Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«В гости к лесным жителям».
Автор занятия: Клементьева Н.П.. - воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №56» г.Самара.
Цель: Обобщение полученных знаний, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Выявление уровня развития у воспитанников речевых умений.
Развитие связной речи, учить детей отвечать на вопросы, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей,
воспитывать бережное отношение к близким, любовь к природе, заботу о животных.
Словарная работа:
Закрепить в речи детей названия жилищ животных: нора, логово, дупло, берлога.
Словарь:
Весна, приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, набухают почки, распускаются на деревьях листочки, появляются первые весенние цветы, солнце светит ярко, прилетают птицы.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Соберём цветы в корзинки», «Где живёт?», «Назови детеныша», заучивание хоровой заклички «Солнышко-солнышко».
Индивидуальная работа:
С подгруппой детей закрепление название цветов. Упражнять в произношении детёнышей животных.
Ход занятия:
Воспитатель:
-- Ребята, посмотрите в окошко и скажите какое сейчас время года?
Весна, правильно!
Весна, весна.
Текут ручьи,
Весна, весна.
Летят грачи,
Весна, весна.
Цветут цветы,
Пришла весна.
Как рады мы!
- А как вы думаете, как меняется природа весной? (Да, на деревьях и кустах появляются листья, распускаются цветы, прилетают птицы, ярко светит солнце.)
- Ребята, посмотрите, какая сегодня чудесная погода, и я приглашаю вас отправиться в лес на прогулку, в гости к лесным жителям!
В начале нашего путешествия давайте вспомним как нужно себя вести в лесу? (Не шуметь – разговаривать тихо, что бы не спугнуть птиц, животных, не ломать веточки и не жечь костры.
- Что же в дорогу!.
- Добрый лес ,старый лес! - Полон сказочных чудес!
- Я иду гулять сейчас - И зову с собою вас!По ровненькой дорожке шагают наши ножкиМы шагаем друг за другом,Лесом и зеленым лугом!
Воспитатель - Вот мы и пришли с вами в лес! Давайте поздороваемся . - Здравствуй ,здравствуй добрый лес, Полный сказок и чудес! Мы никого здесь не обидим, И чудеса твои увидим!
Воспитатель - Ребята, а какие деревья растут в лесу?(- Береза, рябина ,елка ,дуб.)
Воспитатель:
Как хорошо в лесу. Только солнышка не видно за деревьями.
Давайте, позовем его.
Хоровая закличка: «Солнышко-солнышко»
Воспитатель:
Солнышко-солнышко, покажись!
Радостно, радостно улыбнись!
Весело, весело нам играть!
С солнечным зайчиком танцевать!
Воспитатель: Вот и солнышко появилось, своими лучами согрело землю, и распустились цветы. Ребята, а какие лесные цветы вы знаете?
Правильно! Ландыши, подснежники, колокольчики, ромашки, васильки.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери цветы в корзинки» (дети должны собрать цветы и разложить их по цвету корзинок). Какие молодцы! Никто не ошибся? Давайте, проверим. Дима, в какую корзинку ты положил васильки? Васильки синие, поэтому я их положил в синюю корзинку.
Воспитатель:
Ребятки, только мы собрали цветы, и пошёл дождь. Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть
(Детки тянут руки вверх к солнышку)
(Дети и воспитатель ходят по группе, высоко поднимая ножки, хлопают в ладошки)
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
(Дети идут за воспитателем, хлопают в ладоши)
По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Руки на поясе, кружатся)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
Воспитатель: Молодцы ребятки. Посмотрите, дождик начался.
(Воспитатель и дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Воспитатель: Дождик пошёл. Скорее домой.
(Дети спешат в домики)
Воспитатель:
Ребята, вот и закончился дождик и в лесу послышались голоса зверей? – давайте узнаем кто это? А вы знаете, какие животные живут в лесу?
(Белка, заяц, волк, медведь, лиса).
Кто где живёт?
Белка - в дупле,
заяц в норе,
волк - в логове,
медведь - в берлоге,
лиса в норе.
Назовите детеныша.
Белка - бельчонок, бельчата,
заяц - зайчонок, зайчата,
волк волчонок, волчата,
медведь - медвежонок, медвежата,
лиса - лисёнок, лисята).
Воспитатель: А сейчас мы с вами приготовим пальчики и поиграем
Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»
.
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы
выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
Анализ занятия:
- Понравилась вам прогулка в лес? (Да).
- Что запомнилось больше всего? А мне понравилось рассказывать про весну. А мне про животных и их детенышей.
- Во что бы вы хотели поиграть? (Я хочу ещё собирать цветы в корзинки.
А, я хочу играть в «Солнышко-дождик».