Кружковая работа.
Кружковая работа, как мне кажется, пробуждает у ребенка желание стать кем-то профессиональным в этой жизни. С точки зрения мальчишки, это могут быть кружки судостроения или моделирования самолетов, изготовления керамики и изделий из глины, лепка.
Эти нескольких направлений развивают у ребенка все многообразие знаний и умений. Среди них я бы выделил:
1. умение создавать модели по образцу. Это необходимо в жизни каждому мужчине, ведь часто нужно сделать что-то дома, чтобы предмет был похож. Например, мама или жена могут попросить изготовить какие-то элементы мебели, чтобы они были точно такими же, как вот в этом журнале.
2. знание исторических корней своей страны также легко можно изучить на этих кружках. Ведь керамики и лепка уходят своими корнями вообще в глубокую древность, а судостроение имеет еще и богатую военную составляющую.
3. с точки зрения познания черчения и других точных наук эти кружки как нельзя лучше подходят, ведь на них возможна практическая применимость информации, полученной ранее.
Творчество – основная составляющая всей педагогической деятельности, в том числе она важна и для преподавателя технологии. Это связано с несколькими аспектами:
1. технология необходима для того, чтобы развить у ребенка определенные, часто даже бытовые навыки и умения, в рамках работы кружков творческая составляющая позволяет педагогу открывать новые грани в личности учащихся.
2. художественная деятельность учащихся при изготовлении ими своих поделок и моделей находит свое выражение в их творчестве, формирует иное мышление, позволяющее создавать нестандартные результаты;
3. творчество в кружковой деятельности формирует у учащегося необходимость поиска новых решений при отсутствии стандартных и другое.
Кружковая работа не подавляет индивидуальность ученика, мне кажется, что это самый важный аспект в подобной деятельности. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Я думаю, что для того, чтобы сформировать у ребенка творческое начало, а также дать ему навыки творческого мышления, педагогу и самому важно креативно подходить к разрешению проблем, ведь творчески одаренная личность должна быть настроена на успех, а это может сделать только педагог, который тоже может мыслить нестандартно.
Тем не менее, на уроке технологии очень важно научить ребенка размышлять с точки зрения здравого смысла, это означает обдуманно подходить к разрешению существующих проблем.
Кружковая работа, обладая качеством необязательности, позволяет развивать самостоятельность в выборе решений, здесь кругозор фантазии может быть шире. Особенно это касается лепки или керамики. В судостроении веже ребенок учиться следовать правилам и установкам, созданным точными науками.
Тем не менее, все эти кружки учат ребенка принимать ответственное решение, а значит, творчески мыслить, оглядываясь на тот опыт, который у них уже есть.
Тем не менее, творчество может иметь и обратную грань, здесь педагогу необходимо следить, чтобы оно не уходило за грани здравого смысла и не становилось фантазией. Любое творчество должно быть оправданным, а значит, в лепке составляющие соответствовать друг другу, а в судостроении все должно укладываться в технические требования к судам.
Как показывает практика, творческая составляющая кружковой работы проявляется еще и в рамках проблемного обучения. Важно уметь ставить проблему, но так, чтобы она могла быть преодолима учащимся либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Такое обучение требует от педагога глубокого знания предмета и умения принимать решение в сложных, нестандартных ситуациях.
Выделяют пять наиболее важных этапов, через которые проходит творческая и познавательная деятельность в кружках, они мне представляются очень нужными:
1. этап теоретического понимания необходимой деятельности. На этом этапе важно нег перегрузить ребенка информацией, но в тоже время предоставить ему все сведения, которые ему необходимы для формирования новых идей и развития кругозора;
2. на следующем этапе для творчества как такового места нет, здесь важно показать ребенку все как можно подробнее, а затем раскрыть еще и нормы техники безопасности;
3. попытка выполнения задания и выполнение полной работы;
4. на заключительном этапе происходит контроль выполненной работы;
5. творческие поиски и мозговой штурм, который предполагает обсуждение вариантов выполнения предлагаемой деятельности.
Замечу, что такой этап не всегда является составляющим процесса практической деятельности, но в кружковой работе он обязателен.
Практическая работа в кружках способствует формированию не только творческих качеств учащихся, но и связана с формированием их хозяйственности, способности заботиться о других, учащиеся умчаться не только творчески подходить к работе, но и используют теоретические знания для дальнейшего совершенствования.
Таким образом, наиболее важными составляющими творческого процесса в кружковой работе являются:
- способность педагога искать новые формы и методы работы с учащимися;
- развитие у них более свободного и масштабного мышления;
- формирование умения выражать собственное мнение и слышать замечания других;
- способность педагога обращать внимание на склонности и способности учащихся.
Итак, уроки технологии являются достаточно специфичными, так как на них учащиеся приобретают практические навыки реальной жизни в общем смысле, а кружки, я так думаю, это некое постулирование, закрепление полученного и расширение этой информации и отдельных навыков до уровня высокого профессионализма, творческого начала и полного осознания той деятельности, с которой связан учащийся.