Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду.

Ребенку дошкольного возраста присущ интерес к деятельности, в котором необходимым компонентом является познавательное отношение к миру.

Познавательный интерес способствует расширению кругозора. Под влиянием ребенок не только стремиться узнать новое, пополнить и углубить свои знания, но и активно применить их в игре, труде.

Перевести познавательный интерес в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности – задача взрослого, которая должна осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.

Интерес стимулирует действия ребенка. Благодаря наличию интереса происходит более интенсивное усвоение необходимых знаний, практических умений. Он способствует развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость в достижении поставленной цели.

Интерес побуждает ребенка к волевым усилиям, которые направлены на осуществление разных видов деятельности, и в частности трудовой. Чувство удовлетворения и радости в достижении определенной цели вызывают стремление повторить волевые усилия в процессе труда, совершенствовать их.

Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т.е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотивов совпадает с целью – познать и овладеть этой целью. Без наличия положительных мотивов интерес к труду детей может быстро угаснуть.

Развитие интересов имеет свои возрастные особенности.

Ребенку младшего школьного возраста присуще непосредственное любопытство. Все, с чем сталкивается малыш, привлекает его цветом, формой, звучанием. А это, в свою очередь, вызывает определенные положительные эмоции. Ребенка занимает лишь сам процесс действий, манипуляций с предметом. Отсутствие результата деятельности не огорчает малыша. Его интересы ситуативны, непроизвольны, поверхностны, неустойчивы. То, что было интересно вчера, сегодня уже не привлекает: вчера начал строить дом, но не успел, а сегодня строить отказывается, сел играть в настольные игры.

Однако малыши проявляют интерес к тому, что делает взрослый, с усердием помогают ему, выполняют элементарные трудовые поручения, проявляют активность, что объясняется постоянным растущим желанием овладеть новыми действиями.

В среднем дошкольном возрасте наряду с интересом к процессу труда появляется стремление предвидеть конечный результат своих действий. Ребенок способен самостоятельно поставить несложную цель, наметить пути, ведущие к ее достижению. Но возможность действовать еще не означает умения действовать. Если ребенку не помочь, не направить его, то возможности так и не превратятся в умения, старые способности действий перестанут удовлетворять и пропадет интерес к той самой деятельности, которая раньше привлекала. Поэтому так важно поддерживать, развивать интерес к различным видам труда в средней группе, с тем что бы в старшем дошкольном возрасте любое порученное дело выполнялось с увлечением, радостью и творчеством.

Наблюдения за трудом детей, их отношением к поручениям, знакомством с играми, в которых отображается труд взрослых, все это позволяет выявить интересы каждого ребенка.

Вопросы типа: «Что ты любишь делать дома? Чем ты любишь заниматься в саду? Почему?» - помогают установить, какое дело дети выполняют с большим интересом и удовольствием. Как правило, это бывают трудовые поручения.

Благоприятно влияет на воспитание интереса к трудовой деятельности приобщение ребенка труду в семье. Как правило, то, что дети делают дома, они с успехом выполняют и в детском саду.

Активность дошкольников в трудовой деятельности, их самостоятельность и творчество в значительной степени определяются постоянным развитием интересов.

Чтобы расположить ребенка к выполнению трудовых действий, следует, прежде всего, создать доброжелательную установку в группе. Соответствующий тон воспитателя, постоянная помощь в процессе овладения навыками поддерживают интерес детей, позволяет им почувствовать свои возможности. Следует избегать отрицательных оценок умений и навыков детей, их поведения в процессе трудовой деятельности.

Очень важно при организации трудовых поручений учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если он чем-то огорчен или расстроен, то ему не стоит предлагать какое-либо задание. Воспитатель также должен видеть , чем занят ребенок в данный момент, и не отрывать его от другого, интересного дела. Для включения в выполнение поручений следует выбрать такой момент, когда ребенок готов что-то сделать.

Поддерживая и развивая интерес к труду, необходимо помнить, что добиваться от детей качественного выполнения работы нужно постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам и умениям.

У младших дошкольников положительно-эмоциональное отношение к труду возникает в процессе совместной работы со взрослым. Трудовые действия педагога привлекают внимание ребенка.

В процессе совместной трудовой деятельности педагог должен показать детям свою заинтересованность данной деятельностью. Об этом будет свидетельствовать доверительная манера общения с ребенком, внимание к тому, что он делает.

Если дети не получают от воспитателя поддержки и одобрения своих действий, а их трудовые усилия не оцениваются и не поощряются, то они часто испытывают отрицательные эмоции по поводу первых неудач и приобретают отрицательный опыт участия в труде.

Неодинаковое отношение детей к труду как к процессу, к поведению в труде – результат неправильной организации воспитательной работы.

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Что бы подержать интерес к этому виду трудовой деятельности, необходимо обращать внимание детей на пользу, которую они приносят. Особенно, это касается дежурства в группе. Например: « Какой Ваня молодец. Все подготовил к занятию. Позаботился обо всех ребятах».

Подобная оценка не только поощряет действия ребенка, но и вызывает у детей поступать так же. Постепенно, осознавая работы для других, они начинают старательно выполнять свои обязанности.

Следует более тщательно продумывать содержание отдельных трудовых поручений, стремиться к тому, что бы труд детей был не надуманным, а жизненно необходимым. Желательно чаще привлекать ребят в качестве помощников в разнообразных хозяйственных делах, связанных с жизнью группы. Это позволяет преодолевать однообразие хозяйственно-бытового труда, сто очень важно для развития интереса к нему.

Чем однообразнее труд, тем более привлекательно он должен быть представлен.

В процессе трудовой деятельности дети приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Все это укрепляет интерес к труду.

На развитие интереса большое влияние оказывает и эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Дети подражают бодрому, энергичному темпу работы воспитателя, тщательности ее выполнения. Пример взрослых вызывает желание трудиться.

Интерес к труду усиливает и коллективный характер деятельности. Вместе дети с удовольствием работают. Совместное участие в труде вызывает чувство радости и гордости за сопричастность к общему делу.

Трудовая деятельность дошкольника тесно связана с приобретением жизненного опыта, с участием в посильном труде, с наблюдением и пониманием общественных явлений, природы, труда взрослых.

Результаты этой деятельности не безразличны ребенку в том случае, если он знает, что они высоко оцениваются близкими ему людьми, поднимают его во мнении окружающего коллектива. Один и тот же результат труда может иметь разное значение в зависимости от того, как мотивирует взрослый трудовую деятельность ребенка.

Немаловажное значение для развития интереса к трудовой деятельности имеет личностное участие детей в посильном труде. Приобщение ребенка к труду в семье благоприятно сказывается на воспитании интереса к разным видам труда и привычки трудиться. Дела, которые дети с удовольствием выполнят дома, как правило, осуществляются вместе с родителями. Ребята с интересом рассказывают о них, гордятся тем, что сами могут что-то сделать.

Очень часто излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что ребенок оказывается совершенно беспомощным в самообслуживании. Поэтому очень важно, что бы родители предоставляли ребенку возможность как можно чаще проявлять самостоятельность, поддерживали его желания помочь по дому.

Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная работа объединяет дошкольников общей целью. Они становятся более организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают по собственной инициативе помощь.

В процессе воспитания решающая роль отводится педагогу. От его умения видеть особенности развития каждого ребенка, зависит успех в воспитании положительного отношения к труду.

При правильном руководстве развивается желание и умение трудиться, изменяется соотношение к качеству работы, повышается степень самостоятельности в мотивации ее целей.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области