизительной тематикой игр, принятых в группе.

Консультирование - предоставление информации по индивидуальным запросам родителей, педагогов. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Профилактическая деятельность - предполагает реализацию социально - значимых программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной среде.

Психологическое просвещение - повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам (семинары практикумы, тренинговые занятия, практикумы по общению, консультации, беседы).

Наиболее эффективно задачу сопровождения можно решить при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей. Опыт работы с семьями свидетельствуют о том, что педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение. Поэтому наша задача помочь родителям осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку.

Формы работы с родителями:

открытые просмотры для родителей, на которых они имеют возможность понаблюдать за своими детьми в процессе образовательной деятельности, режимных моментах;

наглядно-стендовая информация в группах, где даны рекомендации по развитию и воспитанию детей;

присутствие родителей при проведении психолого-педагогической диагностики ребенка;

совместные занятия ребенок-родитель по программе коррекции и развития детско-родительских отношений «Связующая нить»;

турпоходы;

участие в творческих мастерских, конкурсах, развлечениях;

размещение информации для родителей на сайте ДОО.

Эффективность сопровождения определяется не только по данным диагностики, но и по более общим показателям: динамике снижения заболеваемости; способности ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; успешности в овладении ребенком различными видами деятельности; удовлетворенности ребенка и родителей пребыванием в учреждении; востребованности услуг по сопровождению детей со стороны родителей.

Созданная модель Службы сопровождения детей в ДОО в полной мере способствует созданию условий, необходимых для полноценного психического и физического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия.

Литература:

1.Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

2.Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области