Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Роль семьи в социализации ребенка»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МУ «комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное детское дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

Статья на тему:

«Роль семьи в социализации ребенка»

Воспитатель: Петрова Марина Юрьевна

2018г.

«Роль семьи в социализации ребенка»

Проблема социализации подрастающего поколения актуальна. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их сверстники 20 -30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, компьютеризации детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.

Развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими людьми. Первые 5 лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребёнок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребёнка школой социального общения. В семье должно поддерживаться любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребёнок учится высказывать своё мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, но должны быть едиными.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей - рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий взрослый человек.

Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Для ребенка семья - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

В семьеформируется чувство безопасности, дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром, в семье учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу»

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Социализация ребенка в семье зависит от стиля семейного воспитания и семейных условий:

Авторитарный стиль – все решения принимают родители.

Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность

Попустительский стиль - неспособность семьи контролировать поведение

Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию

Опекающий стиль – стремление постоянно быть около ребенка,

решать за него все возникающие проблемы.

Неблагоприятные семейные условия:

отрицательный пример родителей

аморальный образ жизни

нарушение структуры семьи

недостаток общения родителей с детьми.

Благоприятные семейные условия:

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Вирджиния Сатир признаком здоровой или функциональной семьи считает наличие семейных традиций, которые являются одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Вирджиния Сатир здоровыми считала те семьи, в которых:

- каждый член семьи воспринимается как равный другим;

- доверие, честность, взаимоподдержка и открытость являются существенными;

- каждый в семье несёт свою часть ответственности за семью в целом;

- отдыхают, получают удовольствие, радуются и грустят вместе;

- существенное место занимают традиции и ритуалы;

- все в семье принимают особенности и уникальность каждого из них;

- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);

- чувства каждого человека в семье принимаются и прорабатываются.

Дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания растут счастливыми, имеют меньше проблем в общении со сверстниками, трудностей с обучением в школе.

Нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.

В целом, можно сделать следующий вывод

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека.

Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными.

Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения воспитания из семейного в общественное уходит в прошлое.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка; другие – не умеют этого делать; третьи – не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОУ. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка. В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

В детском саду:

создается благоприятный психологический климат для ребенка

повышается уровень эффективности приобретения знаний, навыков и умений;

вырабатывается единый подход по оказанию всесторонней помощи ребенку;

родители информируются о достижениях, имеющихся в системе воспитания и обучения;

приветствуется включение родителей в общеобразовательный процесс с учетом интересов ребенка.

Между семьей и воспитателем должно быть: сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, диалог, взаимоуважение и конструктивное взаимодействие.

Вывод: Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и должны быть едиными.

Тем не менее, семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

В заключение хочется сказать, что

Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ

Если ребенок живет во вражде, он учится быть АГРЕССИВНЫМ.

Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

Если ребенок растет в терпимости, он учится ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.

Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОРОДНЫМ

Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ

Если ребенок растет в безопасности, он учится ДОВЕРЯТЬ

Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример ему...»

(Себастьяна Бранбта)

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области