Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Гуманизация взаимоотношений младших школьников как средство их социализации в стенах школы

Цель:организация гуманистических субъект – субъектных отношений ведущих к успешной социализации детей младшего возраста в стенах школы. Задачи: - обновление учебно–воспитательного процесса; - формирование индивидуально – психологического уровня процесса гуманизации и социализации в стенах школы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»

Гуманизация взаимоотношений младших школьников как средство их социализации в стенах школы

Автор:

Шабалина Вера Владимировна

учитель начальных классов

г. Междуреченск 2018

Актуальность проблемы Проблема гуманизации взаимоотношений – одна из центральных психолого – педагогических проблем в настоящее время.

Просчеты школы, средовая дезадаптация, неблагоприятные социальные условия – все это приводит к нарастанию конфликтов в межличностных отношениях и снижению стрессоустойчивости человека, отторжению детей от родителей, от школы, к увеличению непонимания между поколениями, накоплению эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии.

Напряженность в отношениях усиливается с поступлением ребенка в школу из–за четкой акцентации на его способностях, тем самым создавая благоприятные условия для возникновения комплексов и отчуждения от взрослых и сверстников. С приходом в школу качественно новыми становятся его отношения с окружающими. Масса новых впечатлений, новых контактов с одноклассниками, симпатии и антипатии по отношению к ним, наблюдение за поведением соседа по парте, радость по поводу положительной оценки своего поведения со стороны учителя, делают его главным арбитром, главным судьей его поступков. В коллективе каждый обучающийся в процессе совместной работы и игры индуцируется другим или всеми вместе. Реакция каждого из ребят определяется поведением коллектива в целом. Поведение всего коллектива возникает из индивидуальных поведений в результате их своеобразного сочетания. Структура этого сочетания определяется условиями совместного труда и игры.

Трудности в воспитании подрастающего поколения были, есть, и конечно будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и порой вселяет в них безнадежность в воспитании здорового коллектива школьников с развитыми гуманистическими морально – нравственными ценностями.

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости коррекции учебно–воспитательной системы, что определило проблему моего исследования: поиск и внедрение идей гуманистической психологии и педагогики для формирования у младших школьников гуманистических взаимоотношений как условие социализации в стенах школы.

Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темы: «Гуманизация взаимоотношений младших школьников как условие их социализации в стенах школы».

Цель исследования: организация гуманистических субъект – субъектных отношений

ведущих к успешной социализации детей младшего возраста в стенах школы.

В процессе исследования была сформулирована гипотеза: процесс социализации в стенах школы будет успешным, если создать следующую систему условий:

- обновление учебно–воспитательного процесса;

- формирование индивидуально – психологического уровня процесса гуманизации и социализации в стенах школы.

В настоящее время нет вполне совершенной программы изучения поведения детского коллектива. Из исследований на эту тему можно указать: А.С. Аркина, Э.М. Залужного, С.О. Краснопольского, Г.А. Лозинского, В.А. Фортунатова и др.

В психологии известны наиболее распространенные методы психодиагностики межличностных отношений: социометрия, шкала приемлемости, референтометрия, экспресс – диагностика психологической атмосферы учебного коллектива, оценка привлекательности группы, диагностика стиля межличностного взаимодействия. В нашей стране особую известность получила методика социально – психологического тренинга К. Роджерса, разработанная на принципах гуманистической психотерапии. Отечественные исследователи этой проблемы опираются на работы в области общей и социальной психологии А.В. Петровского, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевой, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Ломова, Л.И. Уманского, М.Г. Ярошевского.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах 20 века (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социальных течениях. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают сое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:

1)того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2)того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Американский психолог Джорж Герберд Мид включает в процесс формирования личности три стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.

С.Л. Рубинштейн определяет, что развитие личности происходит в общем контексте «жизненного пути» человека. Б.Г. Ананьев рассматривает жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения».

