Вашему ребенку поставили речевой диагноз
Общее недоразвитие речи (ОНР)
.
Как развивать речь ребенка в дошкольном возрасте? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы особенно волнуют родителей дошкольников, если вашему ребенку поставили общее недоразвитие речи ОНР-это несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.Общее недоразвитие речи- (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельности людей.
Развитие речи ребенка тесно связаны с его общим психическим развитием. Как ребенок говорит ,можно сделать несколько выводов , насколько он соответствует своему возрасту , что первично ,что вторично, у ребенка в плане речевого развития, такой индивидуальный маршрут логопед выбирает для успешной коррекционной работы с ребенком.
Если вы увидели у вашего ребенка речевые проблемы, значит вы нуждаетесь в помощи специалиста для вашего ребенка, постарайтесь обратиться как можно раньше к специалистам.
Занятия которые проводят специалисты, очень эффективные для ребенка, так как у детей дошкольного возраста имеются все предпосылки для успешного овладения речевыми умениями и навыками до школы. Именно эти важные вопросы мы напоминаем законным представителям ребенка.
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
ОНР-I уровень речевого развития.”Не говорящие дети” Удетей фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. Также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей на стадии развития : фонематический слух грубо нарушен, для ребенка сложна задача фонематического анализа слова.
ОНР-IIуровень речевого развития Наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Высказывания детей бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. Отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов . У детей в произношении слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных встречаются замены звуков, перестановки , сокращения в произношении слов. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
ОНР-III уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
Дети пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. Звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, на стадии развития. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний.
ОНР-IV уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
При диагностике ребенка с общим недоразвитием речи логопед диагностирует следующие вопросы:
что является первичным механизмом в общем речевом развитии у ребенка;
уровень речевого развития : ОНР- I уровня речевого развития, ОНР-II уровня речевого развития, , ОНР-III уровня речевого развития, недоразвития всех сторон речи;
какие сферы в речевой и психической деятельности у ребенка являются наиболее сохранным, с опорой на которые можно наиболее успешно проводить коррекционную работу , направленную на совместную работу (ребенок-логопед- невролог законные представители ребенка -родители);
дальнейший образовательный маршрут, пошаговые ступеньки речевого , психического развития вашего ребенка.
Если этот маршрут будет правильно определен ,вам обеспечена помощь в правильном направлении.
Выпадает одно звено и вам не подключили всех специалистов , помощь ребенку будет достаточно продолжительной.
Логопед проводит диагностику и обоснованно определяет диагноз речевого нарушения вашему ребенку. Как правило для обоснования диагноза логопед предлагает пройти обследование ребенка врачом-психоневрологом или неврологом по месту жительства в поликлинике.
Очень много неврологических сопутствующих факторов , которые осложняют процесс коррекционной работы с ребенком. Минимальные мозговые дисфункции (ММД). При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга. Обеспечивающих такие сложные интегративные функции. Как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы , но при этом испытывают значительные трудности в коррекционной работе. Вследствие очагового поражения , недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития. Наиболее распространенным вариантом ММД у детей, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Поэтому важно помнить родителям о медикаментозном лечении для детей особенно в течении года осенью и весной 2 раза в год.
При речевой патологии вопрос коррекционных мероприятий решается индивидуально с учетом тяжести речевых нарушений, возраста ребенка( когда ребенку исполнилось три года) можно проводить индивидуальные занятия с логопедом.
Обследование ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики и психических процессов.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения
Беседа с законными представителями, о динамике речевого и общего психического развития ребенка;
Посещение невропатолога, и других специалистов;
Выясняет в процессе беседы у законных представителей ( родитель) особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
Обследовании у ребенка словарного запаса( пассивного и активного);
Обследование детей начинается с изучения состояния связной речи - способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу.
Обследование ребенка предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, – гласных и согласных;
Логопед исследует уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи;
Построения предложения;
Слоговой структуры слова и уровня
фонематического восприятия;
Логопед рассказывает родителям какие задачи будут решать в процессе коррекционной работы в течении периода обучения с ребенком
I этап - подготовительный
Задача - всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
укрепление физического здоровья – консультации и лечение у врачей - узких специалистов:
невропатолога, два раза в год осенью и весной
развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
формирование артикуляционной моторики;
развитие мимики, общей и мелкой моторики;
развитие зрительного восприятия.
II этап – формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
постановка сонорных звуков ;
дифференциация звуков, сходных по артикуляционным и акустическим признакам;
формирование практических навыков и умений за поставленными звуками в самостоятельной речи и её контроль .
Виды работ на данном этапе:
Постановка звуков свистящих, шипящих, сонорных звуков Л-Р;
Автоматизация поставленных звуков в слогах обратных , прямых, со стечением согласных, в прямых, со стечением согласных
Автоматизация поставленных звуков в словах в том же порядке что и в слогах.
Автоматизация звуков в предложениях.
Дифференциация звуков: Ш-С,Ж-З, Л-Р;
Автоматизация звуков в спонтанной речи.
Работа над просодической стороной речи параллельно работе над звукопроизношением.
Задачи:
развитие дыхания и силы голоса;
работа над темпом речи и интонацией.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи:
Связной речи:
Развитие зрительных функций, параллельно реализации задач, направленных на устранение речевых нарушений.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале;
Обучение грамоте: знакомство с буквами, печатание, чтение.
На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится также с медицинской документацией выясняет в процессе беседы у законных представителей ( родитель) особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения
Логопедическая работа по коррекции ОНР проводиться дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.
При ОНР различного уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Обучение детей с тяжелыми формами ОНР осуществляется в специальных группах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития.
Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время у нас достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с ОНР.
Законным представителям(родитель) следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста заботиться о его наполняемости речевой активности в играх, беседах, чтении художественной литературы.