Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Практические методы обучения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников.

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к их стихийному формированию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ротай А.С.,учитель начальных классов МОУ СШ №97

Практические методы обучения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников.

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к их стихийному формированию. Из-за отсутствия целенаправленной, планированной работы по формированию исследовательских умений младших школьников, слабого использования продуктивных форм их включения в поисковую работу учителя не могут добиться высоких результатов в создании положительной мотивации к учебной деятельности и в развитии познавательных интересов. Рассматривая данную проблему, учёные выделяют исследовательские умения из общеучебных, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация. Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов.

Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ – способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др..

Для формирования исследовательских умений младших школьников я использую упражнения, направленные на развитие:

-умений видеть проблемы;

-умений ставить вопросы;

-умений выдвигать гипотезы;

-умений давать определение понятиям;

-умений классифицировать;

-умений наблюдать;

-умений и навыков проведения экспериментов;

-умений делать выводы и умозаключения;

-умений структурировать материал;

-умений объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Рассмотрим некоторые из данных упражнений.

1) Развитие умений увидеть проблемы

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из них.

- На уроке русского языка с целью подготовки к написанию сочинения ребятам было предложено задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

- Читаем детям неоконченный рассказ:

« Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание - «продолжи рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и е же явления и события с разных точек зрения.

Задание – «составьте рассказ, используя данную концовку». Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале и почему все закончилось именно так. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.

«… Нам так и не удалось выехать на дачу».

«… Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

«… Сидевший в соседней вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».

«… Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

2) Развитие умений выдвигать гипотезы

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для использования разнообразных заданий, направленных на развитие умений выдвигать гипотезы.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Упражнения на обстоятельства.

При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли придумать условия, при которых будут полезными два и более из этих предметов:

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолет;

букет ромашек;

охотничья собака.

Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько упражнений:

« Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята) любят играть?»

«Почему весной тает снег?»

«Почему зимой идет снег, а летом только дождь?»

«Почему бывают землетрясения?»

«Почему самолет оставляет след в небе?»

Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте несколько своих провокационных идей.

3) Развитие умений задавать вопросы

На уроках русского языка с целью развития речи учащихся я использую предложенные ниже задания.

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть не видимая явно связь. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Игра – «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему в доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

-Какой окрас обычно имеют лисы?

-Почему совы охотятся ночью?

-Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

-Чем питаются в космосе космонавты?

-Что такое конвейер?

-Почему пригородные поезда называют «электричками»?

4) Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Эффективным средством развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже. Задание – проверить правильность утверждений:

-Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь – дерево.

-Все волки серые.

Юкон серый.

Следовательно, он – волк.

-Когда идет дождь, крыши домов мокрые.

Крыши домов мокрые.

Следовательно, идет дождь.

Важным средством и результатом мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.

Умозаключения по аналогии базируются на сопоставлениях. Они требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это обычно так – сопоставляются два объекта и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта.

У кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика.

Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее.

Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся: блестящими, синими, твердыми.

Исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Формирование у младших школьников исследовательских умений возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Литература.

Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников-Ярославль: Академия развития, 2004.- 128с.

Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.-М.: Генезис, 2005. -203 с.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. -М.:Просвещение, 1988. 175 с.

Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: Дис.канд. пед. наук-М, 1967. 283 с.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 1974.-64с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области