Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано
И.о. заместителя директора по УР
КОУ «Леушинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
______________________ М.В.Бабушкина
«_____» ______________________ 2017 г.
Утверждаю
Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
_______________________ Д.Ш. Шидиева
Приказ №
от «____»_____________________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
МАТЕМАТИКА
для учащихся 5а класса
(основное общее образование)
на 2017/2018 учебный год
Разработана: Ю.О. Мисяковой,
учителем математики
с.Леуши, 2017 г
Рабочая программа по математике для учащихся 5а класса составлена на основе допущенной Министерством образования РФ Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224с. Математика, В.В. Воронкова, раздел «Математика. 5 класс».
Предлагаемая программа ориентирована на Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Математика для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Перова М.Н., Капустина Г.М. М.:Просвещение, 2002. ; соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.
Рассмотрена на методическом объединении ____________________________,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2017 г.
Руководитель методического объединения _______________ /Е.С. Боровая/
Одобрена методическим советом,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2017 г.
Председатель методического совета __________________________/Д.Ш.Шидиева
Пояснительная записка
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Данная рабочая программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически – с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Основными задачами преподавания математики являются:
Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушениями интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией.
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомера, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 «а», класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа по математике рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Некоторые учащиеся значительно отстают от одноклассников в усвоение математических знаний. Такие учащиеся должны заниматься по индивидуальной программе обучения.
Тематическое планирование
№ п/п | Краткое содержание | Кол-во часов | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки сотни. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется). Сравнение чисел в том числе разностное, кратное (легкие случай). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1м = 1 000мм, 1кг = 1000г, 1 т = 1 000кг, 1т = 10ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = 365, 366 суток. Високосный год. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см + 19см; 55см + 45см; 1м – 45см; 8м 55см + 3м19см; 8м 55см + 19см; 4м 55см + 3м; 8м + 19см; 8м + 4м45см). Римские цифры. Обозначение чисел I – XII. Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000, их проверка. Умножение числа 100. Знак умножения (.). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 х 2; 400 х 2; 420 х 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 х 2; 243 х 2; 48 : 4; 488 : 4 и т.п.). Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителям или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2, 1:5, 1:10, 1:100. | 136 ч. | Учащиеся должны знать: - класс единиц, разряды в классе единиц; - десятичный состав чисел в пределах 1000; - единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения; - римские цифры; - дроби, их виды; - виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон. Учащиеся должны уметь: - выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи); - читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000 - считать, присчитывать, отсчитывать различные разрядные единицы в пределах 100; - выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000 - выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой; - выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком; - выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000; - умножать и делить на однозначное число; - получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби; - решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия; -уметь строить треугольник по трем заданным сторонам; - различать радиус и диаметр. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА 136 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум ЗУН | Тип урока | Методы урока |
1 четверть (36ч.) | ||||||||
1. | Сотня - 16 ч. | |||||||
1.1. | Счет до 100, название чисел | 1ч. | Повторение десятичного состава чисел в пределах 100 | 1. Чтение, запись под диктовку чисел в пределах 100. 2.Присчитывание и отсчитывание по 1, по 10, отвлеченно и на предметном материале | Уметь: считать до 100 единицами и десятками; - присчитывать и отсчитывать по 1, по 10 | вводный | Словес., практич., нагляд. | |
1.2. | Все действия в пределах 100 | 1ч. | Формирование навыка сложение и вычитание двухзначных чисел, компоненты при сложении и вычитании | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) | Уметь: складывать и вычитать числа в пределах 100; - называть компоненты при сложении и вычитании. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.3. | Решение примеров и задач | 2ч. | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.4. | Линия, отрезок, луч. Углы | 1 ч | Повторение понятия о линии, отрезке, луче, замкнутой, незамкнутой линии и определение каждого вида углов. | 1.Повторение определений линии, отрезка, луча 2.Замкнутая и незамкнутая линия. Определения. Чертежи. 3.Вычисление длины ломаной линии. | Уметь: различать на чертежах прямую линию, отрезок, луч, ломаную линию | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
