Проект по патриотическому воспитанию
«Я часть России»
(старшая группа)
Воспитатель: Бадрутдинова Марина Иннокентьевна
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.Задачи проекта:- закрепить знания о государственной символике РФ;- воспитывать чувство гордости за свою страну;- воспитывать интерес к истории своей Родины;- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках- расширять знания о малой родине;- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;- расширять предметно-развивающую среду;- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;- воспитывать активную жизненную позицию;
- расширять словарный запасУчастники проекта- дети подготовительной группы- воспитатель- родителиСрок реализации- 2015-2016 учебный годИнтеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»
Ожидаемый результат:Для детей: Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов: Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы:
Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки.
Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений
Подготовительный этап:
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Основной этап:
Перспективный план работы по реализации проекта Сентябрь-ОктябрьI Блок – Семья. Детский сад.Беседы: «Традиции моей семьи» , «Права ребёнка на имя», «Мамочка моя» , «Мой любимый детский сад».
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»Развлечение: «День знаний»Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».Описательный рассказ: «Моя мама»Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели»Экскурсии:Прогулка по улицам города, на игровую площадкуРабота с родителями:Консультации - «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»Родительское собрание: «Готовимся к школе»Ноябрь-Декабрь II Блок Малая РодинаБеседы: «День пожилых людей», «Мой поселок », «Иркутская область» Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание символики городов Иркутской области, своего села.Художественное творчество: аппликация «Открытка для бабушки»Экскурсии:В детскую библиотеку районного центра п. Оса, МБОУ СОШ с. РассветПальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота», «Со вьюном хожу»Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»Работа с родителями:Консультации:«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»Январь-Февраль
III Блок Защитники отечества. Масленица.Беседы: «День Защитника Отечества», «Военные»,«Наша родная армия», «Масляная неделя» Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»Художественное творчество: Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».Аппликация «Открытка для папы»Обрывная аппликация: «Солнышко»Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки». Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»Праздники: «День защитника отечества»Работа с родителями:Консультации:«Ребёнок и его родина»
Март-Апрель
IV Блок Народное творчествоБеседы: «Народные промыслы», «Устное народное творчество», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси» Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».Художественное творчество:Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская дощечка», Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»Подвижные игры: «Гори гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк»Работа с родителями:Консультации:«Какие русские народные сказки читать детям?»МайV Блок РоссияБеседы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России»Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».Художественное творчество:Рисование «Кремль»Рисование по сказкам А.С. ПушкинаЧтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о РоссииПальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок», хороводная игра «Перелёт птиц»Работа с родителями:Консультации:«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»Беседы: «Москва – столица России», «Башни Кремля», «История праздника Новый год», «Праздник – это весело» Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Национальный бурятский костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.Художественное творчество:Рисование «Новый год» Граттаж – «Зима в деревне»Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»Подвижные игры: «Пирожок», «Гуси - лебеди», «Два мороза»Праздник: «Новый год у ворот» Работа с родителями:Консультации:«Роль родителей в формировании патриотических чувств»