Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка

Эстетическое воспитание активизирует и развивает образное мышление, обогащает духовное восприятие окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Значение эстетического воспитания в развитии личности ребёнка.

С древнейших времён философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в процессе развития способности человека чувствовать и понимать «прекрасное», считали его необходимым элементом развития всей личности. Еще древнегреческие философы, отмечая важность эстетического воспитания, замечали: «Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения или природные недостатки. Его удовольствие или раздражение будет верно: он хвалил бы то, что хорошо, и, приняв его в свою душу, питался бы им и сам стал бы безукоризненным…". Одним из первых огромную роль эстетической чувствительности в развитии личности раскрыл Ф. Шиллер. «Чем более разовьётся впечатлительность, …тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе»,- писал он в «Письмах об эстетическом воспитании».

Занятия искусством и личностное развитие детей.

Как же влияют занятия искусством на личностное развитие детей? Исследования показывают, что даже непродолжительные сроки тесного общения с «прекрасным» дают право ответить на этот вопрос утвердительно. Прежде всего, речь идёт о достоверно более высоких показателях интеллекта дошкольников, занимающихся музыкой и хореографией. Эти воспитанники более уравновешенные и сдержанные, хорошо владеют собой в неблагоприятных ситуациях или при помехах в деятельности. Их средний показатель по фактору «уравновешенность-возбудимость» на 20% превышает аналогичный показатель у детей, не испытавших благотворного влияния занятий искусством. Дошкольники успешно обучаются во всех возрастных категориях. По-видимому, эстетическое воспитание вносит свой вклад в уменьшение проявлений упрямства и агрессивности у детей.

Занятия искусством в детстве также способствуют развитию серьёзности и ответственности у дошкольников. Об этом свидетельствуют средние показатели по фактору «беспечность-озабоченность». Удивительно, но согласно полученным данным, дети, занимающиеся музыкой, менее утончённые, сентиментальные и романтичные, менее склонны к фантазиям, склонность к которым зачастую является результатом в стиле «гиперопеки». При этом они более доверяют рассудку, нежели чувствам, более практичны в делах, реалистичны и тверды.

Завершают картину показатели, полученные по фактору «напряжённость-расслабленность». Известно, что проявления высокой оценки по этому фактору характерны для тревожно-невротических расстройств поведения. Для такой личности характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения; она имеет трудности со сном, быстро сердится на людей и не выносит критики. Существуют доказательства, что этот фактор связан с наличием большого числа потребностей, не нашедших применения. В подобных случаях здоровый «прагматизм», привносимый эстетическим воспитанием, сглаживает диссонанс между запросами и возможностями, т.е. снижением напряжённости у детей.

Воспитание искусством.

Детская душа - тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая ребёнка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается. Формирование личности - сложный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. «Развитие личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выгодский.

Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребёнка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, прикладные виды творчества, танцы и многое другое. Искусство не навязывает определённые правила поведения и не приучает к покорности и зависимости от старших. Искусство открывает детям широкие возможности знакомства с разными людьми. Наблюдая за ними и сопоставляя с собой, ребёнок учится видеть свои собственные черты, отличные или сходные от другого человека. Свобода восприятия окружающего мира, основанная на индивидуальных качествах - вот та основа, которую закладывает в детское подсознание позитивная творческая деятельность.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!»/слова известного музыканта и искусствоведа /М.Казиника/. Ему же принадлежит и такое утверждение: «Урок музыки - это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения». Педагоги многих стран спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одарённых. «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитаниечеловека»./В. А. Сухомлинский/. Известно, что с помощью рояля узнаётся и осваивается любая музыка. Рояль, говоря словами Г.Нейгауза, «самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охватывает необъятные музыкальные просторы. Ведь на нём кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыке, созданной «лично для него», можно исполнять всё, что называется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных построений». /«Я не учитель фортепианной игры, я учитель музыки»/Г.Г.Нейгауз/.

В формировании мышления обучаемого опыт, приобретаемый через исполнение музыки, особенно ценен. Суть в том, что этот опыт - сугубо практического свойства, следствие непосредственных игровых действий. В.А.Сухомлинский, например, равно как и многие другие» психологи и педагоги, специально обращают внимание на роль практических операций в обучении (в частности, операций ручных): «Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики. Напротив, коль скоро «соединяются усилия ума и рук…информация идёт двумя непрерывными встречными потоками - от рук к мозгу и от мозга к рукам».

Все мы знаем о моментальной реакции малыша на любые неожиданно зазвучавшие музыкальные звуки - он может начать танцевать, подпевать, смеяться, размахивать ручками в такт. Важно другое - какие именно музыкальные стили и произведения следует использовать в воспитательных целях. Известные педагоги-специалисты в данной области рекомендуют классическую музыку и народное творчество. Классическая музыка-это неповторимая красота мелодий, идеально выверенная гармония, математическая логика построения фраз. Следовательно, глубоко воздействуя на подсознание, она:

1.Упорядочивает работу головного мозга.