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшем окружении, региона, страны, в определенных социально–политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразные взаимоотношения ребенка и окружающей его действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия, сменяется фазой индивидуализации, поискам средств и способов обозначения своей индивидуальности, непохожести, а затем фазой интеграции личности в общности – все это механизмы личностного развития (по А.В. Петровскому).

При поступлении ребенка в школу роль взрослого в становлении личности ребенка почти не меняется, лишь учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. Однако постепенно в связи с вхождением в коллектив сверстников общение с товарищами приобретает для детей все большее и большее значение.

У школьников к концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей часто выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых: теперь дети считаются с мнением и оценкой сверстников, чем с мнением и оценкой учителей. Это новое обстоятельство влечет за собой значимые изменения в социальной ситуации младших школьников и подготавливает переход к новому этапу возрастного развития ребенка – к подростковому периоду [Л.И. Божович «Социальная ситуация», с.181].

Л.С. Выготский писал, что отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, - и к воплощению чего направлено все развитие человека. Так происходит при овладении речью, мышлением, логическими формами памяти, различными способами саморегуляции. Не составляет исключения из этого правила и нравственное формирование.

Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, т.е. усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта.

Д.И. Фельдшейн [«Психологические проблемы развития личности», с.56] говорил о том, что процесс становления личности, возникновения и роста этого особого системного качества индивида осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей деятельностью, отрабатывая способность быть личностью, «делаясь личностью», развиваясь как личность. И хотя нормы этого развития заданы обществом, что обусловливает характер формирования социальных связей, отношений и социальной позиции личности, важнейшее значение в этом процессе имеет способность индивида к самовыражению, самоосуществлению, создающая наряду с присвоением общественных норм и принципов для претворения задач преобразования – себя и окружающих.

В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса следует обратить внимание на индивидуальное своеобразие развитие личности в младшем школьном возрасте. С точки зрения Д.Б. Эльконина, в этом возрасте происходит своеобразное замыкание двух миров для ребенка – мира предметных отношений и мира отношений между людьми: «Ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в предметно-операционной сфере…последняя выделяется, обобщается, приобретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми»[«Детская психология», с.40].

Система мер, опробированная в стенах школы и направленная на формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников

1.Воспитательная система «ДАР» (Дом Активных Ребят).

Концепция воспитательной работы начальной школы построена в соответствии с этапами формирования психологической и эмоционально-экспрессивной культуры.

Воспитательная система «ДАР» возникла в результате интеграции основных компонентов воспитания (цели, принципов, содержания, отношений).

Педагогическая цель: подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Данная цель представлена школьникам в виде девиза «Дарить радость людям», а также в ценностных ориентирах, доступных возрасту: доброта, трудолюбие, любовь к Родине, ответственность, смелость и др.

Педагогические принципы «ДАР»: общественная направленность воспитания; опора на положительное в человеке; гуманизация воспитания; личностный подход, единство воспитательных воздействий.

Управление «ДАР». Субъектом управления являются дети, которые образуют Домоуправление: начальник ДУ, зам.начальника ДУ, советник по учебе, советник по досугу, бухгалтер, редколлегия.Учредительное собрание «ДАР» создало: систему объединения(в Доме 4 этажа – младшие классы, 1 этаж – 1 класс, 2 этаж – 2 класс и т.д.),органы самоуправления – Домоуправление, куда входят представители каждого класса (класс решили назвать «квартирами» дома); основные направления работы каждой возрастной группы.

Поощрительные звания: посвящение в «дарята».

Критериями оценки эффективности воспитательной системы школы «ДАР» стали: адекватность деятельности поставленным целям и задачам, реализация идей, лежащих в основе, общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт, воспитанность обучающихся школы как конечный результат системы «ДАР».

Формирование ценности и отношения «Я – другой», осознания обучающимися себя осуществляется не только в связи с его собственными достижениями в той или иной сфере, но и одновременно в связи с определенными формами отношения к другим людям:

-восприятие другого человека в разнообразии свойств;

-учет интересов другого человека;

-способность соотносить желания, ценности, потребности, свои и другого человека;

-умение сопереживать;

-стремление помочь другому.

