Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка.
Всем известно, если по какой-либо причине ребенок лишается семьи, он переходит на государственное обеспечение и попадает в учреждение закрытого типа. Дом ребенка – это большая и дружная семья, в которой каждый ребенок окружен вниманием, добротой и заботой со стороны взрослых. Здесь он проживает первую половину дошкольного детства (от рождения до 4 лет).
Основная задача учреждения помочь детям социализироваться в обществе. В Доме ребенка созданы все условия для всестороннего развития личности, для раскрытия индивидуальных возможностей ребенка.
Основой полноценного физического развития ребенка является его приобщение к основам здорового образа жизни, и именно здесь особое значение приобретает освоение основ культуры гигиены.
Немаловажно это в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для развития, именно тогда и закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни ребенка.
В психолого-педагогической литературе проблема культурно-гигиенических навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей – воспитанников Детского дома не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для общей и специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане.
Изучением особенностей развития детей-сирот младшего дошкольного возраста занимались: Н.М. Щелованов, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова Л.Н. Галигузова и другие.
Навык – это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Любой новый способ действия, протекая изначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач
Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Выработка навыка - это процесс, который достигается путем целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков сконцентрировано на укреплении здоровья ребенка. И так же оно включает важную задачу как воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии прежде всего направлен на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д)
Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Так как, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.
Гигиенические навыки важная часть культуры поведения. В процессе труда, направленного на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание) обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, формируется такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, аккуратность, опрятность и т. д.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно-гигиенических навыков влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как дети не умеют быстро реагировать на просьбы, быстро устают, часто отвлекаются и т.
Веселая песенка, потешка, любимая игрушка – все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания.
Не следует использовать длительные объяснения и уточнения. Ребенку более понятны краткие и четкие высказывания от взрослого.
При формировании у детей навыков самообслуживания необходимо соблюдать строгую последовательность действий, чтобы ребенку было легче и быстрее их запомнить. Важно уделить внимание показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.
При формировании навыков необходимо начинать с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем зафиксировать внимание ребенка на результате (что получилось). Воспитатель должен привлекать к выполнению режимного процесса небольшую группу детей, учитывать уровень сформированности и т.д. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Поддержать хорошее настроение помогут веселые песенки, потешки, стишки и т. д.
Режимные моменты должны проходить в спокойной обстановке. Воспитатель должен проявлять терпение, переключать внимание с негативной ситуации на позитивную, использовать игровые приемы и т.д.
В этом возрасте дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности (снимать и надевать юбочки, колготки, штанишки). Усилия малышей часто не достигают результата (туфли не на ту ногу и т.д), но дети стараются и когда они пытаются сделать что -то самостоятельно не следует упрекать за неловкость и медлительность. Если у ребенка не получается и он обращается за помощью, тогда нужно помочь ему, похвалив его за старания.
Процесс обучения одеванию и раздеванию для детей наиболее сложный. Разный темп развития детей очень заметен, их навыки, движения, характеры, поэтому важен индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенка.
Любовь и поддержка воспитателя стимулирует активность детей и вызывает у них желание сделать что- то приятное. При правильной организации работы у детей из отдельно усвоенных действий начинают формироваться правильные процессы, и многие малыши овладевают культурно-гигиеническими навыками умывания, раздевания, пользоваться полотенцем, расческой, горшком, носовым платком.
Используемая литература:
1.Трудовое воспитание в детском саду Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова,Л.Ю.Павлова