Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Русский язык»во 4 классе у учащихся будут сформированы личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык; знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде) пользоваться реакцией среды решения задачи, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные результаты: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Познавательные результаты: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);– устанавливать аналогии.
Предметные результаты
Предметные результаты: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи); оформлять результаты исследовательской работы.
Выпускник получит возможность научиться:
- поиску и фиксации необходимой информации;
- ориентироваться в источниках информации (в учебнике и учебных пособиях, в дополнительной литературе, Интернете, при общении с одноклассниками, учителем, взрослым);
- умению работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модели слова), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять ее; получат опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению (в т.ч. и в виде презентации).
В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса должензнать (понимать):
личные местоимения;
правописание предлогов перед личными местоимениями;
наречия; правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло);
склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
склонение имен прилагательных во множественном числе;
правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
понятие о неопределенной форме глагола:
изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение); глаголы I и II спряжения;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
обозначение гласных и согласных в приставках;
правописание частицы не с глаголами;
правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся);
виды предложений;
уметь:
ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены
предложения (основу предложения) и словосочетания;
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
правильно писать падежные окончания прилагательных;
подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
определять время, число и спряжение глаголов:
спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
распознавать неопределенную форму глаголов;
писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
писать не с глаголами раздельно;
писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
писать диктанты различных видов;
объяснять орфограммы по пройденному материалу;
писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
писать сочинения повествовательного характера;
различать члены предложения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских
радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего
школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная
открытка, письмо другу).
Содержание учебного предмета
Русский язык (136 ч)
Сложное предложение (4ч)
Союзы в сложных предложениях
Сложные предложения и простые предложения с однородными членами
Упражнение в распознавании сложных предложений и предложений с однородными членами
Местоимение (8ч)
Местоимение. Общее понятие
Личные местоимения.
Местоимения 1,2,3 лица
Склонение местоимений
Предлоги перед личными местоимениями
Правописание местоимений с предлогами.
Правописание гласных и согласных в приставках (3ч)
Правописание гласных в приставках
Правописание согласных в приставках
Правописание гласных и согласных в приставках.
Глагол (39ч)
Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам
Личные окончания глаголов настоящего времени.
Будущее простое время глаголов
Личные окончания глаголов будущего времени
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Связь слов в глагольных словосочетаниях.
Неопределенная форма глагола.
Основа глаголов неопределенной формы.
Роль глаголов неопределенной формы в предложении.
Образование глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы «не» с глаголами.
Спряжение глаголов.
Правописание личных ударных окончаний.
Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями.
Определение спряжения по неопределённой форме.
Глаголы-исключения.
Правописание безударных окончаний глаголов.
Наречие (13ч)
Значение наречий.
Образование наречий от прилагательных.
Образование наречий от косвенных падежей существительных.
Правописание наречий.
Правописание наречий с приставками.
Второстепенный член предложения – обстоятельство (10ч)
Обстоятельства места, выраженные именами существительными.
Второстепенные члены предложения- обстоятельства и дополнения.
Обстоятельства времени.
Обстоятельства образа действия.
Склонение имён прилагательных (29ч)
Основы имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Упражнение в определении падежа имен прилагательных.
Ударные и безударные окончания имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.
Склонение имен прилагательных женского рода с мягкими согласными на конце основы.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Родительный, дательный, предложный падежи имен прилагательных во множественном числе.
Правописание окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Образование имён прилагательных.
Правописание глаголов с суффиксом -ся(-сь) (10ч)
Правописание мягкого знака в глаголах второго лица.
Правописание глаголов в неопределенной форме.
Правописание глаголов в 3-ем лице.
Простое и сложное предложения (5ч)
Простое и сложное предложения. Постановка знаков в сложных предложениях.
Предложения с однородными членами.
Нераспространенные предложения.
Прямая речь (11ч)
Речь. Текст. Смысловые связи между частями текста.
Текст. Разговорные, деловые, художественные тексты.
Прямая речь.
Постановка знаков препинания при прямой речи.
