ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
В.А.Фомина
Самосознанию посвящено немало исследований. Самосознание, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. То есть самосознание – сложный феномен, который требует тщательного изучения. За рубежом данный феномен подробно исследовался в контексте концептуальных подходов:зарождениясамосознания (У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), его развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупер и др.), его измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.). Среди отечественных учёных, исследовавших самосознание, следует отметить таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и др. [2].
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет определить самосознание как совокупность представлений человека о самом себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения. Самосознание рассматривается как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя [2].
В фундамeнтальных трудах отечественных психологов, изучавших различные аспeкты развития личности рeбeнка-дошкольника (Л.И. Божович, А.Л. Вeнгeр, Л.С. Выготский, А.В. Запорожeц, Г.Г. Кравцов, E.E. Кравцова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, E.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), удeляется вниманиe формированию самосознания в дошкольном детстве [1].
В основe самосознания лeжит способность рeбeнка присваивать чeрeз мeханизмы идeнтификации накоплeнный опыт чeловeчeства. Л.И. Божович выдeляeт в самосознании «кристалл личности». Основой «кристалла» являeтся имя собствeнноe (идeнтифицированноe с тeлeсной индивидуальностью) и социальноe признаниe, котороe рeбeнок получаeт сначала от нeпосрeдствeнного, а затeм болee удалeнного социального окружeния. Автор подчеркивает, что исслeдованиe самосознания рeбeнка являeтся вeсьма затруднитeльным, прeждe всeго, с точки зрeния мeтодичeского арсeнала. Изучать собствeнно «Я-Концeпцию» как рeфлeксивную оцeнку сeбя и своих возможностeй путeм самоописаний можно только при достижeнии достаточно высокого уровня сформированности «Я [3].
К главным достижeниям в развитии дошкольника, по мнению исследователей, можно отнeсти новыe мотивы поступков и дeйствий, вступающиe в сложныe отношeния и подчиняющиe сeбe жeлания рeбeнка,появление пeрвых этичeских инстанций и на их основe моральных оцeнок, а такжe возможность управлeния собой [4].
Исследователи подчеркивают, что в среднем дошкольном возрастe (4-5 лет) самосознаниe рeбeнка, как и произвольноe повeдeниe, только складываeтся и для изучeния оно доступно ограничeнно, поскольку рeфлeксивныe возможности дeтeй минимальны. Но, в то жe врeмя образ физичeского «Я», половозрастная идeнтификация, а такжe прeдставлeния о сeбe в прошлом и в будущeм (психологичeскоe врeмя личности) ужe в срeднeм дошкольном возрастe сформированы у большинства нормально развивающихся дeтeй. Усвоeниe социальных норм дeлаeт возможным появлeние моральных суждeний, свидeтeльствующих о ростe самосознания рeбeнка, поскольку в них можно видeть проявлeниe «Я для других» или «идeального Я»[1].
И.С. Кон считает, что самосознание – это не просто отражение в форме представления и понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента:
1) познавательный (когнитивный);
2) эмоциональный (оценка своих качеств и качеств других);
3) поведенческий (практическое отношение к себе [5].
Дадим краткую характеристику каждому из компонентов.
Когнитивный компонент – осознание себя, знания о своем теле, поле, возрасте, психических и физических возможностях и особенностях, осознание отличий людей по половым, возрастным признакам.
Эмоционально-оценочный компонент – умение определять эмоции других людей, осознавать свои эмоции, выражать оценку окружающим и самому себе;
Деятельностный компонент – умение давать адекватную оценку своей деятельности и деятельности окружающих, эффективное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками [5].
В нашем экспериментальном исследовании ставилась задача выявления особенностей проявления самосознания у детей пятого года жизни.
Выборку исследования составили 25 детей 4-5 лет. Для диагностики когнитивного, эмоционального-оценочного и деятельностного компонентовбыли использованы следующие методы:
- методика изучения развития осознания себя у ребенка раннего возраста «Зеркало» О.В. Белановской, модифицированная для детей пятого года жизни (исследование когнитивного компонента);
- беседа с детьми по сказке «Теремок» (исследование эмоционально - оценочного компонента самосознания: умения оценивать свои поступки и поступки других);
- наблюдение за организацией и проведением сюжетно-ролевой игры «Все профессии важны» (методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, модифицированная для детей пятого года жизни) для исследования деятельностного компонента.
Результаты эксперимента позволили были выделить некоторые особенности развития самосознания детей пятого года жизни.