В течение года проводятся мероприятия по 7 направлениям:

1. Вместе дружная семья

2. Ecли с другом вышел в путь

3. Мой край родной («Город мой).

4. Добрые волшебники города.

5. Мы каждую березку сбережем.

6. Кругом такая красота!

7. Спорт любить – здоровым быть.

Ученическое самоуправление реализуется благодаря школьной системе воспитания «ДАР», с усложнением по годам обучения.

2.Психологическая культура личности младшего школьника На формирование психологической и эмоционально-экспрессивной культуры направлены как учебный процесс, так и внеурочная деятельность. Программа по психологии для начальной школы ориентирует педагога на целенаправленную, специально организованную работу с внутренним миром ребенка и направленную деятельность педагога по развитию психики младшего школьника с целью формирования у него отношения к себе, к другим людям, а значит, и к миру. Этот предмет можно назвать самопознанием самого себя и других. Наиболее важными сторонами внутреннего мира являются эмоции, переживания и чувства человека и, соответственно, их экспрессия во внешний мир.

Поэтому курс психологии первого и второго классов представляет собой программу «эмоционально-экспрессивного развития ребенка», которая стала первой частью общей программы психологии для начальной школы. Вторая часть программы (второй класс) предполагает занимательное знакомство с психикой человека через организованное путешествие в страну новых знаний и сказку о психике человека.

И только в третьем и четвертом классе предполагается систематическое изучение психологии, состоящее из двух разделов:

-основ наук, адаптированных к сознанию младшего школьника;

-самодиагностики и диагностики с целью составления психологического портрета.

3. Роль классного руководителя

Задачи:

-сплочение детского коллектива;

-формирование уважительного отношения друг к другу, старшим;

-создание комфортных условий пребывания в коллективе для каждого обучающегося;

-формирование гражданской позиции обучающихся;

-организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Планируемые результаты:

критерии

показатели

инструмент

Сплоченность ученического коллектива

Отсутствие «отверженных»

Социометрия

Уважительное отношение друг к другу, к старшим

Отсутствие конфликтов среди сверстников

Педагогическое наблюдение

Комфортное пребывание в коллективе

Эмоциональное благополучие и безопасность

Тестирование

Проявление гражданской позиции

Ответственность, включенность в жизнь классного коллектива

Педагогическое наблюдение

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса

Принятие на себя ответственности за свои поступки

Контроль за посещением родительских собраний,

Педагогическое наблюдение

Организован деятельностный подход. Реализация социального проектирования имеет свои возрастные особенности. В 1 классе под руководством классного руководителя (нести ответственность за порученное задание, умение слушать, договариваться, вырабатываются правила взаимодействия в команде)

Во 2 классе сфера связей и отношений младшего школьника расширяется: более четко оформляется узкий круг общения (два – три человека), шире становится и второй круг общения, охватывающий товарищей, с которыми он вступает в контакты от случая к случаю в зависимости от ситуации. В среде второклассников появляются достаточно стабильные небольшие товарищеские группы, которые объединяют ребят, связанные общими интересами, делами и симпатиями.

Во 2 классе – могут быть «нестабильные» межличностные отношения, могут ссорится, обижать друг друга.

В 3 классе педагог уже работает над формированием организаторских способностей обучающихся. Но роль учителя остается в качестве руководителя.

В 4 классе учитель выступает в роли партнера.

Для изучения обучающихся классный руководитель использует в своей работе такие средства, как ведение дневника наблюдения, составления характеристики и психологического портрета.

Воспитательная работа учителей начальных классов с педагогически запущенными детьми может совершенствоваться через осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ним, изменение отношений педагога к таким детям и методов работы с ними; формирование игровых, учебных умений и навыков; развитие активности в других видах деятельности.