2.Активизирует и развивает образное мышление и цельность восприятия окружающего мира.

3.Самое же ценное её влияние заключается в том, что ребёнок, воспитанный на классике, с детства и всю оставшуюся жизнь умеет отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, качественное от некачественного.

4.Кроме того, классика-это неиссякаемый источник светлых, положительных впечатлений, на основе которых поддерживается позитивный эмоциональный фон.

Народная же музыка-речь идёт о настоящем, исконно русском фольклоре- это генетическая память многих поколений наших предков, которые посредством творчества передали нам свою жизненную мудрость и опыт. На её основе закладываются:

1.Правильные понятия об отношениях между мужчиной и женщиной, уважение к семейным ценностям.

2.Простые и понятные тексты на бытовую тематику и незамысловатая мелодика народных песен способствуют развитию умения сочувствовать и доверять близким.

3.Учит жить в гармонии с природой.

Талантливо мыслить и чувствовать

«Способности - это те же потребности, и если они не удовлетворяются, если талант не развивается и не реализуется, человек заболевает»./Г.Маслов/ Существует мнение специалистов-психологов, что тот, кто активно использует свои творческие способности, не страдает неврозами или успешно преодолевает их. При недооценке способностей ребёнка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание. Поэтому так важно вовремя разглядеть детскую художественную одарённость и помочь её развитию. Сама проблема выявления скрытой художественной одарённости пока практически не разработана. Ясно, что лишь немногие люди родились, чтобы реализовать себя, свою творческую индивидуальность именно в искусстве. Оказав благотворное влияние на развитие личности ребёнка, волна возрастной одарённости с возрастом и уйдёт. В связи с этим возникает проблема: как на общем ярком фоне детского творчества разглядеть тех, кто отмечен индивидуальной одарённостью и, может быть, посвятит искусству всю жизнь.

Творчество- это отдельный самостоятельный вид деятельности. Не существует рецептов, как сделать процесс обучения процессом творчества. Основные задачи, которые ставит педагог в повседневной работе - успеть реализовать с помощью детей свои собственные творческие планы, но возможность самовыражения - важнейший мотив любой деятельности. Одни говорят, что заниматься развитием детского творчества в условиях подготовки к различным мероприятиям - некогда. Другие - что для того, чтобы ребёнок что-то сделал сам, он должен обладать запасом навыков, умений, т.е., сначала надо научить его быть исполнителем, чтобы впоследствии стать творцом. Задача же педагога - создать предпосылки для проявления детского творчества, научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями. «Каждый ребёнок талантлив!»- означает, что творческие способности и задатки есть у каждого ребёнка. Педагогу нужно стараться избегать стандартных решений. В пении он может проявить гибкость в применении дополнительных средств выразительности (изменять тембр голоса, петь от лица разных персонажей); в танце - изменять положения тела, придумывать новые образы на одну и ту же тему; в театрально-игровом - способность передачи образа, сюжета с помощью совокупных средств выразительности (мимики, осмысления образа с разных точек - настроения, положения в пространстве); в музицировании - важна способность варьировать, передавать образ с помощью музыкальных звуков(мелодии, тембра, ритма, динамики, лада).

Одарённые дети - творческие дети.

Детское творчество трудно заметить, потому что оно бывает разного вида и проявляется разными результатами. Его трудно оценить, т.к. взрослые мерки не подходят. Творчество - не одномоментный акт, а процесс, состоящий из определённых этапов. Дети дошкольного и младшего школьного возраста ещё не утратили интерес к миру и обострённую отзывчивость на чувственные впечатления - и уже поэтому имеют отношение к художественной одарённости. Есть труднообъяснимое сходство психологического облика ребёнка и талантливого художника, поэтому к ним подходят слова: «искренность, непосредственность, свежесть взгляда».

Загадка одарённости, механизм её выявления волнует и психологов, и педагогов. Но одарённость не только дар Божий. Это серьёзное испытание. Вундеркиндам трудно прожить без психологических потерь. С точки зрения практической психологии в многообразии одарённых детей существуют две полярные группы. Одна - дети с гармоничным развитием, другие - могут отличаться эмоциональной неустойчивостью, медленным или быстрым темпом работы, заниженной или завышенной самооценкой. Самая большая группа детей - со скрытой, непроявленной одарённостью. Как ни парадоксально, но нестандартность одарённого ребёнка могут восприниматься окружающими не как признак его одарённости, а как неприспособленность к жизни в обществе и даже как недоразвитость. Главная задача педагога - не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую творческую развивающую среду. Учить, воспитывать одарённых, неординарных детей - это значит меняться самим. Для работы с такими детьми кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. В настоящее время, пожалуй, все ведущие педагоги музыки едины во мнении, что основной целью любого процесса непрофессионального музыкального воспитания является не достижение блестящей техники - будь то вокал, инструментальное исполнительство или теория музыки,- а культивирование такого душевного строя у ребёнка, при котором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе и он мог бы чувствовать себя раскрепощённо в её прекрасной , вдохновляющей радостной среде.

