Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Природоведческие игровые упражнения в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи посредством игровых упражнений с использованием природного материала. Задачи: • Развивать координацию и точность движений руки и глаза. • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. • Укрепить общедвигательную активность. • Содействовать нормализации речевой функции

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Природоведческие игровые упражнения в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

Марашова Регина Мазгутовна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 37 «Сказка»

город Альметьевск , Республика Татарстан

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается речь, память, внимание, мышление.

Работая по данной теме, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе, как наиболее эффективному здоровьесберегающему направлению.

Работая с природным материалом ребенок приобщается к миру прекрасного, учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение.

Определила цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи посредством игровых упражнений с использованием природного материала.

Задачи:

Развивать координацию и точность движений руки и глаза.

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Укрепить общедвигательную активность.

Содействовать нормализации речевой функции

Форма работы

Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые логопедические занятия.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Массаж рук.

Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность, сократительную способность мышц. В качестве ручных тренажеров природный материал, состоящий из ракушек, камушков, шишек, круп и др.

Игры.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите сухие листья разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из лиственной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку шишку (лучше сосновую) или грецкий орех. Ребенок катает шишку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки. Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

Возьмите кору деревьев. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этой коре, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. " Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - н двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили. И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".

Берем морские камушки, раскладываем их как медовые соты. Малышдвумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкой: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в ёмкость 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две скорлупы от грецких орехов кладем на столе внутренней частью вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок собирает спички (или веточки-палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой деревянной прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я, же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку, сделанную из 12 желудей. Ребенок, перебирая жёлуди пальцами, на каждый жёлудь называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

“Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, кедровых орешков и т.д. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

Зубочистка, Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Цветной песок. Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо сгрести лишний песок с картинки.

Наматывание ниток. Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

Переливание жидкостей и не только. Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти упражнения развивают такжеи воображение, фантазию ребенка.

Один из компонентов по развитию мелкой моторики и оздоровлению это использование игр и упражнений с применением морской соли.

Задачи

Укрепить мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.

Подготовить руку дошкольника к письму.

Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.

Развивать внимание, воображение, усидчивость.

Оборудование: сухая морская соль (без ароматической дабавки) пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы: пуговицы, лего, и т.д.

Основные упражнения для пальцев и кисти руки:

«Паучок» (погрузить в соль подушечки пальцев) Сидит на ветке паучок, расставив лапки и молчок.

«Воронка» (вращать каждым пальцем в емкости с солью)

«Солим суп» (захватить соль щепотью и медленно сыпать сквозь пальцы)

Мы сегодня повара

Суп солить давно пора.

«Моем ручки» (захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними)

Моем руки чисто-чисто

Моем руки быстро-быстро.

«Пересыпь соль» (пересыпать соль из одной ладони в другую)

Соль, пересыпайся

Да, не просыпайся.

«Хлопки» (похлопывать ладонями о соляную поверхность)

Хлопайте ладошки о соляные крошки

Крепко прижимайте, быстро убегайте.

«Кулачки» (захватить соль в кулак, и высыпать)

«Горка» (сгребать соль ладонью в горку)

«Цыплята» (постукивание кончиками пальцев о соляную поверхность)

«Гуси» (пальцы щипают соль)

Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку» (отыскивание крупных пуговиц, ракушек)

«Построим замок»

«Художники»

«Угадай-ка» (найти спрятанный предмет)

Следует помнить, мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ежедневно предлагайте детям такие игры! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка. Все эти игры приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику руки.

во-вторых, формируют художественный вкус, бережное отношение к природе, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие речи и интеллекта.

Список литературы:

Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.-М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. Спб.: Дельта, 1997.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2003.

Сайт Логопед.ru «Комплексы упражнений и игр с морской солью».

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области