Государственное образовательное учреждение Тульской области
"Новомосковский центр образования»
Гуманистическая культура воспитателя – условие формирования нравственно-этических качеств ребёнка с ОВЗ.
Воспитатель: Антонова Т.М.
2017г.
Добро творить,
Как воздухом дышать –
Потребность, людям данная от Бога,
Лучами сердца мир отогревать,
И отдавать, и не считать,
Что отдал много…
Марианна Озолиня.
В течение длительного исторического развития педагогики как науки в ней сложилась установка на то, что воспитание не должно быть заложником каких-либо конъюктурных ситуаций, зависеть от идеологии, убеждений, стоящих у власти. Воспитание подрастающего поколения должно основываться на сформировавшихся в мировом сообществе постоянных и приходящих идеях и ценностях. Таким образом, для формирования идейной основы для всей системы воспитания необходимо использовать выработанные в обществе и проверенные в мировой практике общечеловеческие принципы гуманизма.
Что же такое гуманизм?
Гуманизм (от латинского «человечность») – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Гуманизм – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности.
Каждый из нас по своей природе должен быть человечным. Много сказано о милосердии, сострадании, нравственности – основных компонентов человечности.
Прежде всего, человечность – это способность уважать других людей. Можно сказать, что уважение к окружающим, а также к самому себе является основополагающим качеством для развития данного качества. Сюда же относится и правильное отношение к природе, к животным.
Уважение также предполагает и такое качество, как толерантность, т.е. умение относиться с терпимостью к другим людям, к представителям других религий и национальностей.
Человечность – это умение сострадать, умение понять чувства другого человека, способность простить того, кто совершил ошибку.
И ещё одним свойством человечности является нравственность. Нравственность всегда была негуманной основой человечности, и представляет собой неписанный закон взаимоотношений между людьми. Нравственность всегда стоит на страже духовного и психологического здоровья человека. Это качество помогает человеку оставаться не просто членом потребительского общества, но и быть готовым выполнять свой моральный долг.
Конечной целью воспитания с позиции гуманизма является то, что каждый человек может стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, полностью свободным и самостоятельным существом, ответственным за свои поступки и за всё, что происходит вокруг него.
Таким образом, степень гуманизации процесса воспитания напрямую от того, насколько этот процесс способствует созданию предпосылок для самореализации личности, раскрытию всех его природных потенциалов, способность её к свободному выбору, ответственности и творчеству.
Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей детей к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром. Одним из главных факторов результативности процесса становления личности, его духовно-нравственного воспитания является педагог как носитель духовных ценностей.
«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была» - пишет К.Д. Ушинский – «не перешедшая в убеждения воспитателя останется мёртвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности».
Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником. Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказания и поощрения.
В настоящее время нравственному воспитанию в школе уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворителен.
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста прежде всего относится учебная деятельность. Содержание учебного материала обогащает представление детей о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств детей.
Другим важным источником нравственного опыта детей является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.
Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности как мужество, ответственность, гражданская активность нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственно проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Но пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие воспитанников оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей и общественной работе, к детям, к самому себе. Примеры увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и детьми укрепляют в подростках веру в торжество морали.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитатель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе расчитывать на действенность своих слов, и поэтому он никогда не станет авторитетным наставником.
Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный катализатор воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, который несёт, утверждает педагог. Из всего сказанного, можно констатировать, что гуманизм личности воспитателя является основным фактором результативности духовно-нравственного воспитания подростков и самые главные личностные качества воспитателя, на мой взгляд, должны быть следующие:
- Во-первых – любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
- Во-вторых – уметь понимать детей, т.е. стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними.
- В-третьих – необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания.
- В-четвёртых – педагогу должно быть присуще всё лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.