1.5. | Таблица разрядов | 1ч. | Повторение класса единиц, разряды в классе единиц. | 1.Класс единиц, разряды в классе единиц. 2. Десятичный состав чисел. Разложение чисел на разрядные слагаемые, составление числа из разрядных единиц. | Знать: класс единиц, разряды в классе единиц. Уметь: разложить число на разрядные слагаемые, составить число из разрядных единиц. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.6. | Решение примеров и задач | 2ч. | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.7. | Нахождение неизвестного слагаемого | 2 ч. | Формирование умения находить неизвестное слагаемое | 1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2. Название компонентов при сложении. 3. Нахождение неизвестного слагаемого | Знать: компоненты при сложении. Уметь: находить неизвестное слагаемое | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.8. | Многоугольники. Периметр многоугольника | 1 ч | Знакомство учащихся с общими понятиями о видах многоугольников, вычислять периметр многоугольника | Определение различных видов многоугольников. Нахождение периметра многоугольника | Уметь: распознавать на рисунках, чертежах виды многоугольников. | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
1.9. | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 ч. | Формирование умения находить неизвестное уменьшаемое | 1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2. Название компонентов при вычитании. 3. Нахождение неизвестного уменьшаемого | Знать: компоненты при вычитании Уметь: находить неизвестное уменьшаемое. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.10. | Нахождение неизвестного вычитаемого | 1ч. | Формирование умения находить неизвестное вычитаемое | 1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2. Название компонентов при вычитании 3. Нахождение неизвестного вычитаемого | Знать: компоненты при вычитании. Уметь: находить неизвестное вычитаемое | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
1.11. | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | 1ч | Формирование умения устно складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через разряд. | 1. Работа с таблицей разрядов и классов. 2. Работа с натуральным рядом чисел. | Уметь: выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случай) | обобщение | Словесн., практичес. наглядный | |
1.12. | Треугольник. Различение треугольников по видам углов | 1ч. | Познакомить учащихся с элементами треугольника, определять вид треугольника с помощью чертёжного угольника и заданным сторонам | Рассмотрение элементов треугольника. Определение вида треугольника с помощью чертёжного угольника. | Знать виды треугольников в зависимости от величин углов. | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
1.13 | Проверочная работа по теме «Нумерация» | 1 ч. | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: планировать собственную деятельность | обобщение | Словес., практич. Наглядн. | |
2. | Тысяча - 20 ч. | |||||||
2.1. | Нумерация чисел в пределах 1000 | 1ч | Учить образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса. | 1. Работа с таблицей разрядов и классов. 2. Запись и чтение чисел в пределах 1 000. | Знать: название разрядов и классов. Уметь: образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
2.2. | Таблица разрядов и классов | 1ч. | Закрепление умения учащихся записывать натуральные числа до 1000 в таблицу разрядов и классов | 1. Работа с таблицей разрядов и классов. 2. Запись и чтение чисел в пределах 1 000. | Знать: название разрядов и классов. Уметь: записывать числа в пределах 1 000 в таблицу разрядов и классов. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
2.3. | Треугольник. Различение треугольников по длинам сторон | 1ч. | Познакомить учащихся с элементами треугольника, определять вид треугольника с помощью чертёжного угольника и заданным сторонам | Рассмотрение элементов треугольника. Определение вида треугольника с помощью чертёжного угольника. | Знать виды треугольников в зависимости от величин углов. | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
2.4. | Разложение на разрядные слагаемые | 2 ч | Закрепление умения определять количество разрядных слагаемых в числе. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые, составление числа из разрядных единиц. 2. Работа с таблицей разрядов и классов. | Знать: класс единиц, разряды в классе единиц. Уметь: разложить число на разрядные слагаемые; - составить число из разрядных единиц | комбинирован. | Словес., практич., нагляд. | |
2.5. | Сравнение чисел | 1 ч. | Учить сравнивать числа в пределах 1 000 | 1. Сравнение чисел в пределах 1 000. 2. Запись и чтение чисел в пределах 1 000. | Уметь: сравнивать числа в пределах 1000 | комбинирован. | Словес., практич. Наглядн. | |
2.6. | Построение треугольников по заданным параметрам | 1ч. | Учить строить треугольник с помощью чертёжных инструментов по заданным параметрам | Практическая работа «Построение треугольников» | Уметь достраивать угол до треугольника, владеть чертёжными инструментами | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
