Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
детские сад №1 «Сказка».
ПРОЕКТ
«Шоколадное чудо»
Выполнила: Арнаутова О.А.
2018
В обёртке он красив и ярок, И восхитителен на вкус. На Новый Год, открыв подарок, Его отыщет карапуз. Он есть в глазури на конфетах, И в эскимо, и на тортах. Он мягким станет жарким летом, И расплывётся на губах, Оставит на салфетке пятна. Ему любой ребёнок рад: Воздушный, сладкий, ароматный, С нугой, орехом - шоколад.
Почти все дети любят шоколад. Но вот откуда он берется, мало кто из них может ответить. Многие дети думают, что шоколад мамы покупают в магазине, или он растет на деревьях.
Проект направлен на расширение знаний о шоколаде у детей, появление интереса к профессии «кондитер», развитие навыков приготовления сладостей своими руками, получение детьми удовольствия от своего творчества. В начале проекта мы провели опросы и выяснили, что практически все участники проекта любят шоколад и едят его почти каждый день. Нужную нам информацию мы искали в Интернете (иллюстративный материал, виртуальные экскурсии), в периодической печати и энциклопедиях. Мы определили, что именно хотим узнать. Из чего и как делают шоколад? Где растет дерево и плоды, которые используются для производства этого продукта? Родина шоколадного дерева тропическая Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде.
Возраст детей: Старшая группа 5 – 6 лет.
Срок проекта: 4 недели
Тип проекта: Информационно-исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема: Недостаток знаний у детей о происхождении продуктов питания.
Цель проекта: Расширение и закрепление знаний детей о шоколаде, его пользе для здоровья человека, о многообразии видов шоколада и его начинок.
Задачи проекта:
Углубить знания детей и родителей о ценностях продуктов питания (шоколада, фруктов и орехов), о способах приготовления лакомства из фруктов, орехов и шоколада. Научить детей готовить простейшие сладости из какао.
Обогащать и развивать активный словарь детей.
Вызывать у детей познавательную активность по теме “Что полезно и что вредно для здоровья” посредством игровой, трудовой и практической деятельности.
Сформировать представление о труде кондитера. - Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и желание быть здоровым.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Ожидаемые результаты:
Дети узнали много нового о свойствах шоколада, о витаминах, содержащихся в какао и орехах, получили практические навыки по приготовлению напитков и сладостей. Все дети научились красиво накрывать стол для чайной церемонии.
Дети умеют классифицировать шоколад по видам. Знают содержание в них определенных продуктов и их значение для здоровья организма.
Родители грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Алгоритм работы над информационно-исследовательским проектом состоит из трех этапов.
ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «Какая бывает начинка в шоколадке (Ореховая, малиновая, мармеладная и др.)?» В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности этапов работы.
Виды деятельности | Мероприятия |
Познавательные занятия. | 1. «Как и где растет» шоколад»2. «Что внутри конфеты» |
3. «Рисование шоколадом» | |
5. «Знакомство с профессией шоколатье, кондитер» 6. Просмотр мультфильма «Сладкая сказка» 7. «Конфеты своими руками». | |
Беседы | 1. «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» |
2. «Вкусные истории» (как готовят шоколад) | |
Дидактические игры: | 1. «Волшебный мешочек»2. «Попробуй и отгадай»3. «Фруктовое домино» |
Художественное творчество: | Рисование: «Обертка для любимой конфеты» «Новогодняя елка» Аппликация: «Украшение елки конфетами с пожеланием для мамы» |
Художественная деятельность: | 1. Загадки о шоколадке.2. Сказки о меде, орехах и шоколаде3. Стихотворения о сладостях.4. Сказка «Шоколадная страна» 6. Стихотворение «Очень вкусный пирог» (Даниил Хармс) 7. Иллюстрации, репродукции картин на тему «шоколад» |
ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы.
Что мы знаем о шоколаде? | Что мы хотим узнать? | Что, нужна сделать, чтобы узнать? |
Шоколад продаётся в магазинах. Он бывает с разной начинкой, разные цвета. Его всегда много на Новый год. | Где растет шоколад? Как его делают? Кто делает шоколад? Где еще можно использовать шоколад? Польза и вред шоколада? | Посмотреть в Интернете. Прочитать в энциклопедии. Спросить у родителей. Посмотреть передачу по телевизору. |
Мы с детьми нашли все ответы на нужные нам вопросы:
Где растет шоколад?
Дикорастущие деревья какао встречаются в тропической сельве Южной Америки – родине орхидей, каучуконосов, сейба и дынного дерева. Теперь шоколадное дерево окультурено, растения возделывают в тропическом поясе всего мира: на плантациях Южной Америки, Африки, Индонезии и Океании. Большая часть какао-бобов на мировом рынке произведена в африканских странах. Крупнейшие поставщики какао – Кот-Д’Ивуар, Гана, Нигерия, Индонезия, Колумбия, Бразилия. Выращивают какао в Доминиканской республике, Эквадоре и на Бали – везде, где позволяет влажный тропический климат.
