Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Организация игровой деятельности в условиях разновозрастной группы».

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – эффективное средство формирования личности дошкольника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАОУ «Боровинская СОШ» отделение дошкольного образования

«Организация игровой деятельности

в условиях разновозрастной группы».

воспитатель Л.Н. Анисимова.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – эффективное средство формирования личности дошкольника.

Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть преимущества, они заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх большие дети заботятся о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Формируются правильные взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельность, интерес детей к совместным играм.

У нас в отделении дошкольного образования 2 группы.

1. Младшая-средняя группа возраст детей от 1,5 до 5 лет. (17 детей): 4 года – 9 детей; 3 года - 6 детей; до 3х лет – 2 ребенка.

2. Старшая-подготовительная группа от 5 до 7 лет. (21 ребенок): 6 лет - 10 детей; 5 лет - 11 детей. В группах дошкольного отделения используется все игровое пространство. Педагоги заботятся о том, чтобы ничего лишнего в групповой комнате не было, было больше свободного места для игр и движений.В организации содержательной игровой деятельности дошкольников и педагогического руководства ею в каждой разновозрастной группе, прежде всего воспитатели осуществляют правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий.Подбираем игровой материал (игрушки и пособия) в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Это значит, что в младшей - средней группе игрушки, рекомендованные для детей 3-5лет, в старшей-подготовительной группе для детей от 5 до 7 лет. Игрушки и игровые материалы размещены в разных местах групповой комнаты. В каждой группе выделены игровые уголки для малышей и место для игр старших детей. Педагоги создали отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов. Расположен строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших, кроме того, формы более сложные и разнообразные, мелкие. Ассортимент игрушек для малышей в достатке, но конечно же стараемся, чтобы каждая игрушка была в 2х-3х экземплярах. Это позволит одновременно играть одной и той же игрушкой нескольким детям ( ведь малышам свойственна подражательность).Запретов на пользование теми или иными игрушками мы не устанавливаем, но в процессе  руководства играми чаще рекомендуем детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту. Наши дети в младшей и старшей группе очень любят собирать пазлы, лего конструкторы, у нас имеется большой ассортимент игр: для малышей с крупными деталями для старших детей более сложные, лего конструкторы также подобраны по возрасту (крупные, мелкие), кубики с сюжетными картинками. Дидактические игры в группе ежемесячно обновляются. В каждой группе по возрастам оформлена картотека подвижных игр, хороводных игр, игры на прогулке. В декабре 2017 года приобрели безиборды, для развития мелкой моторики рук, которые расположены в коридоре, дети могут выходить играть самостоятельно, им очень нравится, дети учатся считать на счетах, открывать и закрывать замки на ключ, шнуровать, различать цвета, разные трещалки, которые издают звуки и т.д. Прежде чем организовать жизнь детей, педагоги тщательно продумывают ход игры и правильно подбирают оборудование и материалы для использования их в игровой деятельности, в соответствии с возрастом, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать. 

Организовывая хороводные игры, педагоги выбирают стихи небольшие по объему, но очень яркие. В них для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для младшего- разнообразного движения. В планах педагоги планируют не менее двух подвижных игр в день. Подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим. Играть в подвижные игры в разновозрастной группе немного сложнее. Здесь дети быстро бегают, стараются не проиграть, или быть лучшим, и возникает проблема, дети во время игры сталкиваются с малышами, начинаются слезы. Нужно построить игру, так чтобы не пострадали малыши. При организации подвижной игры, педагоги очень внимательно прорабатывают индивидуальные особенности детей, чтобы малыши не были наблюдателями, а также играли со всеми вместе, поэтому некоторые правила игры приходится корректировать. Проводим коммуникативные игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета.Игра «Поссорились – помирились». В парах. По сигналу воспитателя «поссорились» – дети отворачиваются друг от друга, хмурятся; «помирились» – обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются.

Игра «Игрушка».В этой игре отрабатываются навыки эффективного взаимодействия, умения сотрудничать. В парах. У одного ребенка новая игрушка, и он не хочет ее никому отдавать. Задача другого ребенка уговорить дать ему игрушку поиграть.

В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатели одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся. При планировании дидактических игр, степень сложности должна зависеть от возможностей ребенка.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?». Разное количество карточек для запоминания в зависимости от возраста.

Д/и «Составь фигуру». Дети старшей подгруппы – 2 треугольника из 5 палочек. Дети подготовительной к школе подгруппы- 3 треугольника из 7 палочек.

Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами. При организации сюжетно – ролевой игры, педагоги также, как и в остальных играх, учитывают индивидуальные особенности и способности детей, подбирают оборудование, материалы, распределяют роли совместно с детьми, т.е. идут от желания детей, это вызывает особый интерес каждого ребенка, не зависимо от возраста, поэтому игра становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие совместно с воспитателем, строят автобус и везут всех желающих в путешествие, а малыши с радостью становятся пассажирами.

Таким образом, организовывая игровую деятельность детей разного возраста, педагогу необходимо учесть индивидуальные и психологические особенности развития детей. Так как, в соответствии с ФГОС ДО, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, педагогу необходимо тщательно продумывать ход игры и правильно подбирать оборудование и материалы для использования их в игровой деятельности, в соответствии с возрастом.

Требования к организации игры в разновозрастной группе:

– воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;

– знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников;

– дети младшего возраста не пассивные наблюдатели, а активные участники игрового процесса;

– следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т. е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению.

Умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области