2.7. | Округление чисел до десятков и сотен | 2 ч | Учить округлять числа до указанного разряда в пределах 1 000. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые и разрядные единицы. 2. Работа с таблицей разрядов и классов. 3. Округление чисел до указанного разряда. | Уметь: округлять числа до указанного разряда в пределах 1 000. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
2.8. | Римская нумерация | 1 ч. | Формирование умения записывать числа от 1 до 12 римскими цифрами. | 1. Запись арабских цифр от 1 до 12 римскими. 2. Запись римскими цифрами месяцы года.. | Уметь: записывать числа от1 до 12 римскими цифрами; | комбиниро ванный | Словесный, практическ. наглядн. | |
2.9. | Меры стоимости, длины и массы | 1 ч. | Знакомство с мерами стоимости, длины и массы. | 1. Работа с таблицей мер длины и массы. | Знать: единицы измерения длины, массы и стоимости. | изучен. нового | Словес., практич. наглядн. | |
2.10. | Таблица мер длины | 1 ч. | Закрепление умения пользоваться таблицей мер длины. | 1. Работа с таблицей мер длины | Знать: единицы измерения длины, массы и стоимости. | изучен.нового | Словес., практич., наглядн. | |
2.11. | Таблица мер массы | 1ч. | Закрепление умения пользоваться таблицей мер массы. | 1. Работа с таблицей мер длины | Знать: единицы измерения длины, массы и стоимости. | комбинирован. | Словес., практич., наглядн. | |
2.14. | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости | 2 ч | Формирование умения устно складывать и вычитать числа, полученные при измерении мерами длины и стоимости | 1. Работа с таблицей мер длины и массы. 2. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Уметь: устно складывать и вычитать числа, полученные при измерении мерами длины и стоимости | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
2.15. | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков | 1 ч | Учить приемам письменного и устного сложения и вычитания круглых сотен и десятков. | 1. Работа с таблицей разрядов и классов 2. Разложение чисел на разрядные слагаемые и разрядные единицы. 3. Решение примеров и простых задач | Уметь: выполнять устное сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
2.16. | Сложение и вычитание без перехода через разряд | 2 ч. | Учить приемам письменного сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые. 2. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел 3. Решение простых задач | Уметь: складывать и вычитать трехзначные числа без перехода через разряд | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
2.17. | Контрольная работа за 1 четверть | 1ч | Контроль знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь планировать собственную деятельность | контрольный | Словесн., практич., наглядн. | |
2.18. | Работа над ошибками | 1 ч. | Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе, выявление причин ошибок. | Работа в тетрадях по устранению ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки | обобщение | Словесн., практичес., наглядн. | |
2 четверть (28 ч.) | ||||||||
3. | Сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд - 28 ч. | |||||||
3.1. | Сложение с переходом через разряд | 2 ч | Учить приемам письменного сложения трехзначных чисел с переходом через разряд. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые. 2. Работа в тетради: письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд 3. Самостоятельное решение простых задач | Уметь: складывать трехзначные числа с переходом через разряд | комбинирован. | Словес., практич., нагляд. | |
3.2. | Вычитание с переходом через разряд | 2 ч | Учить приемам письменного вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд. | 1. Работа в тетради: письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд 2. Решение задач в два арифметических действия | Уметь: - вычитать числа в пределах 1 000 с переходом через разряд | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
3.3. | Прямоугольник. Квадрат. | 1ч | Повторить понятия «прямоугольник», «квадрат» | Определение прямоугольника (квадрата) и его элементов. Вычисление периметра прямоугольника (квадрата) | Уметь находить прямоугольник (квадрат) на рисунках и чертежах. | комбинированный | Словесный, практичес., наглядный | |
3.4. | Решение простых задач | 2 ч. | Совершенствование умения решать простые задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. 2. Решение простых задач | Уметь: решать простые задачи; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. | комбиниро ванный | Словесный, практическ., наглядн. | |
3.5. | Округление чисел до указанного разряда | 1 ч. | Повторение округления чисел до указанного разряда в пределах 1 000. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые и разрядные единицы. 2. Работа с таблицей разрядов и классов. 3. Округление чисел до указанного разряда. | Уметь: - округлять числа до указанного разряда в пределах 1 000. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
3.6 | Разностное сравнение чисел | 1 ч | Формирование умения разностного сравнения чисел | 1. Решение примеров на сложение и вычитание 2.Разностное сравнение чисел | Уметь: - сравнивать числа | изучение нового | Словес., практич., наглядн. | |
3.7. | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге | 1ч | Учить строить прямоугольник и квадрат с помощью чертёжных инструментов по заданным параметрам | Практическая работа «Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге» | Знать элементарные графические навыки при построении фигур | комбинированный | Словесный, практичес., наглядный | |
