Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка.

Всем известно, если по какой-либо причине ребенок лишается семьи, он переходит на государственное обеспечение и попадает в учреждение закрытого типа. Дом ребенка – это большая и дружная семья, в которой каждый ребенок окружен вниманием, добротой и заботой со стороны взрослых. Здесь он проживает первую половину дошкольного детства (от рождения до 4 лет).

Основная задача учреждения помочь детям социализироваться в обществе. В Доме ребенка созданы все условия для всестороннего развития личности, для раскрытия индивидуальных возможностей ребенка.

Основой полноценного физического развития ребенка является его приобщение к основам здорового образа жизни, и именно здесь особое значение приобретает освоение основ культуры гигиены.

Немаловажно это в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для развития, именно тогда и закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни ребенка.

В психолого-педагогической литературе проблема культурно-гигиенических навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей – воспитанников Детского дома не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для общей и специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане.

Изучением особенностей развития детей-сирот младшего дошкольного возраста занимались: Н.М. Щелованов, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова Л.Н. Галигузова и другие.

Навык – это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Любой новый способ действия, протекая изначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Выработка навыка - это процесс, который достигается путем целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков сконцентрировано на укреплении здоровья ребенка. И так же оно включает важную задачу как воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии прежде всего направлен на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д)

Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Так как, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.

Гигиенические навыки важная часть культуры поведения. В процессе труда, направленного на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание) обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, формируется такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, аккуратность, опрятность и т. д.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно-гигиенических навыков влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как дети не умеют быстро реагировать на просьбы, быстро устают, часто отвлекаются и т.

Веселая песенка, потешка, любимая игрушка – все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания.

Не следует использовать длительные объяснения и уточнения. Ребенку более понятны краткие и четкие высказывания от взрослого.

При формировании у детей навыков самообслуживания необходимо соблюдать строгую последовательность действий, чтобы ребенку было легче и быстрее их запомнить. Важно уделить внимание показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.

При формировании навыков необходимо начинать с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем зафиксировать внимание ребенка на результате (что получилось). Воспитатель должен привлекать к выполнению режимного процесса небольшую группу детей, учитывать уровень сформированности и т.д. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Поддержать хорошее настроение помогут веселые песенки, потешки, стишки и т. д.

Режимные моменты должны проходить в спокойной обстановке. Воспитатель должен проявлять терпение, переключать внимание с негативной ситуации на позитивную, использовать игровые приемы и т.д.

В этом возрасте дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности (снимать и надевать юбочки, колготки, штанишки). Усилия малышей часто не достигают результата (туфли не на ту ногу и т.д), но дети стараются и когда они пытаются сделать что -то самостоятельно не следует упрекать за неловкость и медлительность. Если у ребенка не получается и он обращается за помощью, тогда нужно помочь ему, похвалив его за старания.

Процесс обучения одеванию и раздеванию для детей наиболее сложный. Разный темп развития детей очень заметен, их навыки, движения, характеры, поэтому важен индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенка.

Любовь и поддержка воспитателя стимулирует активность детей и вызывает у них желание сделать что- то приятное. При правильной организации работы у детей из отдельно усвоенных действий начинают формироваться правильные процессы, и многие малыши овладевают культурно-гигиеническими навыками умывания, раздевания, пользоваться полотенцем, расческой, горшком, носовым платком.

Используемая литература:

1.Трудовое воспитание в детском саду Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова,Л.Ю.Павлова

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области