Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Народная игрушка в детском творчестве

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Народная игрушка в детском творчестве

В современное время, всё чаще педагоги обращаются к истории прошлого русского народа, его традициям и народно – прикладному искусству – это стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о традициях нашей страны, культуре, прививать любовь к своей Родине и гордость за своё прошлое.  Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки. Взрослые привыкли всё покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.      Тысячелетиями  воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки.  Игрушкам каждого народа  свойственны свои педагогические,  художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал  один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский,  игрушки  были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума.  Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка

Игры и игрушки многофункциональны, но главной их функцией является воспитательная. Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра — это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально — волевые качества. Часто ли родители, думают о том, чем играют наши дети, а главное, какие качества у них формируются в процессе игры с современными игрушками? Сегодня в мире фабричных игрушек, совсем не осталось места для добрых и простых игрушек, которые несут в себе любовь тех, кто их создавал и согреты теплом их сердца. Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат добру каждого ребенка, который с ними играет. Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок. Можно с пользой провести свое время, если начать вместе с ребенком создавать традиционные народные игрушки. Подарить своему ребенку возможность превратиться в «маленького волшебника». Позволить ему получить удовольствие от общения с родителями, а также от процесса рукоделия. Умение делать куклы помогает ребенку познать себя, оно открывает его сердце для любви. Интересно, что куклы — это не просто творение рук, это творение души человека. Игрушка же, сшитая своими руками, будет вызывать только добрые чувства, а отсутствие лица у нее позволит ребенку проявлять свои собственные эмоции. В результате эмоции ребенка будут развиваться. Это полезно еще и тем, что малыш не будет накапливать в себе негативные эмоции, выплескивая их с помощью своих кукол. Играя традиционными народными куклами, ребенок будет учиться творить, фантазировать, тренировать память. Куклы помогут ему также научиться общаться и проявлять милосердие. Но самое главное — это, конечно, эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к своим любимым куклам, как к живым, и расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно. Никогда не выбрасывайте старые куклы: помойте их, причешите и сшейте для них новую одежду. Участвуя вместе с вами в этом процессе, ребенок научится доброте, чуткости и бережливости. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняла жизненный опыт. Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. Большинство родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо — добрую народную игрушку. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой.

Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым.

А как приятно малышу играть с игрушкой, сделанной своими руками! Куколку, в которую вложил свой труд и душу, он будет беречь. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась! Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей.

В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. В интересной игровой форме дети узнавали о народных куклах, традициях и праздниках.

Продолжая традицию, я учу детей создавать игрушки из подручного материала. Пусть эти работы выглядят неуклюжими, наивными, далеки от совершенства, но ребёнок старается, вкладывает в работу частичку своей души, результат на лицо.

Редко в какой семье сейчас можно встретить, лоскутки ткани, остатки лент, кружев, тесьмы. Когда я в группу выношу «волшебную коробочку», не только у девочек, но и у мальчишек загораются глаза. Там спряталось целое богатство: лоскутки из различной ткани, тесьма, бисер, бусины, стеклярус. Дети всегда с большим интересом рассматривают эти богатства, перебирают бисер – отмечают, что он мелкий, сравнивают по размеру бусины, с интересом перебирают лоскутки.

Нужно ли детей учить творчеству? Ответ однозначный – необходимо, лишь тогда мы вырастим неординарных, умелых и творческих личностей.

Не так сложно показать ребёнку, как из простого квадратного лоскутка может получиться удивительная кукла, дети становятся творцами, маленькими волшебниками.

Рождественский ангел Жаворонок

Стрекоза

Эти игрушки сделаны без иголок, только нитки и лоскутки ткани.

Следующую куклу мы создаём с помощью ниток. Когда ребёнок берёт в руки только что сделанную куколку в глазах можно увидеть и удивление, и умиление, только что были нитки, немного усилий, старания и в руках уже ни на что не похожая куколка. Всегда удивляюсь, сколько бы мы ни сделали кукол из одинакового материала, они всегда разные, невозможно встретить двух одинаковых.

Вот так с помощью кукол из ниток и пасхального яйца было оформлено окно на Пасху.

В следующий раз предлагаю сделать оберег - домовёнка из мешковины, оформить по своему желанию, и опять они получаются у всех совершенно разные.

В каждом доме можно найти носок без пары или перчатку, приложив немного фантазии, и без всяких усилий может получиться озорной снеговик, он не растает даже летом,

или весёлый осьминожка, а если подобрать перчатки разные по размеру, то будет целая семейка.

Создавая игрушку своими руками, ребёнок учиться терпению, старанию, и игрушки не валяются забытыми на дальней полке, ребёнок продолжает ими играть, в этой игрушке частичка его тепла. Так народная игрушка пришла в современный мир, продолжает учить нас добру, трудолюбию, вниманию, бережно относиться к вещам. Так старшие братья не редко дарят своим младшим сестрёнкам куколки, которые научились делать в детском саду. Научите ребёнка творить, создавать необыкновенные вещи из ненужного, он вырастит творческой личностью. А первыми помощниками и советчиками, конечно, являются взрослые, стоит ребёнку показать несколько приёмов, и в следующий раз, уже он сам будет удивлять вас своими умениями и фантазией.

Когда первый раз предлагаю подержать в руках иглу, то большинство детей отвечают, что им нельзя в руки брать иголку, стараются брать за самый кончик, и когда она выскальзывает, то очень огорчаются. Но к концу года большинство уверенно держат её в руках, так игла из колючей и неуклюжей превращается в добрую, пока не совсем умелую, помощницу.

Тогда можно приступать к изготовлению куклы «Домовушка».

Эта кукла – оберег более сложная «Домовушка»

Из ложек на Руси всегда делали кукол, обряжали, почему сейчас не показать этот интересный приём, в ход могут пойти и пластмассовые и любые другие ложки.

Куклу можно изготовить из подручного материала, крест на крест палочки, одеть в красивый наряд, и вот уже создали новый образ.

Когда дома дети продолжают создавать всё новые образы, нужно просто дать совет, подобрать материал, поддержать. Народная кукла способствует укреплению и внутрисемейных связей: дети рассказывают родителям о своей работе и предлагают дома сделать совместно куколок, изготовить для них атрибуты; заинтересованные родители мастерят дома с детьми. А ведь это так важно, особенно сейчас, когда дети испытывают дефицит родительского внимания.

По народной традиции кукол делали из ношеной стираной ткани, хранила энергетику человека. Ткани не резали, а аккуратно разрывали, не пользовались иглой.

Части кукол связывали красной льняной или хлопковой нитью. И ещё одна народная хитрость в изготовление куклы нужно вложить много любви, тогда ваша куколка станет настоящим оберегом для вас и ваших близких.

Помогите ребёнку творить, помогая детям творить, сами взрослые испытают положительные эмоции.

Литература

Александрова Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек. – Киров: ВПГИ, 1998.- С. 2-45.

Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен // Образовательная политика: научно-публицистический журнал.–2012.–№ 5 (61).– С..3-5.

Бартрам Н. Д. Игрушка – радость детей. – М.:  Искусство, 1972.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным    декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. - М., 2000.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. –С. 12-34.

   Флерина Е.А. Игр и игрушка.– М.: Просвещение, 1973.– С. 8 - 19.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области