Методологические основы создания спецкурса «Физический эксперимент»

Обеспечение учащихся, наряду со знанием фактического материала, системой практических умений и навыков, на уровне исследовательской деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Спецкурс «Физический эксперимент»

Назначение специального курса "Физический эксперимент" - обеспечение учащихся, наряду со знанием фактического материала, системой практических умений и навыков, на уровне исследовательской деятельности. Программные лабораторные работы основного курса физики (в условиях урочной системы) имеют в основном репродуктивный характер.

С целью развития интереса к предмету физика, логического мышления и познавательной деятельности, предоставления возможности учащимся самостоятельного доказательства законов и явлений физики, развития творческих способностей личности составлен курсфизического эксперимента.

С помощью эксперимента идёт процесс накапливания фактов, информации о наблюдаемых явлениях, формулируются понятия и экспериментальные законы.

Эксперимент имеет сложную структуру. Кроме того, что учащийся должен знать, как сделать опыт, он ещё должен включить в свою работу и поисковую деятельность, и точность расчетов и возможность исследования, а также творчество и самостоятельность. Это значит, что эксперимент должен стать неотъемлемой частью курса школьной физики, как один из способов получения практических знаний.

Каждый опыт или работа может рассматриваться с различных точек зрения, однако всё должно иметь под собой строго определенное основание необходимости решения данной проблемы, выделения ведущего аспекта и наглядности.

Весь курс физического эксперимента содержит три структурных блока:

Повторительный блок.

Предусматриваются работы, которые включают в себя материал курса физики предыдущих лет и базируются на изученном ранее материале. Учащиеся, проделывая работы этого блока, имеют возможность повторить тему, осмыслить её с новой, более глубокой точки зрения, а по возможности найти другой, более удобный и точный метод выполнения работы.

2. Стандартный блок.

Блок содержит работы стандартного уровня. Выполняя эти работы, учащиеся имеют возможность ещё раз рассмотреть материал школьной программы данного класса. Но обязательным условием является то, чтобы работы эксперимента не дублировали лабораторные работы, выполненные на уроке. Работы могут быть на аналогичную тему, но с элементами новизны. Иначе выполнение работы ребятами может привести к элементарному копированию. Материал этого уровня основывается на знание физики предыдущих курсов и может выполняться разными методами.

Уровень заданий позволяет учащимся глубже и основательней подойти к изучению и закреплению темы.

3. Опережающий блок.

Блок работ рассчитан на уровень углубленного изучения предмета. В этот раздел включены работы, выходящие за пределы школьного курса физики или за пределы материала данного класса. Для выполнения необходимо пользоваться знаниями школьного материала и углубленного изучения.

Каждый блок состоит из работ разного характера деятельности.

Первый тип работ ( исследовательский характер деятельности ).

Выполняя работы этого типа, учащийся должен проанализировать явление, исследовать его и получить выводы.

Назначение исследовательского типа заданий:

изучение теории темы задания с применением специальной литературы,

осмысление методики выполнения работы, составление плана,

оформление бланка отчета, заполнение таблицы с результатами исследования;

построение необходимых графиков;

поиск ответов на все вопросы исследовательского характера;

Темы работ данного раздела выбираются таким образом, чтобы главной целью было:глубокое изучение различных явлений и процессов физики.

Второй тип работ (экспериментальный характер деятельности)

Основу данного раздела составляют экспериментальные работы. Цель этих работ - получение ответа на вопрос:«Что будет если ...?».В отличие от работ предыдущего типа учащиеся до завершения работы не могут с уверенностью определить результат. После окончания эксперимента они должны практически и теоретически доказать верность своих рассуждений. Данный раздел требует большой подготовительной работы.

Назначение экспериментального типа заданий:

осмысление задачи эксперимента (Что будет, если...?);

выбор приборов и материалов, необходимых для проведения эксперимента;

проведение работы, наблюдение за протекающим процессом;

анализ полученных результатов;

теоретическое обоснование проделанной работы и полученных результатов.

Третий тип работ ( творческий характер деятельности)

Предусматривается возможность проявления творчества, смекалки и сообразительности. Большинство этих работ осуществляют перенос знаний учащихся на практику, т.к. пользуясь своими знаниями материала, ученики должны найти выход из сложившейся занимательной ситуации.

Назначение творческого типа заданий:

выявление главной цели работы,

теоретическое обоснование (выбор метода выполнения работы);

подготовка необходимых для работы приборов, материалов и средств измерения;

выполнение практической части работы;

основательность и доказательность логичности метода выполнения работы;

Вертикальное и горизонтальное объединение блоков и типов работ позволяет получить набор разноуровневых практических заданий, которые учитывают не только уровень подготовки ученика (фактические знания), но и сформированность умений и навыков.

Основная педагогическая задача при реализации спецкурса – уверенное, осмысленное выполнение всех работ любого блока и типа.

Для более удобного восприятия тематики практических работ, их условного расположения в блоках и по типу предлагается таблица заданий спецкурса "Физический эксперимент".

Введение в профильных классах спецкурса позволяет не проводить стандартные лабораторные работы на учебных занятиях, а вывести их на занятия спецкурса, причем на более высоком, исследовательском уровне.

Отчеты по проведенным работам оформляются учениками на компьютере, макетируются, оформляются и печатаются в виде методического пособия (брошюра с указанием исходных данных, автора и т.д.). Эти издания являются курсовыми (годовыми) работами, по ним выставляется зачет.

Таким образом, еще одной целью спецкурса является повышение компьютерной грамотности и навыков пользователя ПК.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2020