Индивидуальный подход требует от классного руководителя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований как учителей, так и родителей. Очень важно в школе качественное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Учителя

Родители

Ребенок

Администрация

Обучающиеся

Направления взаимодействия:

- учебная деятельность;

- внеурочная деятельность по предметам;

- социальные проекты;

- совместные мероприятия.

Для организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса можно использовать следующие формы: родительские собрания, тематические встречи, классные часы, акции, конференции, экскурсии, совместные тематические мероприятия, праздники, коллективные творческие дела, презентации.

С помощью тестов классный руководитель совместно с психологом может определить у родителей характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитаются в общении с ним, особенности восприятия и понимания личности и поступков ребенка.Есть родители, которые принимают детей такими, какие они есть, интересуются делами и планами ребенка; но есть и родители, которые считают своего ребенка плохим, неприспособленным, в их отношении к ребенку просматривается авторитаризм. На основании полученных результатов строится работа классного руководителя с родителями, составляется план работы на учебный год, куда обязательно включены индивидуальные консультации для родителей как с педагогом, так и с психологом.

Заключение Гуманизацию как средство социализации, я связала с организацией гуманистических взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-учитель», «ребенок-родитель». Таким образом, в работу положено формирование и оценка качества гуманистических отношений. Работа позволила выявить условия социализации в начальной школе. В работе подтверждена гипотеза о том, что основным условием социализации детей в стенах школы действительно является гуманизация взаимоотношений субъектов образовательного учреждения.

Список литературы

1.Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985

2.Социальная психология. Под редакцией В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974

3.Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979

4.Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.

М.: Просвещение, 1991

5.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994

6.Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. М.: Просвещение, 1978

7.Сенько В.Г. Учителя и родители. Минск: Народная асвета, 1988

8.Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985

9.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985

10.Солодова Г.Г., Зуева С.П. Развитие личности школьника и проблемы совершенствования образовательного процесса. Кемерово, 19997

11.Изард К. Эмоции человека. М.,1980

12.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982

13.Малыш идет в школу. Ростовский филиал: Русская энциклопедия, 1991

Приложение

Диагностика обучающихся

Планируемые результаты:

критерии

показатели

инструмент

Сплоченность ученического коллектива

Отсутствие «отверженных»

Социометрия

Уважительное отношение друг к другу, к старшим

Отсутствие конфликтов среди сверстников

Педагогическое наблюдение

Комфортное пребывание в коллективе

Эмоциональное благополучие и безопасность

тестирование

Проявление гражданской позиции

Ответственность, включенность в жизнь классного коллектива

Педагогическое наблюдение

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса

Принятие на себя ответственности за свои поступки

Контроль за посещением родительских собраний, участие родителей в жизни класса и школы

Социометрия проведена по методике Я.Л. Коломенского

Вывод: в 1 классе был 1 «отверженный», во 2, 3,4 классах «отверженных» нет, это говорит о благополучии в классном коллективе.

Изучение уровня воспитанности проводилось на основании теста, составленного преподавателями КузГПА по 7 направлениям:

1.Внешний вид, прическа.

2. Общение, речь.

3. Отношение с ребятами.

4.Отношение с учителями.

5. Отношения с другими сотрудниками школы.

6. Дисциплинированность, в плане выполнения указаний учителя.

7.Отношение к школьному имуществу.

Уровень воспитанности

Вывод: средний балл уровня воспитанности обучающихся увеличивается, что говорит о положительной динамике.

Уровень комфортности обучающихся был проведен по психологическому тесту.

Вывод: количество обучающихся, которым комфортно в школе увеличивается и уменьшается количество обучающихся, у которых низкий уровень комфортности.

Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (гражданская позиция, ответственность, сплоченность, организованность, коллективизм)

Вывод: в течение 2 и 3 классов сохраняются одинаковые оценки развития коллектива, 3,4 балла - средний показатель; в 4 классе показатель увеличивается.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Посещаемость родительских собраний

Вывод: посещение родительских собраний остается стабильным в течение 4 лет.

Участие родителей в жизни: класса и школы

Вывод: участие родителей в жизни класса и школы увеличивается.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области