У 40% детей зафиксировано продолжительное рассматривание себя в зеркале (5-15 сек.), взгляд устойчив, отражение в зеркале вызывает приятное удивление, с помощью наводящих вопросов взрослого ребенок рассказывает о том, кого видит в зеркале, о своих качествах. Дети производят самостоятельные действия (гримасничанье). У 60% детей зафиксировано долгое рассматривание себя (свыше 15сек.), взгляд не устойчив, отражение вызывает удивление или смех, обращают внимание на свой внешний вид (поправляют банты, одежду), выполняют просьбу взрослого рассказать, кого они видят в отражении, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого (с помощью наводящих вопросов взрослого) рассказывают о себе.
Дети пятого года жизни относятся к этим людям (или героям произведения), ориентируясь на их поступки. Если человек совершает добрые, хорошие дела, то и отношение ребенка к нему будет положительным. Если человек совершает поступки, которые ребенок не «одобряет», то и отношение его к этому человеку (герою) будет отрицательным.
У 52% детей деятельностный компонент сформирован недостаточно и частично соответствует возрастной норме. Эти дети достаточно активно включаются в игру при поддержке взрослого, придерживаются этических норм поведения в игре, изменяют ролевое поведение в соответствие с ролью при помощи взрослого, инициативность и творческие способности проявляют редко, в активные взаимоотношения с другими участниками игры вступают по просьбе взрослого, идентифицируют себя с определенным полом. У 48% детей деятельностный компонент сформирован достаточно и соответствует возрастной норме. Эти дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, занимают в ней активную позицию. Самостоятельно изменяют ролевое поведение в соответствие с принятой ролью. Проявляют творческие способности, способны воспринимать ситуацию целиком, не деля её на части, способны выбирать одну из альтернатив решения проблемы, самостоятельно активно вступают во взаимодействия с другими участниками игры. Придерживаются сюжетной линии и правил игры. Идентифицируют себя с определенным полом, не прерывают игровой сюжет.
В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы. Наиболее сложный компонент самосознания детей пятого года жизни – самооценка, которая во многом зависит от оценки значимого для ребенка взрослого. Дети восприимчивы и к оценкам своих сверстников, в которых важное место занимают деловые качества, навыки, умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. Важно отметить, что дети пятого года жизни часто переоценивают свои умения. Это связано с завышенной самооценкой, что вполне нормально для данного возраста.
В возрасте 4-5 лет складывается ещё один важный показатель самосознания – половая идентификация. Ребенок усваивает ориентации на ценность своего пола, стереотипы полового поведения. Теперь дети обращают внимания не только на внешние различия мужчин и женщин, но и на стереотипы их поведения: «Я мальчик – я сильнее девочек», «Девочкам нужно уступать», «С девочками нельзя драться».Ребенок часто приписывает себе качества, которыми не обладает, но хотел бы обладать, проявляется стремление к самостоятельности.
Важный элемент в самосознании ребенка пятого года жизни – осознание времени. Ребенок интересуется временем, но полностью не осознает изменения, происходящие в нем со временем, хотя понимает, что он не тот, который был раньше.
К пятому году жизни ребенок стремится к самостоятельности через деятельность, подражательность. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Общение его ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное.
Таким образом, пятый год жизни – активный период формирования личности человека. У детей в этом возрасте закрепляются представление о себе, своем теле, поле, возрасте, формируется образ-Я.
Для успешного развития самосознания ребенка пятого года жизни необходимо создание таких психолого-педагогический условий, которые обеспечивали бы закрепление у ребенка знаний о себе, эмоционально-оценочное развитие, умение эффективно взаимодействовать с окружающими. Данные условия необходимо реализовывать в различных видах деятельности – познавательной, продуктивной, коммуникативной, а особенно в игровой, так как эта деятельность является ведущей для данного возраста. Также психолого-педагогические условия должны в себя включать мероприятия (игры, беседы, упражнения), направленные на закрепление половой идентификации у детей, умение оценивать свои поступки и поступки окружающих, результаты своей деятельности и деятельности других.
Список литературы
Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия», 2000. –345с.
Бернс Р.Б. Я-концепция и воспитание. – М., 1989. – 169 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 524 с.
Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004, № 2. – С.103-11.
Кон, И. С. Открытие «Я». – М. : Политиздат, 1978. – 368 с.
Фомина Виктория Александровна — студентка 2 курса, направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел