Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Рассказать о том, как на уроках русского языка и литературы ( в том числе и интегрированных) педагог прививает любовь к Родине

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что воспитать человека, любящего свою Родину, чувствующего себя неотделимой ее частицей - одна из важнейших задач любого учителя, и в первую очередь учителя литературы. Об этом говорят и стандарты второго поколения, и Концепция духовно- патриотического воспитания и развития гражданина России. Как конкретно на уроках русского языка и литературы добиться того, чтобы слово «Родина» перестало быть в лучшем случае просто абстрактным понятием и нашло живой отклик в душе? Традиционный подход к проблеме , пожалуй, можно объединить цитатой «И дым Отечества нам сладок и приятен». Альтернативную возможность хотелось бы обозначить высказыванием Чаадаева «Прекрасная вещь — любовь к Отечеству. Но есть еще более прекрасное — любовь к истине. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами и запертыми устами». Я иду по такому пути.

Такой подход к воспитанию патриотизма более продуктивен, по моему мнению, ,так как позволяет превратить эту тему в проблему , требующую анализа , размышления, наличия собственной, гражданской позиции.

При подготовке сочинения — рассуждения на тему «Долг служения Отечеству» я использую текст о хирурге Пирогове, в котором рассказывается о том, как возвратившись с кавказского театра войны , Пирогов поспешил доложить министру о первом применении наркоза на поле боя ,а вместо благодарности получил разнос — не в том мундире явился. На каждом шагу хирургу приходилось воевать с равнодушием , воровством, невежеством

История России - это не только история ее войн. Изучение — хотя бы во фрагментах — житийной литературы, произведений о детстве Толстого, Горького позволяет погрузиться в обстоятельства российского быта разных исторических периодов, с его ушедшими деталями, в атмосферу дореволюционной России, ту атмосферу, которая делает любовь к родному пепелищу не пустым звуком. Изучая рассказ А.Чехова «Толстый и тонкий» ,обсуждая тему чинопочитания, я показываю и рассказываю (помогают иллюстрации) как были одеты служащие того времени, гимназисты, женщины, как выглядела ручная кладь ,а для того, чтобы донести идею произведения - смех над чинопочитанием — знакомлю учащихся с Табелем о рангах. На уроке по рассказу Л.Толстого «После бала» обращаю внимание на детали одежды (перчатки во время танца как обязательный элемент , опойковые сапоги, детали быта, бал, музыка, танцы, с одной стороны, шпицрутены , солдатские шинели , с другой. Использую на уроке фрагмент текста из книги «История Отечества в портретах» под редакцией И.В. Леванова. В первой половине XIX века в России господствовала система телесных наказаний. Не щадили учеников школ, гимназий, даже студентов и чиновников. Идти «на правеж» (наказание палками) стало обыденным делом российской действительности. Даже смертную казнь заменяли прогонкой виновных несколько раз сквозь строй в тысячу человек

Именно эти детали российского быта того времени позволяют донести идею произведения — не был полковник лицемерным человеком , он просто и на балу, и на плацу действовал по законам того времени;

Современный урок русского языка и литературы — это проблемно-диалогический урок. Интегрированные уроки русского языка и литературы — это одна из составляющих методики моей работы.. Это уроки, на которых воспитываются граждане великой страны. Отдельные фрагменты интегрированного урока «Матренин двор», проведенного 9 классе, представляю вам. А.Солженицына ,автора рассказа , критиковали и справа и слева, ибо он не демократами и не с патриотами, но он с Россией, ибо размышлял над вопросом « Как нам обустроить Россию». Начиная рассказ о его биографии , я говорю ученикам о том, что Солженицын отказался принять орден А.Первозванного , сказав «…от верховной власти, которая довела Россию до такого состояния ,принять Награду не могу». Далее работаем над этапами биографии — а в ней история страны. Рассказ правдив и достоверен, и повествует о страшном разорении деревни, которая всегда была опорой России. Героиня оказалась в родном селе не понятой — и того не умела , и за обзаводом не гналась. Не поняли, что она и есть тот самый праведник ,без которого не стоит земля. Но почему столь необычен язык произведения? По мнению автора, лжет трест, приписывающий кол-во добываемого торфа, лжет председатель колхоза, уничтоживший лес и получивший звание героя соцтруда, лжет школа , которая из года в год ,борясь за высокий процент успеваемости, переводит из класса в класс Антошку Григорьева , который уже давно не учится и не собирается это делать, лжет язык ,заменяющий названия деревень языковыми монстрами (торфопродукт,сельмаг ,облоно). «Ах , Тургенев и не знал ,что по- русски можно составить такое!»- восклицает Солженицын.

А кто же не лжет? Не лжет Матрена, не лжет ее язык.Далее я предлагаю опорную схему и начинаем анализировать составляющие языка рассказа. Меня поразило то ,что дети не смогли объяснить просторечие — волокли снедь из города — пришлось обратиться к словарям, чтобы выяснить, что снедь -это еда. Работая с диалектными словами ,обнаружили, что «в запущи жить- это не в грязи жить, а жить одиноко (в соответствии с диалектами Владимировской области). Экскурс в историю жизни русской деревни помогли совершить пословицы и поговорки. «Умная замуж выходит после Покрова, а дура после Петрова», а какая глубокая русская пословица «Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут»! Анализируя архаизмы, обращаемся к словарю топонимов и узнаем, что название деревни Спудни произошло от слова спуд — кадка, плошка — значит, в этой деревне изготовляли посуду. А Шестимирово - это шесть дней мирного труда. Учащиеся работали со словарями Даля и Солженицына, открывая через язык историю страны.На этом уроке я перевела одну из фраз рассказа на сегодняшний язык и попросила найти ее аналог в тексте, сравнения показало, как далеко ушли мы от того языка, как впрочем и от тех нравственных принципов , по которым жила русская крестьянка Матрена.

Еще один интегрированный урок по сказу Лескова «Левша». Первый урок я начинаю с показа фрагмента памятника Левше: 5 колонн вокруг памятника Лескову ,пять его героев, и ближе всех Левша. В ходе анализа произведения говорим о патриотизме , мастерстве героя ,с одной стороны, дремучей необразованности, с другой. Герой оказался никому не нужным в стране, а последние его слова были проникнуты заботой о государстве. Одновременно идет работа над языком произведения. Исследуя язык сказа , учащиеся находят профессиональные слова, устаревшие, пословицы, поговорки ,пытаются понять особенность языка сказа, в основе его -принцип народной этимологии — искажение облика слова в соответствии со своим представлением о нем.

Но учитывая возраст учащихся, я выхожу за рамки предмета. Показываю современных продолжателей левши. Это тоже одна из сторон воспитания патриотизма. И еще одна грань работы моей — это художественное чтение. Если ребенок чувствует слово, его оттенки, его богатство, может передать мысль автора — значит есть итог , с том числе и патриотического воспитания. Мои ученики являются победителями и призерами районных конкурсов, участниками областных.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области