3.8. | Решение задач на разностное сравнение чисел | 1 ч | Учить решать задачи на разностное сравнение чисел | 1. Разностное сравнение чисел 2. Решение задач на разностное сравнение чисел | Уметь: - решать задачи на разностное сравнение чисел | комбинированный | Словесн., практичес. наглядн. | |
3.9. | Кратное сравнение чисел | 1 ч | Формирование умения кратного сравнения чисел | 1. Решение примеров на умножение и деление 2.Кратное сравнение чисел | Уметь: - сравнивать числа | изучение нового | Словесн., практич. наглядн. | |
3.10. | Задачи на кратное сравнение чисел | 1 ч | Учить решать задачи на кратное сравнение чисел | 1. Кратное сравнение чисел 2. Решение задач на кратное сравнение чисел | Уметь: решать задачи на кратное сравнение чисел | комбинирован. | Словесн., практич. наглядн. | |
3.11. | Проверочная работа по теме «Кратное и разностное сравнение» | 1 ч. | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: - планировать собственную деятельность | обобщение | Словес., практич. Наглядн. | |
3.12. | Сложение и вычитание в пределах 1000 | 1 ч | Совершенствование навыка письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. | 1. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел 2. Решение задач | Уметь: - складывать и вычитать трехзначные числа | комбинированный | Словесный, практическ наглядн. | |
3.13. | Сложение с переходом через разряд | 2 ч | Формирование навыка письменного сложения трехзначных чисел с переходом через разряд. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые. 2. Работа в тетради: письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд 3. Самостоятельное решение простых задач | Уметь: - складывать трехзначные числа с переходом через разряд | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
3.14. | Нахождение суммы чисел | 1ч | Закрепление навыка нахождения суммы чисел | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые. 2. Работа в тетради: письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд 3. Решение простых задач | Уметь: - складывать трехзначные числа с переходом через разряд | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
3.15. | Сложение трех слагаемых | 1 ч | Формирование навыка сложения трех слагаемых | 1.Устное сложение однозначных и двухзначных чисел 2. Работа в тетради: приемы сложения трех слагаемых | Уметь: - письменно выполнять сложение трех слагаемых | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
3.16. | Круг, окружность. | 1 ч | Познакомить с радиусом, диаметром, хордой. | Определение окружности, круга, определение радиуса, окружности, хорды. Их построение | Строить окружность с помощью циркуля. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
3.17 | Вычитание с переходом через разряд | 2 ч | Формирование навыка письменного вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд. | 1. Работа в тетради: письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд 2. Решение задач в два арифметических действия | Уметь: - вычитать числа в пределах 1 000 с переходом через разряд | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
3.18. | Вычитание из трехзначного числа | 1 ч | Закрепление навыка письменного вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд. | 1.Составление чисел из разрядных единиц. 2. Работа в тетради: письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд 3. Решение задач в два арифметических действия | Уметь: - вычитать числа в пределах 1 000 с переходом через разряд | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
3.19. | Сложные примеры | 2 ч | Закрепление навыка решения сложных примеров | 1. Решение сложных примеров. Повторение порядка действий в примерах со скобками и без скобок. 2. Решение примеров с помощью микрокалькулятора | Знать: - порядок действий в примерах со скобками и без скобок Уметь: - решать сложные примеры. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
3.20. | Круг, окружность. | 1 ч | Познакомить с радиусом, диаметром, хордой. | Определение окружности, круга, определение радиуса, окружности, хорды. Их построение | Строить окружность с помощью циркуля. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
3.21 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 ч | Контроль знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: планировать собственную деятельность | контрольный | Словесн., практич., наглядный | |
3.22. | Работа над ошибками | 1 ч | Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе, выявление причин ошибок. | Работа в тетрадях по устранению ошибок | Уметь: - исправлять допущенные ошибки | обобщение | Словесный, практичес., наглядный | |
3 четверть (40 ч.) | ||||||||
4. | Сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд - 8ч. | |||||||
4.1. | Решение примеров и задач на вычитание | 1 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
4.2. | Нахождение неизвестного компонента при сложении и вычитании | 1ч | Формирование умения находить неизвестный компонент при сложении и вычитании | 1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2. Работа в тетради: нахождение неизвестного компонента | Знать: компоненты при сложении и вычитании Уметь: находить неизвестный компонент при сложении и вычитании | комбинирован. | Словес., практич., нагляд. | |