Как его делают?
После созревания бобы срезают, зерна вынимают из плода и очищают от желатиновой оболочки, которая покрывает все зерно.
Наступает первый этап, с которого начинается весь процесс подготовки к производству шоколада – ферментация, когда очищенные зерна складывают в специальные деревянные ящики с отверстиями для воздуха и хранят в течении 8 дней. Вследствие этого процесса усиливается специфический шоколадный аромат зерен. Затем зерна сушат, пакуют в мешки и отправляют на шоколадные фабрики.
Следующим этапом есть обжарка отсортированных зерен. При температуре 120-140 градусов зерна не только стерилизуются, но из них удаляется лишняя влага и легко отделяется шелуха.
После обжарки бобы, насыщенные шоколадным вкусом и запахом, разламывают, измельчают и дробят, в результате получается неоднородная масса, в которую на этом этапе добавляют сахар, ароматизаторы и масло-какао.
Завершающим этапом является упаковка готовых шоколадных плиток в фольгу и бумажную упаковку.
Кто делает шоколад?
Шоколатье – это специалист, который создает новые вкусы и формы восхитительного лакомства, любимого во всем мире шоколада. Первые шоколатье появились в 17 веке – именно тогда шоколад почти перестали пить и начали есть.
Где еще можно использовать шоколад?
Для:
Профилактики зубного налёта.
Поддержания молодости и здоровья.
Увлажнения кожи лица.
Профилактики инфаркта и инсульта.
Диеты.
Расслабляющей ванны.
Снижения артериального давления.
Лечения кашля.
Профилактики депрессии.
Борьбы с морщинами.
Польза и вред шоколада?
Вред шоколада:
Большое количество жиров имеется в шоколаде, что не приносит пользу сердечно - сосудистой системе человека.
В шоколадной плитке содержится 1/5 часть необходимой суточной дозы килокалорий, при больших дозах приема шоколада происходит ожирение.
Шоколад может усиливать аллергию. Как только возникают аллергические симптомы, следует моментально прекращать его потребление.
Опасность шоколада в том, что очень часто встречаются на прилавках магазинов подделки, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека.
Из-за содержания в шоколаде кофеина он может спровоцировать проблемы с желудочно-кишечным трактом, изжогу.
Шоколад негативно влияет на состояние зубов.
Польза шоколада :
Если съедать немного черного шоколада на постоянной основе, то он положительно влияет сердечно-сосудистую систему, способствует улучшению кровообращения. Дело в том, что в этом продукте содержатся флавоиды – антиоксиданты, влияющие, в том числе, на замедление старения организма.
Шоколад помогает привести в норму артериальное давление, предупреждает инфаркты, инсульты, атеросклероз.
В составе шоколада содержится кофеин и теобромин, которые стимулируют работоспособность человека. При повышенных нагрузках полезнее заменить кофе на зеленый чай с кусочком шоколада.
Методы реализации проекта:
Поиск информации.
Познавательная деятельность
Оздоровительная деятельность
Игровая деятельность
Художественная деятельность
Трудовая деятельность
Поиск информации.
Подбор дидактических игр.
ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Приготовление конфет» своими руками. Дети уяснили для себя, что без шоколада прожить можно . А так же, что он полезен и поднимает настроение. В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»
Результативность проекта:
Расширились знания о шоколаде, его природном происхождении, производстве
Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности.
Получили практические навыки необходимые в повседневной жизни.
Активизировался словарный запас детей.
В ходе проекта происходило дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук
В ходе проекта у детей продолжилось формирование потребности в двигательной активности через подвижные игры
Проект активизировал совместную деятельность детей и родителей.
Проект объединил всех участников педагогического процесса единой целью, что способствовало тесному взаимодействию семьи и дошкольного учреждения.
РОБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка. Родителям было предложено приготовить шоколад в домашних условиях, семья Колокольниковых приготовили кексы в шоколаде, (видео посмотрим позже). На собрании родителям был показан видео фильм, где мы с детьми готовим конфеты, ПРОЕКТ «ШОКОЛАДНОЕ ЧУДО».
ИТОГ ПРОЕКТА: Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Исследовать шоколад нам было очень интересно. Мы узнали много нового о шоколаде. В городах России и других стран есть музеи шоколада, где находятся разные предметы, скульптуры, изготовленные из настоящего шоколада. В музее проводятся турниры по шашкам, которые после игры можно съесть.
Мы сняли фильм, где с детьми готовим конфеты с разными начинками, а также коробочки, в которые сложили конфеты. Для нас приготовили фильмы первоклассники это бывшие мои выпускники Соня С и Настя П, где они приготовили масло шоколадное и яблоки в шоколаде.
Так как мы готовили конфеты перед новым годом, в первую очередь угостились сами, а потом пошли с детьми поздравлять сотрудников детского сада.