Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Строение и функции спинного мозга

Познакомить с положением, строением и функциями спинного мозга; рассмотреть взаимосвязь соматических и вегетативных спинномозговых рефлексов; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, о постоянстве внутренней среды организма.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: Строение и функции спинного мозга.

Цели урока: познакомить с положением, строением и функциями спинного мозга; рассмотреть взаимосвязь соматических и вегетативных спинномозговых рефлексов; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, о постоянстве внутренней среды организма.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания: разгадывание кроссворда (7-10 мин).

Кроссворд

По вертикали:

1.Углубление коры больших полушарий головного мозга. 2. Нижняя часть промежуточного мозга, расположенная перед средним мозгом. 3. Подотдел автономной нервной системы, который активизируется, когда организму предстоит напряженная работа. 4. Клетка с окончаниями нервных волокон. 5. Скопление аксонов. 6. Доля головного мозга, в которой расположена слуховая зона.

По горизонтали:

1.Складка коры больших полушарий головного мозга, увеличивающая площадь поверхности. 2. Отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений. 3. Структурная единица нервной системы. 4. Ответная реакция организма, при участии нервной системы в ответ на действие раздражителя. 5. Длинные отростки нервной клетки. 6. Скопление тел нейронов. 7. Перемещается по рефлекторной дуге от рецептора до рабочего органа. 8. Отдел нервной системы, который управляет гладкими мышцами, внутренними органами, обменом веществ.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Создание положительной мотивации изучения темы.

Ребята, обратите внимание на клеточки в кроссворде с красными цифрами. Снесите данные цифры в пустые клетки под кроссвордом в той последовательности, которая там записана. Таким образом мы сформулировали тему урока. Что же мы должны будем узнать, изучить и объяснить в ходе урока. Дети формулируют цели урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, на основании задания кроссворда, также самостоятельно формулируются и задачи урока.

Изучение начинается с самостоятельной работы в группах по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка

Прочтите материал ξ49 на стр. 186-189 и ответьте на следующие вопросы. (10 мин.)

-Где расположен спинной мозг? Какое это имеет значение?

-Чем представлен спинной мозг? Где он заканчивается и переходит в головной мозг?

-Что делит спинной мозг на левую и правую половины?

-Что входит в состав спинного мозга?

-Из чего состоит серое вещество, белое вещество? В какой последовательности расположено серое и белое вещество в спинном мозге?

-Что напоминает по внешнему виду серое вещество на поперечном срезе спинного мозга?

-Что расположено в центре спинного мозга?

-Что отходит от спинного мозга?

-Перечислите функции, которые выполняет спинной мозг.

Диск: 16. Начало всех начал – 1, 17 – Передача информации (спинной мозг) – 1, 6.

Проверка самостоятельной работы учащихся осуществляется при выполнении следующего задания:

Заполнить пробелы в тексте.

Спинной мозг находится в -------------, надежно защищен тремя оболочками и ----------------------. В центре спинного мозга расположен --------, который заполнен ---------------. В спинном мозге различают ----------- и ------ вещество. Серое вещество состоит из -------- и --------- расположено в -------- спинного мозга, слева и справа от канала образует ------------, соединенные узкой перемычкой, белое вещество состоит из ---------. От спинного мозга отходит – ----- нервов.

Спинной мозг выполняет функции: ---------- и ------------------

Слово учителя.

Серое вещество – рефлекторная функция, белое вещество проводниковая функция.

Каждая пара нервов, отходящих от спинного мозга, состоит из 2-х корешков: переднего и заднего. Обратите внимание на расположение этих корешков- передние расположены сзади, а задние спереди. Через задние корешки (чувствительные) поступают нервные импульсы в спинной мозг, а через передние (двигательные) на рабочий орган.

- Благодаря чему информация от рецептора поступает в спинной мозг?

-Назовите основные части рефлекторной дуги? (доска – 1 человек выстраивает последовательность звеньев рефлекторной дуги).

Каким образом осуществляется передача нервного импульса от рецептора до рабочего органа при участии спинного мозга, рассмотрим на следующем слайде.

Повтори и запомни:

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.

Спинной мозг представляет собой длинный тяж длинной от 45до 60 см, диаметром 1 см.

Спинной мозг находится в позвоночном канале, надежно защищен тремя оболочками: твердой мозговой оболочкой, паутинной оболочкой и мягкой мозговой оболочкой, а также спинномозговой жидкостью, которая омывает мозг и расположена между паутинной и мягкой мозговой оболочкой.

Спинной мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов. Белое – длинных отростков (аксонов). Серое вещество расположено внутри мозга, а белое снаружи.

Серое вещество – рефлекторная функция, белое – проводниковая функция.

Передняя щель и задняя борозда делят спинной мозг на правую и левую половины.

От спинного мозга отходит 31 пара нервов, состоящих из 2-х корешков: переднего (чувствительного) и заднего (двигательного).

Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая.

Закрепление.

Тест

Часть А

1. Важнейшей функцией спинномозговой жидкости является…..

А) транспорт кислорода

Б ) регуляция черепно-мозгового давления

В) производство эритроцитов и лейкоцитов

Г)окрашивание мозга в белый и серый цвет.

2. В белом веществе спинного мозга находятся волокна:

А) восходящих путей, передающих импульсы в головной мозг,

Б) нисходящих путей, несущих импульсы из головного мозга

В) восходящих и нисходящих путей

Г) рефлекторной дуги.

3. Спинной мозг выполняет

А) защитную и репродуктивную функцию

Б)транспортную и выделительную функцию

В) рефлекторную и проводящую функцию

Г)терморегуляторную и пищеварительную функцию

Часть В

Установите последовательность прохождения нервного импульса по дуге безусловного рефлекса.

А) чувствительный нейрон Б) двигательный нейрон, В) вставочный нейрон, Г) рецептор, Д) рабочий орган.

Расположите в правильной последовательности структуры, защищающие ЦНС.

А) Мягкая мозговая оболочка, Б) твердая мозговая оболочка, В) кости, Г) паутинная оболочка, Д) спинномозговая жидкость.

Ответы:

Часть А: 1-Б, 2-В, 3-В.

Часть В: 1 – ГАВБД: 2- ВБГДА

Домашнее задание: ξ 49, опорный конспект, рисунок спинного мозга, начертить схему спинномозгового рефлекса на укол подошвы ноги.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задание

Кроссворд

Работа в парах

Тест

Итого

Оценка

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области