Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опытно — экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Уголь, уголек».

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу. Задачи: 1. Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств; 2. Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать; 3. Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Опытно — экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

«Уголь, уголек».

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.

Задачи:

Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Материал:

- посылка; иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра,  каменный уголь, древесный уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой; влажные салфетки.

Ход:

Вос-ль: Ребята, мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.

- Вы мне поможете? Слушайте внимательно:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Дети отгадывают загадку и посылка открывается.( вос-ль достает уголь)

Вос-ль: Ребята, это каменный уголь. Он как золото и блестит и цениться. Люди называют его чёрным золотом. Давайте посмотрим и узнаем, где и кто добывает каменный уголь. Дети рассматривают иллюстрации о способах добычи угля: открытый – в карьерах и подземный – в шахтах, о профессии шахтера. … Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка). Этот камень когда –то был растением… .вот послушайте про него сказку…

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».

Вот так образовался уголь!

Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, зачем людям нужен уголь?

(уголь самый ценный источник тепла)

- У нас в детском саду есть батареи с горячей водой, а почему в батареях вода горячая? (Ответы детей: она нагревается на котельной и по трубам под землёй идёт в наш детский сад и в дома, а топят котельную с помощью угля)

- Да, да, да – вода кипит, бурлит по тубам бежит и от пара ещё турбины работают – электричество нам вырабатывают! Дома тепло и светло!

Вос-ль: А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, занять свои рабочие места, чтобы исследовать свойства угля. Вот мы с вами уже не просто дети, а лаборанты! Если вы не против, то я буду вашим научным руководителем.

Итак, приступим к исследованию угля.

1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь? Дети: - Уголь чёрный и блестящий. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей). Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха) 

3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? Он твёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню.

4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий.

5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почем (Он тяжёлый).

6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется.

7. А еще мы уже знаем, что уголь источник тепла, значит он горит.

Горение – самое главное свойство угля!

8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.

Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, кто прислал нам эту посылку? (варианты ответов детей).

А посылку нам прислали наши друзья, которые работают в Туапсинском порту, где разгружают этот уголь.

Рефлексия: Вот наша работа в лаборатории и закончилась… Ребята, вам понравилось быть лаборантами? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали об угле? Будем в дальнейшем ещё экспериментировать?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области