Музыка лечит душу и тело./надпись на итальянских инструментах эпохи Ренессанса/.

Музыка сама является одной из здоровьесберегающих технологий.

История оставила немало фактов, свидетельствующих о целебных, терапевтических свойствах музыкального искусства. Сохранились сведения, что многие исторические личности пользовались приёмами музыкотерапии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки-Пифагор. Он излечивал молодых людей от алкоголизма, прописывая им музыкальную мелодию в особом стиле и ритме. В третьем веке до н.э. в Греции был создан медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Не только в Древней Греции, но и в Америке у индейцев воздействие музыки считалось целебным. В Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на 5-ти тонах, соответствующих 5-ти элементам природы ( земля, металл, дерево, огонь, вода), которые соответствуют 5-ти органам человека (селезёнка, лёгкие, печень, сердце и почки).

Знаменитый Авиценна называл музыку безлекарственный способ лечения и ставил её в один ряд с диетой, ароматерапией и смехотерапией. Сам он с успехом лечил музыкой людей с нервно-психическими заболеваниями. В 19 веке музыку Вагнера тоже применяли при лечении психических расстройств. А 100 лет спустя музыкотерапию используют во многих лечебных учреждениях Америки и Европы.

С 1969г. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря ему стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение за считанные секунды уничтожают тифозные палочки, возбудителей желтухи, вирусы гриппа, ускоряет своё движение протоплазма клеток растений.

В России почти 100 лет назад русские учёные: Иван Сеченов, Сергей Боткин и Иван Павлов открыли, что с помощью музыки регулируются десинхронные ритмы человека при стрессе. В начале 20-го века психоневролог Владимир Бехтерев пришёл к выводу, что музыка может избавлять от усталости, заряжать энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Матери недаром поют колыбельные своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие человека» - писал учёный.

В наше время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская Академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стресса, сердечные боли, гипертонию можно вылечить с помощью музыки на 90% . Известен факт, что французский актёр Ж. Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врачей музыку Моцарта.

В России музыкотерапию Минздрав утвердил официальным методом лечения в 2003г. Она становится наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. При Музыкальной Академии им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации работает и в Российской Академии медицинских наук. Во многих клиниках мира весьма эффективно используют лечение музыкой. При депрессии и даже при психозе больным рекомендуется слушать элегии, ноктюрны, колыбельные и музыку, возвращающую в безмятежное детство. Калифорнийский учёный Авраам Гольдштейн считает, что музыкальное удовольствие мы получаем благодаря высвобождению эндорфина-(«гормона радости»). Универсальным действием обладает музыка Моцарта, в этом единодушны все специалисты. Придуман специальный термин «эффект Моцарта»: музыка композитора улучшает сон, память, помогает преодолеть стресс, угнетённость, активизирует все силы организма, лечит душевные и физические болезни.

Лечебное воздействие оказывают не только музыкальные произведения, но и музыкальные инструменты. Теперь не кажется выдумкой и другой феномен: разные тембры музыкальных инструментов действуют по-разному на наши органы и оказывают разный терапевтический эффект. Каждый человеческий орган любит слушать «свою» музыку. Фортепиано, например, успокаивает нервную систему, кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему, избавляет от подавленности, флейта следит за работой печени, оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, труба эффективна при радикулите, неврите. скрипка расслабляет, балалайка влияет благотворно на работу органов пищеварения, арфа полезна при истерии. Исцеляющие недуги инструменты помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».

В книге К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» есть такие слова: «Я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том, что это благотворно повлияло и на мой слух и на выработку вкуса…Сила впечатлений была так огромна, но не осознана тогда, а воспринята органически и бессознательно не только духовно, но и физически. Вот эта огромная сила детских впечатлений определила и мою жизнь».

«Единственное, что цементирует нацию,- искусство. Ничего больше»/режиссёр Сергей Урсуляк/.

Литература:

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой.- М., Советский композитор, 1985.

Раппопорт С.Х.Искусство и эмоции.- М.,1972.

Матонис В.П.- Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.,1988.

Ермолова – Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. Вопросы психологии.- М., 1975.

Глинка М.И. О музыке и музыкантах.- М.,1954.

Ражников В.Г.- Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. М.,1994.

Психологический словарь.- М., Педагогика-пресс. 1997.

О начальном обучении менее способных детей.- Ребёнок за роялем. - М., 1981.

Кеетман Г. Элементарное музыкальное воспитание. - М., Советский композитор. 1978.

Гольденвейзер А.- О музыкальном искусстве.- М., 2003.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области