Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема: « Технологии проблемного обучения направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения».

Цель: Решение проблемных ситуаций на уроке методом исследования. Задачи: 1. Повышать уровень знаний о технологии проблемного обучения. 2.Выдвигать и решать гипотезу через исследование.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6, ХМАО-ЮГРА

Из опыта работы

Мастер - класс

Тема: « Технологии проблемного обучения направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения».

Учитель: Аверина Любовь Владимировна

учитель начальных классов

г. Пыть-Ях

2017 г.

Мастер – класс, ГМО учителей начальных классов

Подготовила: Аверина Любовь Владимировна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №6, г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА

Логин: averina.65@list.ru

Тема: «Технологии проблемного обучениянаправленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения». Слайд 1.

Цель: Решение проблемных ситуаций на уроке методом исследования. Слайд 2.

Задачи:1. Повышать уровень знаний о технологии проблемного обучения.

2.Выдвигать и решать гипотезу через исследование.

Методы обучения:

прямое обучение технологии проблемного обучения;

коммуникативный метод;

практический метод;

Слайд 3

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога – создать для этого все условия. Б. Шоу

На современном этапе развития обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.

В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Проблемное обучение – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний.

Проблемная ситуация – центральное звено обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ результатов и формулирование выводов, применение полученных знаний. Слайд 4.

Технология проблемного обучения применима на любом предмете. Сегодня проведу мастер – класс по окружающему миру.

Этапы урока: выдвижение гипотез, проверка гипотез.

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Проблемный урок начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом ребёнок испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу. Приёмы создания проблемной ситуации.

Познавательная деятельность считается самостоятельной, если в возникающей ситуации дети самостоятельно добывают знания.

Уровни самостоятельности:

Учитель сам ставит проблему и решает ее.

Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.

Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний.

Небольшая разминка. Слайд 5.

Задания для развития умения видеть проблемы

Задание - «Посмотрите на мир чужими глазами».

Выполним несложное упражнение. Читаю неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...»

Задание - «продолжи рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например - представь, что ты ребенок и просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу.

Задача: Учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Окружающий мир, 2 класс.

Выдвигать и решать гипотезу через исследование.

Тема: Где обитают живые организмы?

Задания с затруднением, не выполнимое. Слайд 6.

– А вы сами как думаете? Посмотрите на доску. (На доске картинки.)

Видят изображения бегемота, рыбы, ласточки, крота, червяк, комара, тритон и других животных.

Разделим доску на три части: вода, воздух, земля.

– Определим для каждого животного среду его обитания.

– Как по-научному называется водная оболочка Земли?

Прикрепляет на доску круг «гидросфера» и помещает туда рыбу. Слайд 7.

– Каких еще животных можно отнести к гидросфере?

Помещает тритона.

– А куда нам поместить бегемота?

– Как по-научному называется каменная оболочка Земли?

– Она называется литосфера.

Прикрепляет круг «литосфера» и помещает бегемота между гидросферой и литосферой.

– Кого еще можно поместить в литосферу? (Помещает.)

– А куда нам отнести остальных животных?

– По-научному воздушная оболочка Земли называется? Прикрепляет круг «атмосфера» и помещает туда ласточку.

Видят изображения бегемота, рыбы, ласточки, крота, комара, червяк, тритона и других животных.

– Я думаю, что рыба живет в воде.

– Гидросфера.

– Тритона? Нужна земля и вода.( Помещают между кругами литосфера и гидросфера)

– Бегемоту нужна и вода, и земля. Его надо поместить между двух сред.

– Червяка, крота.

– Ласточке нужен воздух, потому что она летает.

– Атмосфера.

– А куда мы поместим комара?

– Попробуем. (Помещает комара между тремя кругами.)

– Выдвинуто три гипотезы о том, где обитают живые организмы.

1. Либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере.

2. На пересечении двух сред.

3. На пересечении трех сред.

– Как проверить ваши гипотезы?

– Как разумнее поступить именно сейчас?

– Так и поступим. Работать будем по группам. Каждая получит текст об одном из животных. Ищите факты, подтверждающие или опровергающие гипотезы.

– Расскажите о своем исследовании классу. Заслушаем первую группу. Искали информацию о комарах.

– Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?

