Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЁМОВ В ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЁМОВ В ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Антипина Е. В., воспитатель

МБДОУ детский сад № 172 «Радуга» г. Иркутска

В современных условиях развития системы образования особо остро обсуждается вопрос о повышении эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь, в частности, богатый словарный запас.

По мнению Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой, словарь – один из основных компонентов речевого развития, формирующийся под влиянием социального окружения, условий семейного воспитания [3:112]. С другой стороны, по данным Г.В. Чиркиной, С.Н. Цейтлин активный и пассивный словарный запас зависит от уровня познавательного развития ребёнка [8:94]. Бедность словаря препятствует полноценному социальному развитию ребенка. Вместе с тем, богатый словарный запас является признаком хорошо развитой речи, в том числе показателем высокого уровня умственного развития.

Становление прилагательных в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Прилагательные, как правило, усваиваются детьми в процессе бытового общения. До двух лет в словарном запасе ребёнка присутствует несколько примеров прилагательных, тогда как некоторые грамматические категории остальных частей речи являются уже сформированными.

По данным исследований указанных авторов, у дошкольников с речевым недоразвитием словарный запас характеризуется расхождением активного и пассивного словаря, затруднением выбора семантических средств для оформления мысли, преобладанием предметной и глагольной лексики; значительным сужением словаря прилагательных. В то время как использование прилагательных придаёт речи эмоциональность, образность, выразительность и является показателем речевой культуры ребёнка.

Весомый вклад в описание коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием внесли Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. [2:198], [3:108]. В традиционной логопедической практике, в основном, предлагаются следующие приёмы по обогащению словаря прилагательных: дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы по картинке, знакомство с игрушками и др. Охарактеризуем основные из них.

1. Дидактические, словесные, настольно-печатные игры. Использование игр является одним из основных средств на пути реализации задач по формированию навыков подбора определений, подбора синонимов, антонимов к прилагательным и т. д. В подтверждении этому служит характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Примером таких игр могут быть «Четвёртый лишний», «Подумай и договори» и др. Кроме того, авторы предлагают использовать дидактические игры «Что это», «Настроение» в качестве определения эмоциональных состояний человека, на подбор синонимов и антонимов игры «Что из чего», «Чей хвост», «Ералаш» и др.

2. Игры с предметами, сюжетно–ролевые игры. Это игры на закрепление категорий цвета «Магазин», на расширение объёма словаря прилагательных, обозначающих категории формы, длины «Ателье», «Посылка», на усвоение качественных прилагательных «Свежий, ароматный, терпкий» и др.

3. Беседы по картине, сюжетным картинкам: «Парочки», «Кто больше», «Какой по материалу» и т. д. Они могут помочь в работе по подбору определений, подбору синонимов и антонимов.

4. Закрепление грамматических категорий качественных прилагательных предлагается осуществлять через знакомство с игрушками «Знакомство с новой куклой», «Какой, какая, какое» и др.

Все вышеперечисленные приёмы являются уже хорошо изученными, часто используются в логопедической практике в целях обогащения словаря прилагательных, однако не всегда вызывают у детей интерес, являются однообразными, от этого работа с детьми может осуществляться менее продуктивно. С другой стороны, в методических рекомендациях предлагаются инновационные, интересные для детей приёмы работы, которые, по мнению практиков, вызывают у детей интерес и активное желание сотрудничать.

По мнению О.Е. Громовой, Л.В. Мещеряковой, могут быть придумывание и рассказывание логосказок с использованием ширмы, мини-макетов, дидактических пособий, чтение художественной литературы (стихотворений, загадок) [1:63], [4:82]. Пересказывая сюжет сказок, дети невольно повторяют известные им прилагательные и узнают новые.

Е.С. Тихонова считает, что инновационным способом обогащения лексической стороны речи служат музыкально- логопедические рифмовки [7:28]. Это короткие стихи, имеющие ритмическую структуру, которую можно припевать: «Фиолетовая песенка», «Мамина радость» и др.

Кроме того, О.Е. Громовой, С.А. Мироновой, Е.В. Морозовой, Н.В. Рыжовой одновременно предлагаются занятия продуктивной деятельностью [1:170], [5:93], [6:91]. Результатом занятий является создание логопедом вместе с детьми определённого продукта - рисунка, аппликации, лепки, коллажа.

Приём использование продуктивной деятельности с целью формирования словаря прилагательных в литературе встречается редко. Между тем, любая деятельность, в том числе и продуктивная благоприятна для расширения словарного запаса для детей с речевым недоразвитием. Деятельность с бумагой, красками, пластилином углубляет представления детей об окружающих предметах, их характеристиках, способствует проявлению речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением. Так, в процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности ведётся непрерывный разговор логопеда с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, обогащает словарь прилагательных.

Поскольку дети старшего дошкольного возраста данной категории отстают в речевом развитии от детей нормы, им доступны приёмы продуктивной деятельности, которыми дети с нормой овладевают ранее. Такими приёмами, например, могут быть рисование эмоций у различных персонажей, ознакомление с категориями размера: «Горячее, тёплое холодное», «Прямоугольный, округлый, вытянутый»; ознакомление с относительными и притяжательными прилагательными в ходе освоения основных приёмов лепки, нетрадиционных видов рисования и др. Также, рассматривая предмет в ходе выполнения работы, дети могут познакомиться с прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер и другими категориями.

Одним из эффективных приёмов продуктивной деятельности побуждения к речевой активности, обогащения словаря прилагательных служит коллажирование. Коллаж (франц.- наклеивание) - приём, заключающийся в наклеивании на какую - либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

Таким образом, мы делаем вывод, что в литературе существуют различные приёмы по обогащению словаря прилагательных. Наиболее продуктивными и интересными в работе считаются инновационные приёмы, которые в современной практике становятся более популярными у педагогов. Поэтому, основной задачей является выбрать и систематизировать необходимые из них для работы, исходя из опыта детей, возможностей, конкретных трудностей, лексического потенциала, уровня речевого развития.

Литература

Громова О.Е. Инновации- в логопедическую практику [Текст] / О. Е. Громова. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

Мещерякова, Л.В. Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ [Текст] / Л. В. Мещерякова // Логопед. – 2004.- № 1. С. – 82-87.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: Книга для логопеда / С. А. Миронова.– 2 – е изд. – М.: Сфера, 2007. -192 с.

Морозова Е.В. Рисование на логопедических занятиях [Текст] / Е. В. Морозова // Логопед. – 2004. - № 5. С. – 91-94.

Тихонова Е.С. Музыкально –логопедические рифмовки как средство формирования лексико –грамматического строя речи [Текст] / Е. С. Тихонова, М.Е. Селиванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. -№ 1. С. 28 -36.

Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области