Уважаемые педагоги и родители!
Подросток входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи и неравнодушных педагогов для подростка в этот период времени непреходяще . Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Помните:
- кризис подросткового возраста; - временное явление, запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст;
- научитесь понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;
- будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении подростка. Не откладывайте разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное;
- умейте выслушать подростка, учитесь вести диалог, а не произносить нравоучительные монологи;
-удерживайте себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в коллективе);
- следите за собой - не делайте различий при общении с подростками в коллективе, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы другому. Подростки очень проницательны и не простят Вам этого;
- установите с подростком партнерские отношения, обсуждайте вместе важные коллективные дела, не отстраняйте его от участия в них. Он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;
- не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять, настраиваясь заранее на покорность и послушание, Вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;
- во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле, - что он не любит вас, ненавидит и так далее; имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику;
- научите подростка самозащите от давления группы или «друга-манипулятора», разъясните методы индивидуального и группового давления, объясните их цель. Убедите ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие;
- повышайте самооценку подростка, для этого чаще хвалите за любые достижения и успехи, поручайте сложные и ответственные дела, подчеркивайте достоинства его внешности, его положительные черты характера;
- убедите подростка в преимуществах здорового образа жизни, отказе от вредных привычек;
- старайтесь, говорить со своим ребенком, открыто и откровенно на самые деликатные темы. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление;
- проявляйте внимание к подростку, демонстрируйте ему свое уважение.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних сл.Большая Мартыновка»
"В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного".
Л.С.Выготский
Методические рекомендации для педагогов и родителей
2018 год
Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами.
Характеристика этого периода:
1. Появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.
2. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей и педагогов подростки ведут себя дерзко, считая взгляды взрослых устаревшими. Выросшие дети требуют соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
3.Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
4. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки. Робость и застенчивость — очень распространенная проблема в этом возрасте. Если молодой человек не доволен собой и склонен считать себя слишком высоким или низким, слишком полным или худым, он смущается, если носит очки или брекеты и т.д. Это мучительная проблема для подростка, и он очень страдает из-за этого, ему трудно общаться с людьми и проводить время с друзьями.
5. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Для подростка характерно наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз.
6. Нестабильным становится эмоциональное состояние: молодой человек то счастлив и находит жизнь прекрасной, а в следующее мгновение может быть подавлен, раздражен и теряет всякий интерес. Если подросток счастлив, что показывает это открыто — смеется, радуется от души, забывая обо всем на свете. Подавленность хорошо заметна по меланхоличному и серьезному выражению лица. В этом возрасте дети с трудом скрывают свои эмоции, особенно печаль, и легко начинают плакать. В такие моменты они нуждаются в понимании и заботе.
7 .Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.
8. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблемы с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
9. Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.