4.3. | Построение окружности и круга | 1 ч | Совершенствование умения Строить окружность данного радиуса, диаметра. | Построение окружности и круга. Определения радиуса, диаметра, хорды. | Различать радиус и диаметр. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
4.4. | Умножение и деление на единицу | 1 ч | Формирование навыка умножения и деления на единицу | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради 3. Решение задач | Уметь: умножать и делить на единицу | изучение нового | Словесн., практич., наглядн. | |
4.5. | Умножение нуля и на нуль. Деление нуля | 1 ч | Формирование навыка умножения нуля и на нуль, деление нуля | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради 3. Решение задач | Уметь: умножать нуль и на нуль - делить нуль | изучение нового | Словесн., практич., наглядн. | |
4.6. | Нахождение одной, нескольких долей числа | 1 ч | Формирование умения находить часть от целого, несколько частей от целого | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: нахождение одной, нескольких долей числа | Уметь: находить часть от целого, несколько частей от целого | повторение | Словесн., практичес., наглядный | |
4.7. | Построение окружности и круга | 1 ч | Совершенствование умения Строить окружность данного радиуса, диаметра. | Построение окружности и круга. Определения радиуса, диаметра, хорды. | Различать радиус и диаметр. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
4.8. | Проверочная работа «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 ч | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: планировать собственную деятельность | обобщение | Словесн, практич., наглядн. | |
5. | Обыкновенные дроби - 5 ч. | |||||||
5.1. | Образование дробей | 1 ч | Формирование умения образовывать, записывать и читать обыкновенные дроби | 1. Объяснение образования дробей на наглядном материале 2. Тренировка в чтение и записи обыкновенных дробей | Уметь: - образовывать, записывать, читать обыкновенные дроби | повторение | Словесный, практическ., наглядный | |
5.2. | Масштаб. | 1 ч | Познакомить учащихся с масштабом | Построение фигур в масштабе 1:2, 1:5, 1:10, 1:100 | Решать задачи измерительного и вычислительного характера с помощью учителя | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
5.3. | Сравнение дробей | 1 ч | Формирование умения сравнивать обыкновенные дроби | 1. Тренировка в чтение и записи обыкновенных дробей 2. Работа в тетради: сравнение обыкновенных дробей | Уметь: образовывать, записывать, читать обыкновенные дроби - сравнивать обыкновенные дроби | повторение | Словесный, практическ., наглядный | |
5.4. | Правильные и неправильные дроби | 1 ч | Учить отличать правильные дроби от неправильных | 1. Тренировка в чтение и записи обыкновенных дробей 2. Работа в тетради | Уметь: отличать правильные дроби от неправильных | повторение | Словесн., практич., наглядн. | |
5.5. | Масштаб. | 1 ч | Познакомить учащихся с масштабом | Построение фигур в масштабе 1:2, 1:5, 1:10, 1:100 | Решать задачи измерительного и вычислительного характера с помощью учителя | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
6. | Единицы измерения - 9 ч | |||||||
6.1. | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100 | 2 ч | Формирование навыка умножения и деления на 10, 100 | 1. Устное умножение 1, на 1, на 0 2. Работа в тетради: умножение и деление на 10, 100 | Уметь: - умножать и делить на 10, 100 | изучение нового | Словесн., практич., наглядный | |
6.2. | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы | 1 ч | Формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины массы | 1. Работа с таблицей мер длины и массы. 2. Работа в тетради | Уметь: - преобразовывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины массы | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
6.3. | Замена крупных мер мелкими | 1 ч | Формирование умения заменять крупные меры мелкими | 1. Работа с таблицей мер длины, массы 2. Работа в тетради | Уметь: - заменять крупные меры мелкими | комбинирован. | Словесн., практич., наглядн. | |
6.4. | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге | 1ч | Учить строить прямоугольник и квадрат с помощью чертёжных инструментов по заданным параметрам | Практическая работа «Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге» | Знать элементарные графические навыки при построении фигур | комбинированный | Словесный, практичес., наглядный | |
6.5. | Замена мелких мер крупными | 1 ч | Формирование умения заменять мелкие меры крупными | 1. Работа с таблицей мер длины, массы 2. Работа в тетради | Уметь: -заменять мелкие меры крупными | комбинирован. | Словес., практич,. Наглядн. | |
6.6. | Мера времени. Год. | 1 ч | Повторение мер времени | 1. Работа с таблицей мер времени 2. Работа в тетради | Знать: - меры времени | комбинирован. | Словес., практич., наглядн. | |
6.7. | Проверочная работа «Единицы измерения» | 1 ч | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: - планировать собственную деятельность | обобщение | Словес., практич., нагляд. | |
6.8. | Построение треугольника по трём сторонам | 1ч | Совершенствование овладения работы циркулем и линейкой | Построение треугольника по трём сторонам | Знать приёмы применения циркуля и линейки | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
7. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд - 18 ч. | |||||||
