Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК

372.3.4

Виноградова Ирина Анатольевна

Данелия Анастасия Александровна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье актуализируются вопросы поддержки познавательной активности старших дошкольников. Авторы представляют психолого-педагогические условия и программу поддержки познавательной активности старших дошкольников. Программа поддержки познавательной активности детей старшего дошкольного возраста включает: тренинговые занятия с детьми на личностное и логическое мышление, тренинговые занятия на развитие личностных качеств, непосредственно исследовательскую деятельность с детьми, просветительскую работу с родителями и педагогами в форме мастер-классов, консультаций.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, исследовательская деятельность, познавательная активность, психолого-педагогическая поддержка.

Vinogradova Irina Anatolievna

Danelia Anastasia Alexandrovna

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The article actualizes the issues of support of cognitive activity of senior preschool children. The authors present psychological and pedagogical conditions and the program of support of cognitive activity of senior preschool children. The program of support of cognitive activity of children of the senior preschool age includes: trainings with children on personal and logical thinking, trainings on development of personal qualities, directly research activity with children, educational work with parents and teachers in the form of master classes, consultations.

Keywords: preschool children, research activity, cognitive activity, psychological and pedagogical support.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования необходим серьезных пересмотр подходов и принципов организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» указано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания [5]. Требуется поиск новых форм работы с детьми, в которых создаются условия для стимулирования познавательной активности дошкольников, поддерживается естественная любознательность детей данного возраста.

Стимулирующими познавательную активность становятся условия, в которых педагог активизирует различные виды мышления (критическое, конвергентное, дивергентное), представляет возможности для творчества, проявления познавательной активности.

В связи с этим, мы считаем, что целесообразно использовать следующие формы работы с детьми по стимулированию познавательной активности:

Занятия на развитие логического и творческого мышления. Эти занятия ориентируют детей на проявление оригинальности, гибкости и продуктивности мышления, а также на нахождение закономерностей, на развитие памяти и внимания, на классификацию. Занятия проводятся в виде занятий-тренингов. На занятиях отрабатывается умение выдвигать гипотезы, строить предположения, умение задавать вопросы, выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков, умения и навыки наблюдения.

Занятия на личностное развитие. Ребенок накапливает к старшему дошкольному возрасту большой опыт практических действий, достаточный уровень, развития восприятия, памяти, воображения и мышления, что в свою очередь повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Занятия по личностному развитию направлены на формирование таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, ответственность и т. д.

Непосредственная исследовательская деятельность с детьми. Роль педагога в исследовательском обучении меняется. Педагог выполняет роль консультанта и помощника начинающего исследователя. В связи с этим, необходимо вести просветительскую работу с педагогами, направленную на понимание важности исследовательской деятельности, на уточнение методов проведения исследований с дошкольниками. Данная работа может быть организована в виде мастер-классов по проведению исследовательской деятельности с детьми, консультаций. Аналогичную работу необходимо проводить и с родителями, сопровождающими исследовательскую деятельность.

Стратегии поддержания познавательной активности детей. Активность ребенка успешно проявляется в тех видах деятельности, которые поддерживают высокую самооценку, позволяют учащимся самовыразиться, где предоставляется возможность выбора, поощряется самостоятельность. Эффективна для стимулирования познавательной активности «поддержка самовыражения ребенка», признание творчества ребенка, ценности его исследовательской деятельности. Наиболее полно это условие воплощается в исследованиях социальной направленности.

Необходимость создания ситуации успеха, поддержка учащихся со стороны педагогов и родителей отражена в концепциях А.М. Матюшкина, Н.Б. Шумаковой [2]. В рамках потребностно-инструментального подхода в работе с одаренными детьми В.С. Юркевич раскрывает стратегии, обосновывающие необходимость поддержки самовыражения ребенка [7]. Данный подход определяет основные аспекты работы с одаренными детьми, но, как мы понимаем, эти стратегии могут быть актуальны в плане стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста [7].

Предметно-пространственная среда образовательной организации как условие поддержания познавательной активности дошкольников.

При создании предметно-пространственной среды образовательной организации следует учитывать: изменение предметно-пространственного окружения приводит к изменением в психике человека; пространство образовательной организации может либо облегчить, либо усложнить обучение; не существует лучшей и единственной предметно-пространственной среды; образовательный процесс эффективен в случае, когда физическое пространство образовательной организации считается таким же важным, как и другие аспекты образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной, трансформируемой, полифункциональной [5]. Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.

На основе этого была разработана программа стимулирования познавательной активности старших дошкольников в исследовательской деятельности.

Цель программы: создание системы психолого-педагогических условий стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Задачи программы:

- развитие, саморазвитие дошкольников посредством осуществления исследовательской деятельности;

- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности;

- создание условий для стимулирования познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности.

Программа включает следующие блоки:

Блок 1. Занятия по интеллектуально-творческому развитию. Занятия проводились в виде тренингов на логическое и творческое мышление, разработанных А.И. Савенковым [3, 4]. Цель данных занятий – развитие познавательных процессов, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.

На занятиях данного блока мы развивали умения видеть проблемы, умения выдвигать гипотезы, умения классифицировать, формировали навыки экспериментирования и т.д.

Программа тренинга представлена следующими разделами: умение видеть проблемы, умение ставить вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Блок 2. Занятия по личностному развитию. Занятия проводились в виде игр и упражнений О.В. Хухлаевой и И.В. Краснощековой [1, 6]. Цель данного тренинга - развить такие личностные качества у детей, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, терпеливость и т.д.

Блок 3. Исследовательская деятельность с детьми. Цель данного блока – заинтересовать учащихся, сформировать мотивацию к дальнейшему участию в исследовательской деятельности.

В рамках данного блока дошкольники проводят исследования на интересующие, увлекательные темы. Это могут быть тематики по разным предметным областям. В нашей работе мы использовали разнообразные виды исследований: индивидуальные и групповые, экспресс-исследование, исследования живой и неживой природы.

Блок 4. Просветительская работа с родителями и педагогами. Значимым условием эффективности исследовательской деятельности в плане стимулирования познавательной активности учащихся является понимание целей и значения этой деятельности педагогами и родителями. В связи с этим нами было осуществлена просветительская и развивающая работа с родителями и педагогами. Это работа была осуществлена в виде мастер-классов, целью которых является ознакомление педагогов и родителей с исследовательским методом обучения и методикой проведения исследований с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, для поддержания познавательной активности детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать: тренинговые занятия с детьми на личностное и логическое мышление, тренинговые занятия на развитие личностных качеств, непосредственно исследовательскую деятельность с детьми, просветительскую работу с родителями и педагогами в форме мастер-классов, консультаций. Необходимыми условиями поддержания познавательной активности дошкольников являются: организация предметно-пространственной среды для исследовательской деятельности, создание атмосферы поддержки и доверия, поощрение инициативы и самостоятельности дошкольников.

Библиографический список

Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 299 c.

Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева. М.: Педагогика, 1991. 160 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. Самара.: Издательский дом Федоров, 2016. 32 c.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара.: Издательский дом Федоров, 2014. 16 c.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2014. 175 с.

Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2015. № 4. С. 74-86.

Виноградова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия. E-mail: vinogradov

Данения Анастасия Александровна, магистрант, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия. E-mail: nastay2406@yandex.ru

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области