Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Минусинского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шошинский детский сад
Направление: окружающий мир
Тема: «Такая разная бумага»
МКДОУ Шошинский детский сад
Лукьянов Алексей
Старшая группа
Руководитель: Зубарева М.А.
Воспитатель
с. Шошино 2018г.
Оглавление
Введение………………………………………………………… 2 стр.
Основное содержание………………………………………….. 3 стр.
Практическая часть…………………………………………….. 3 стр.
Практическое применение…………………………………….. 9 стр.
Заключение……………………………………………………... 9 стр.
Литература……………………………………………………… 9 стр.
Актуальность
Дети по своей природе исследователи. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства его привлекает бумага – это еще не известный им материал притягивает их потому, что: шуршит, можно смять, порвать и даже попробовать на вкус.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течение дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не знают, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
Гипотеза
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Цель
Создание социальной ситуации развития детей, посредством исследования окружающего мира в процессе проведения опытов с бумагой.
Задачи
1.Создавать условия для познавательного интереса и познавательной активности через проведение опытов с бумагой; 2.Обеспечивать эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 3. Создавать условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности, а так же для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей через исследование свойств бумаги; 4.Создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей детей и развитие умения детей работать в группе сверстников через создание коллекционного альбома «Виды бумаги»; 5.Создавать условия для овладения культурными средствами деятельности через ситуативный разговор.
Объект исследования
Бумага
Предмет исследования
Свойства бумаги
Методы и средства исследования
1. Наблюдения. Сравнения.
2. Изучение литературы.
3. Поиск материалов в интернете.
4. Проведение опытов.
5. Выводы.
Основное содержание
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага является важным элементом в процессе печатания, и еще долго будет занимать важное место в нашей жизни. В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги, для ее изготовления уничтожаются огромные площади леса. Остается все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу, использованную бумагу надо сдавать на переработку.
Бумага – важнейшее изобретение человека. Никакой другой материал или устройства (компьютер) не способны ее заменить.
Существует множество видов бумаги. Она обладает разными свойствами, ее применяют в разных областях.
Человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из нее. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.
3. Практическая часть
Цель: создание социальной ситуации развития детей, посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе проведения опытов с бумагой.
Опыт №1
Бумага по своему строению бывает тонкая и толстая.
Берем в руки лист бумаги и лист картона, пробуем смять их, скрутить, согнуть (бумага мнется, скручивается, сгибается).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
Опыт№2
Бумага бывает прочной и не прочной
А теперь берем лист картона и тетрадный лист, пробуем порвать (бумага рвется, а значит она не прочная).
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
Опыт №3
Бумага может резаться ножницами
Берем ножницы и разрезаем сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
Опыт №4
Бумага боится воды
Кладем в один стакан с водой лист бумаги, а в другой салфетку (салфетка намокла и распалась, бумага тоже намокла)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага толще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Опыт №5
Пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой.
Проводим обратным концом кисточки по бумаге, а потом пробуем заштриховать это место простым карандашом. Продавленные линии оказались не закрашенными. Теперь проводим мягкой кисточкой по бумаге и штрихуем этот участок карандашом. Белых участков не осталось. Положим под тетрадный лист монету и штрихуем это место. На бумаге «проявился» рисунок монеты.
Вывод: бумага имеет свойство вдавливаться, и на ней можно писать и рисовать.
Опыт №6
Бумага разлагается в земле.
Закапываем в один стакан с землей кусочек салфетки, а в другой – кусочек полиэтилена. Поливаем землю водой. Берем ложку и тщательно перемешиваем мокрую землю в стаканах. Немного ждем, затем с помощью ложки ищем кусочки салфетки и полиэтилена (салфетка разложилась, а полиэтилен остался прежним).
Вывод: бумажная упаковка начинает разлагаться почти сразу, а на разложение полиэтиленовых пакетов может уйти очень много времени.
Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
При создании альбома «Виды бумаги», мы узнали, что существует, очень много разных видов бумаги ( писчая бумага, газета, открытка, цветная, гофрированная, бархатная, обойная, тетрадная, салфетка и много других видов). У нас получилась замечательная коллекция.
Практическое применение
В ходе реализации проекта «Такая разная бумага» достигнуты определенные результаты.
Дети узнали историю создания бумаги;
обобщили знания о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества, узнали новое свойство бумаги – размокать в воде; увеличился интерес детей к познанию окружающего мира; закреплены знания о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека. При создании альбома «Виды бумаги», дети узнали, что существует много разных видов бумаги.
Данный проект используется для проведения опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению разных видов бумаги.
Заключение
В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги, для ее изготовления уничтожаются огромные площади леса. Остается все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу, использованную бумагу надо сдавать на переработку.
Литература
«Юный эколог» С.Н. Николаева. Издательство «Мозаика синтез», 2004г.
«Познавательное развитие» конспекты занятий в старшей группе. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. ТЦ «Учитель», 2004г.
«Экологическое воспитание дошкольников» практическое пособие. Л.Н. Прохорова Издательство «Аркти», 2004г.
«Простые опыты с бумагой» М. Султанова. ООО «Хатбер-пресс», 2014г.
Интернет ресурсы.