7.1. | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 1 ч | Познакомить с приемами письменного умножения и деления круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение и деление | Уметь: - умножать и делить круглые десятки и круглые сотни на однозначное число | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
7.2. | Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 2 ч | Познакомить с приемами письменного умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение | Уметь: - умножать двузначные и трехзначные числа на однозначное без перехода через разряд. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
7.3. | Построение треугольника на нелинованной бумаге | 1ч | Учить строить треугольник с помощью чертёжных инструментов по заданным параметрам | Практическая работа «Построение треугольника на нелинованной бумаге» | Знать элементарные графические навыки при построении фигур | комбинированный | Словесный, практичес., наглядный | |
7.4. | Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 2 ч | Познакомить с приемами письменного деления двузначных и трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - делить двузначные и трехзначные числа на однозначное без перехода через разряд. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
7.5. | Решение примеров и задач на умножение и деление | 2 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение и деление | Уметь: - решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
7.6. | Куб, брус, шар | 1ч | Различать куб, брус, шар на чертежах, распознавать геометрические тела на моделях. | Куб, брус, шар ,их свойства, их элементы. Практическая работа « лепка из пластилина куба, бруса, шара». | Уметь находить на чертежах куб, шар, определять форму реальных предметов | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
7.7. | Порядок действия в сложных примерах | 1 ч | Закрепление знаний порядка действий в сложных примерах | 1. Устное сложение и вычитание чисел 2. Таблица умножения 3. Работа в тетради: решение сложных примеров | Знать: - порядок действия в сложных примерах Уметь: - решать сложные примеры | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
7.8. | Проверка умножения | 1ч | Формирование навыка приемов проверки умножения | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - применять правила проверки умножения | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
7.9. | Проверка деления | 2 ч | Формирование навыка приемов проверки деления | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - применять правила проверки деления | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
7.10. | Составление и решение задач | 1 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: - решать арифметические задачи в два действия, примеры на сложение и вычитание | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
7.11. | Сложные примеры | 2 ч | Совершенствование навыка решения сложных примеров | 1. Устное сложение и вычитание чисел 2. Таблица умножения 3. Работа в тетради: решение сложных примеров | Знать: - порядок действия в сложных примерах Уметь: - решать сложные примеры | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
7.12. | Контрольная работа за 3 четверть | 1 ч | Контроль знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: - планировать собственную деятельность | контрольный | Словес., практич., нагляд. | |
7.13. | Работа над ошибками | 1 ч | Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе, выявление причин ошибок. | Работа в тетрадях по устранению ошибок | Уметь: - исправлять допущенные ошибки | обобщение | Словес., практич., нагляд. | |
4 четверть (32 ч) | ||||||||
8. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд - 16ч. | |||||||
8.1 | Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 2 ч | Знакомство с приемом письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение и деление | Уметь: - умножать двузначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.2 | Сложные примеры | 2 ч | Совершенствование навык решения сложных примеров | 1. Устное сложение и вычитание чисел 2. Таблица умножения 3. Работа в тетради: решение сложных примеров | Знать: порядок действия в сложных примерах Уметь: решать сложные примеры | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.3 | Многоугольники. Периметр многоугольника | 1ч. | Повторить виды многоугольников, вычислять периметр многоугольника | Общие понятия о видах многоугольников. Нахождение периметра многоугольника | Знать определённый вид многоугольника и находить его на чертеже | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.4 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 2 ч | Знакомство с приемом письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение | Уметь: умножать трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.5 | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 2 ч | Знакомство с приемом письменного деления двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - делить двузначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.6 | Прямоугольник. Квадрат. | 1ч | Повторить свойства прямоугольника и квадрата | Прямоугольник, квадрат и его элементы. Вычисление периметра прямоугольника и квадрата | Знать отличие прямоугольника и квадрата. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.7 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 2 ч | Знакомство с приемом письменного деления трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - делить трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.8. | Круг, окружность. | 1ч | Повторить и закрепить определения радиуса, диаметра, хорды. Учить строить окружность данного радиуса, диаметра. | Работа в тетради. Построение окружности и круга Определения радиуса, диаметра, хорды | Строить окружность с помощью циркуля. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.9. | Сложные примеры | 1 ч | Совершенствование навыка решения сложных примеров | 1. Устное сложение и вычитание чисел 2. Таблица умножения 3. Работа в тетради: решение сложных примеров | Знать: - порядок действия в сложных примерах Уметь: - решать сложные примеры | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
