Конспект занятия по обучению чтения.
Тема: Буква М
Цель: Познакомить детей со звуком ( М) твердым и (МЬ) мягким звуком; учить правильно артикулировать звук; помочь детям запомнить графическое изображение буквы М.
Оборудование: игровые персонажи Маша и медведь, карточки с буквами и со слогами, касса букв, рабочие листы.
Организационная часть.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам в гости пришли Маша и медведь. Они тоже хотят вместе с нами поучить буковки. Но для начала давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем с вами. (ребята перечисляют известные буквы-гласные А, О, У, И по карточкам)
- Молодцы! Не забыли буквы.
- Маша предлагает вам немножко поиграть.
« Артикуляционная гимнастика»
В прятки я могу с губами поиграть.
Смотрите сами:
Губки прячем, рот сожмем.
Губ не видно днем с огнем.
Губы вам найти поможем.
Вытянем и в поцелуй их сложим.
Основная часть
- Ребята, что-то наши друзья заспорили. Давайте узнаем, что у них там произошло? Маша говорит, что их имена начинаются одинаково, а медведь утверждает, что по-разному. Чтобы узнать, кто из них прав, надо внимательно послушать, какой звук первый в словах. ( вместе с ребятами произносим слова, выделяя голосом первый звук: М-м-м-Маша, Мь-мь-медведь) игровые персонажи просят каждого ребенка произнести четко (м), (мь).
- Посмотрите, ребята, как мы произносим звуки. Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук, а согласный. А как вы думаете, это одинаковые звуки или разные. Правильно, в слове Маша первый звук (м) твердый согласный, а в слове Медведь звук (мь)- мягкий согласный.
- Не спорьте больше. Вы оба были правы. Звуки, которые слышны в ваших именах действительно разные: (м) – Машин первый звук, (мь)- медведя первый звук. А первые буквы, которые мы видим в ваших именах – одинаковые. Вот они какие. (демонстрация синей и зеленой карточки с буквой М). Синим цветом мы будем отмечать твердый звук, а зеленой- мягкий звук. Поможем Маше и медведю запомнить эту букву.
- Давайте все напишем эту букву в воздухе указательным пальцем правой руки: Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- У вас на столе находятся рабочие листы, где нарисованы две нераскрашенные буквы, вы должны одну закрасить в синий цвет, а другую в зеленый.
- Маша и медведь говорят, что они запомнили первую букву своих имен и теперь немножко можно отдохнуть.
Физкультминутка.
Дружно маме помогаем,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
- А теперь посмотрим, как вы запомнили букву. Из кассы букв найдите и покажите. Молодцы! Скажите, какое самое любимое слово для всех детей в мире? Конечно, мама. Из найденных букв составьте слово мама. Маша и медведь принесли для вас задания. Это карточки со слогами. Я раздам каждому из вас по карточке, а вы должны прочитать.
Заключительная часть
Маша и медведь: как много мы сегодня узнали, и больше не будем ссориться по пустякам.
- Давайте напомним, друзья, с каких звуков начинаются их имена. В какой цвет мы наряжали наши буквы и почему?
Медведь и Маша: До свидания, ребята, спасибо вам за помощь.