Повторение (4ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
План. | Факт. | ||||
Сложное предложение (4ч) | |||||
1 | 04.09 | Сложное предложение | 1 | РК | |
2 | 05.09 | Союзы в сложных предложениях | 1 | ||
3 | 06.09 | Сложные предложения и простые предложения с однородными членами | 1 | РК | |
4 | 07.09 | Упражнение в распознавании сложных предложений и предложений с однородными членами | 1 | ||
Местоимение (8ч) | |||||
5 | 08.09 | Личные местоимения | 1 | ||
6 | 11.09 | Личные местоимения | 1 | ||
7 | 12.09 | Р/р. Сочинение «Один день летних каникул» | 1 | РК | |
8 | 13.09 | Работа над ошибками. Местоимения 1, 2 и 3 лица | 1 | ||
9 | 14.09 | Склонение местоимений | 1 | ||
10 | 15.09 | Входной контрольный диктант | 1 | ||
11 | 18.09 | Работа над ошибками. Предлоги перед личными местоимениями | 1 | ||
12 | 19.09 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | РК | |
Правописание гласных и согласных в приставках (3ч) | |||||
13 | 20.09 | Правописание гласных в приставках | 1 | ||
14 | 21.09 | Правописание согласных в приставках | 1 | ||
15 | 22.09 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | РК | |
Глагол (39ч) | |||||
16 | 25.09 | Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам | 1 | ||
17 | 26.09 | Личные окончания глаголов настоящего времени | 1 | ||
18 | 27.09 | Личные окончания глаголов настоящего времени | 1 | РК | |
19 | 28.09 | Будущее простое время глаголов | 1 |
43 | Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями | 1 | |||
44 | Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями | 1 | |||
45 | Р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | |||
46 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов | 1 | |||
47 | 14.11 | Определение спряжения по неопределенной форме | 1 | ||
48 | 15.11 | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | ||
49 | 16.11 | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | РК | |
50 | 17.11 | Первичное знакомство с глаголами-исключениями | 1 | ||
51 | 20.11 | Глаголы-исключения | 1 | ||
52 | 21.11 | Глаголы-исключения | 1 | РК | |
53 | 22.11 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | ||
54 | 23.11 | Контрольный диктант по теме «Спряжение глаголов» | 1 | РК | |
Наречие (13ч) | |||||
55 | 24.11 | Работа над ошибками. Наречие | 1 | ||
56 | 27.11 | Наречие | 1 | РК | |
57 | 28.11 | Наречие | 1 | ||
58 | 29.11 | Значение наречий | 1 | РК | |
59 | 30.11 | Значение наречий | 1 | ||
60 | 01.12 | Р/р. Сочинение на тему «Мои планы в Новом году» | 1 | РК | |
61 | 04.12 | Работа над ошибками. Образование наречий от прилагательных | 1 | ||
62 | 05.12 | Образование наречий от косвенных падежей существительных | 1 | ||
63 | 06.12 | Образование наречий | 1 | РК | |
64 | 07.12 | Правописание наречий | 1 | ||
65 | 08.12 | Правописание наречий с приставками | 1 | ||
66 | 11.12 | Правописание наречий с приставкой по | 1 | ||
67 | 12.12 | Закрепление по теме «Наречие» | 1 | ||
Второстепенный член предложения – обстоятельство (10ч) | |||||
68 | 13.12 | Второстепенный член предложения – обстоятельство | 1 | ||
69 | 14.12 | Обстоятельства места, выраженные именами существительными | 1 | ||
70 | 15.12 | Второстепенные члены предложения- обстоятельства и дополнения | 1 | РК | |
71 | 18.12 | Обстоятельства времени | 1 | ||
72 | 19.12 | Обстоятельства времени | 1 | ||
73 | 20.12 | Обстоятельства времени | 1 | ||
74 | 21.12 | Обстоятельства образа действия | 1 | РК | |
75 | 22.12 | Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану «Две встречи» | 1 | ||
76 | 25.12 | Работа над ошибками. Второстепенный член предложения – обстоятельство | 1 | ||
77 | 26.12 | Второстепенный член предложения – обстоятельство | 1 | РК | |
Склонение имен прилагательных (29ч) | |||||
78 | 27.12 | Основы имен прилагательных | 1 | ||
79 | 28.12 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы | 1 | ||
80 | 29.12 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | РК | |
81 | 09.01 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 | ||
82 | 10.01 | Ударные и безударные окончания имен прилагательных | 1 | РК | |