8.10. | Решение примеров и задач на умножение и деление | 1 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение и деление | Уметь: - решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
8.11. | Проверочная работа «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд» | 1 ч | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: - планировать собственную деятельность | обобще ние | Словес., практич., нагляд. | |
9 | Повторение - 16ч. | |||||||
9.1. | Нумерация чисел в пределах 1000 | 1ч | Учить образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса. | 1. Работа с таблицей разрядов и классов. 2. Запись и чтение чисел в пределах 1 000. | Знать название разрядов и классов. Уметь: образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
9.2. | Округление чисел до указанного разряда | 1 ч. | Повторение округления чисел до указанного разряда в пределах 1 000. | 1. Разложение чисел на разрядные слагаемые и разрядные единицы. 2. Работа с таблицей разрядов и классов. 3. Округление чисел до указанного разряда. | Уметь: - округлять числа до указанного разряда в пределах 1 000. | изучение нового | Словес., практич., нагляд. | |
9.3. | Решение примеров и задач | 1 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.4. | Построение треугольников по заданным параметрам | 1ч. | Учить строить треугольник с помощью чертёжных инструментов по заданным параметрам | Практическая работа «Построение треугольников» | Уметь достраивать угол до треугольника, владеть чертёжными инструментами | комбинированный | Словесн., практич., наглядн. | |
9.5. | Решение сложных примеров | 1 ч | Совершенствование навыка решения сложных примеров | 1. Устное сложение и вычитание чисел 2. Таблица умножения 3. Работа в тетради: решение сложных примеров | Знать: порядок действия в сложных примерах Уметь: решать сложные примеры | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.6. | Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 1 ч | Закрепление приема письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на умножение | Уметь: - умножать трехзначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.7. | Масштаб. | 1 ч | Познакомить учащихся с масштабом | Построение фигур в масштабе 1:2, 1:5, 1:10, 1:100 | Решать задачи измерительного и вычислительного характера с помощью учителя | комбинированный | Словес., практич., нагляд. | |
9.8. | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 2 ч | Закрепление приема письменного деления двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1. Таблица умножения 2. Работа в тетради: решение примеров и задач на деление | Уметь: - делить двузначные числа на однозначное с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.9. | Обыкновенные дроби | 2 ч | Закрепление умения читать, записывать и сравнивать обыкновенные дроби | 1. Тренировка в чтение и записи обыкновенных дробей 2. Работа в тетради: сравнение обыкновенных дробей | Уметь: - образовывать, записывать, читать обыкновенные дроби - сравнивать обыкновенные дроби | повторение | Словесный, практическ., наглядный | |
9.10. | Решение уравнений | 2 ч | Формирование умения находить неизвестный компонент при сложении и вычитании | 1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2. Работа в тетради: нахождение неизвестного компонента | Знать: компоненты при сложении и вычитании Уметь: находить неизвестный компонент при сложении и вычитании | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.11. | Решение примеров и задач | 1 ч | Совершенствование умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание. | 1. Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (устное и письменное) 2. Решение арифметических задач в два действия. | Уметь: решать арифметические задачи в два действия; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. | повторение | Словес., практич., нагляд. | |
9.12. | Контрольная работа за год | 1 ч | Контроль знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа в тетрадях | Уметь: планировать собственную деятельность | контрольный | Словес., практич., нагляд. | |
9.13. | Работа над ошибками | 1 ч | Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе, выявление причин ошибок. | Работа в тетрадях по устранению ошибок | Уметь: исправлять допущенные ошибки | обобщение | Словес., практич., нагляд. |
Учебно-методический комплекс.
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232 с. | 1.. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010 г | 1. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Пособие для учителей вспомогательных школ. – М.: Просвещение, 1978 г. | 1. Таблицы 2. Счетный материал: палочки, счеты 3. Наглядные материалы 4. Дидактические карточки 5. Презентаций по изучаемым темам |