Взаимосвязь музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин в детской музыкальной школе.
Каждый педагог, занимающийся с ребенком обучению игре на музыкальном инструменте, стремится раскрыть и развить его музыкальные данные, дать ряд практических навыков, научить слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его многообразии. Это понимают и сами ученики, и их родители, старательно выполняя все рекомендации их преподавателя по специальности. Но, к сожалению, не всегда это понимание касается предмета в музыкальной школе под названием «сольфеджио», и даже самые успевающие учащиеся не всегда понимают связь между теорией (сольфеджио, музыкальной литературой) и практикой (музыкальным исполнительством). Однако, она есть.
«Работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его», «… а развивая слух, мы непосредственно действуем на звук», - говорил Г.Нейгауз. Эти слова великого музыканта выражают сущность взаимосвязей уроков теоретических дисциплин с исполнительскими.
Огромную помощь в достижении поставленных целей может иметь постоянное сотрудничество педагогов исполнительских отделений с преподавателями сольфеджио и музыкальной литературы. Ведь исполнительство уже с первых уроков требует от учащегося наличия музыкальной памяти, которую нужно все время тренировать. Развитие музыкальной памяти происходит так же на уроках сольфеджио, путем заучивания наизусть музыкальных примеров из учебника, повторения (письменно или устно) услышанных мелодий. Но для лучшего запоминания произведения, ученику необходим навык анализа ладотональностей, аккордов, интервалов и т.д. К сожалению, этот навык остается неразвитым или недостаточно развитым, и полученные знания так и остаются в области теории. Чтобы восполнить этот пробел, педагоги – теоретики должны на своих уроках больше обращать внимание на анализ музыкальных произведений, а преподаватели специальности почаще прибегать к использованию теоретических знаний своих учеников, регулярно проводя их проверку.
Не менее важна связь исполнительских дисциплин с музыкальной литературой. Этот предмет призван воспитывать у начинающего музыканта слуховое восприятие музыки, а также давать знания об эпохе, композиторах, стилях, средствах музыкальной выразительности и т.д. Кроме того, на уроках музыкальной литературы дети учатся запоминать, анализировать, понимать музыку, а также говорить о ней. Обладая этими знаниями, проявляя заинтересованность в истории создания исполняемого на уроках специальности произведения, ученик сможет наиболее достоверно стилистически воспроизвести это произведение.
Можно с уверенностью сказать, что только глубокое понимание необходимости практического овладения всеми многочисленными составляющими музыкального языка, может дать настоящую заинтересованность в музыке и успех в занятиях.