83 | 11.01 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||
84 | 12.01 | Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы | 1 | ||
85 | 15.01 | Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы | 1 | ||
86 | 16.01 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода | 1 | РК | |
87 | 17.01 | Контрольный диктант за 2 триместр | 1 | ||
88 | 18.01 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | ||
89 | 19.01 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | ||
90 | 22.01 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | РК | |
91 | 23.01 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы | 1 | ||
92 | 24.01 | Р/р. Сочинение на тему «Зимний вечер» | 1 | ||
93 | 25.01 | Работа над ошибками. Родительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
94 | 26.01 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы | 1 | РК | |
95 | 29.01 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы | 1 | ||
96 | 30.01 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||
97 | 31.01 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | РК | |
98 | 01.02 | Склонение имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы | 1 | ||
99 | 02.02 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы | 1 | ||
100 | 05.02 | Склонение имен прилагательных с мягким согласным на конце основы | 1 | ||
101 | 06.02 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | ||
102 | 07.02 | Родительный, дательный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе | 1 | ||
103 | 08.02 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных» | 1 | ||
104 | 09.02 | Работа над ошибками. Образование имен прилагательных | 1 | РК | |
105 | 12.02 | Образование имен прилагательных | 1 | ||
106 | 13.02 | Образование имен прилагательных | 1 | ||
Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (10ч) | |||||
107 | 14.02 | Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) | 1 | РК | |
108 | 15.02 | Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) | 1 | ||
109 | 16.02 | Правописание мягкого знака в глаголах второго лица | 1 | ||
110 | 26.02 | Правописание мягкого знака в глаголах второго лица | 1 | ||
111 | 27.02 | Правописание глаголов в неопределенной форме | 1 | ||
112 | 28.02 | Правописание глаголов в неопределенной форме | 1 | РК | |
113 | 01.03 | Р/р. Сжатое изложение «Димка» по рассказу И.Арамилева | 1 | ||
114 | 02.03 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в 3 лице | 1 | ||
115 | 05.03 | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» | 1 | РК | |
116 | 06.03 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в 3 лице | 1 | ||
Простое и сложное предложения (5ч) | |||||
117 | 07.03 | Простое и сложное предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | ||
118 | 08.03 | Простое и сложное предложения | 1 | РК | |
119 | 09.03 | Предложения с однородными членами | 1 | ||
120 | 12.03 | Предложения с однородными членами | 1 | ||
121 | 13.03 | Простое и сложное предложения. Нераспространенные предложения | 1 | ||
Прямая речь (11ч) | |||||
122 | 14.03 | Речь. Текст. Смысловые связи между частями текста | 1 | ||
123 | 15.03 | Разговорные, деловые, художественные тексты | 1 | РК | |
124 | 16.03 | Прямая речь | 1 | ||
125 | 19.03 | Р/р. Контрольное изложение «Косолапая семейка» | 1 | ||
126 | 20.03 | Работа над ошибками. Прямая речь | 1 | РК | |
127 | 21.03 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи | 1 | ||
128 | 22.03 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи | 1 | ||
129 | 23.03 | Итоговый контрольный диктант | 1 | РК | |
130 | 26.03 | Работа над ошибками. Прямая речь | 1 | ||
131 | 27.03 | Контрольное списывание | 1 | ||
132 | 28.03 | Работа над ошибками. Прямая речь | 1 | ||
Повторение (4ч) | |||||
133 | 29.03 | Повторение по теме «Склонение местоимений» | 1 | ||
134 | 30.03 | Повторение по теме «Спряжение глаголов» | 1 | РК | |
135 | 02.04 | Повторение по теме «Правописание наречий» | 1 | ||
136 | 03.04 | Повторение по теме «Склонение имен прилагательных» | 1 |