Аналогично работает с остальными группами.

– Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?

– Область распространения жизни на Земле называется биосфера. (Прикрепляет надпись «биосфера» на пересечение оболочек.)Слайд 8.

– На границе всех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается травой на земле.

– Спросить взрослых, прочитать, провести эксперимент.

– Прочитать про всех этих животных. (План проверки.)

Вторая группа искали информацию о бегемотах.

– Мы прочитали о бегемотах. Они могут не только плавать, но и бродить по дну. Еще они в воде размножаются. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и погреться на солнце. Значит, для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух.

Скрещивают круги на доске и помещают в центр бегемота.

– Пересечение множеств.

– На пересечении всех трех сред. Третья группа искали информацию о тритонах.

Тема: Приспособляемость растений пустыни.

Задание с затруднением, не выполнимое.

Материал для фронтального выдвижения гипотез, побуждение к гипотезам, побуждение к проверке.

Материал для группового выдвижения гипотез.

– Это растение пустыни верблюжья колючка. А это береза. (Открывает доску.)Слайд 10,11.

– Сравните внешний вид и выскажите гипотезы:

как верблюжья колючка приспособилась к жизни в пустыне?

– Давайте проверим гипотезу. Зачем длинный корень?

– Итак, какой сделаем вывод о первом приспособлении?

Фиксирует на доске опору «длинный корень»

– Что еще заметили у верблюжьей колючки?

– Вы согласны с гипотезой?

Зачем нужны колючки?

– Итак, сделаем вывод о втором приспособлении.

Фиксирует на доске опору «колючки, мелкие листья».

– Два приспособления мы открыли, но это не все.

Дальше работаем по группам. Две группы.

Каждая группа прочитает свой текст и выскажет свою гипотезу о приспособлениях. Одна группа исследует гипотезу «Почему длинный корень?» вторая группа исследует гипотезу «Почему колючки вместо листьев и мелкие листья?»

– Заслушаем группы. Какие появились гипотезы? (По ходу выступления групп фиксирует на доске опорные слова.)

– Сделайте вывод о приспособлениях растений пустыни. Видят иллюстрации на доске. Слайд 12.

– У нее длинный корень. (Доказательство)

– Он достает до грунтовых вод. (Доказательство)

– Длинный корень нужен, чтобы добывать воду глубоко из-под земли. Новая информация

– Колючки вместо листьев.

– Они меньше испаряют влаги. (Доказательство)

– Колючки вместо листьев для уменьшения испарения. (Новая информация)

Каждая группа работает с текстом об одном из приспособлений: Утолщенные листья и стебли. Быстрый рост весной.

Каждая группа высказывает соответствующую тексту гипотезу. (Новая информация)

Делают итоговый вывод.

Длинный корень нужен, чтобы добывать воду глубоко из-под земли.

Колючки вместо листьев для уменьшения испарения.

Как зритель, не видевший первого акта,В догадках теряются дети.И все же они ухитряются как-то,Понять, что творится на свете.С.Я. Маршак Слайд 9.

Список используемой литературы

1.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.М.Педагогика,1972г

2.Махмутов М.И.Организация проблемного обучения в школе.Книга для учителей- М.Просвещение,1977г

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

4. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших пед. заведений, - 2-е. издание стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

5.Развитие учащихся в процессе обучения: Под редакцией Л.В.Занкова – М., 1963г.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000. – 168 с.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебник. Для студентов университетов и педагогических институтов / И.Ф. Харламов. – Мн: Университетское, 2001. – 272 с.

Приложение 1.

Бегемот (он же гиппопотам) – огромное животные 2700-4500 кг, длина достигает 4,5 метра при 1,5 м высоты в плечах.

Вес головы составляет 450 кг, имеет 44 зуба. Гладкая, толстая, серо-черного цвета кожа. Животное имеет большой живот, толстые, короткие ноги и маленький плоский хвост около 17 см. Рот открывается на 120 см, а сила укуса составляет 500 кг.

Кожа бегемота обладает антисептическими свойствами, кожные железы выделяют смазку, которая розовеет на жаре и предохраняет тело животного от ожогов.

Может развивать скорость до 48 км в час.

При спокойном плавании бегемота вода остается спокойной и неподвижной.

Взбешенное животное в состоянии разрушить лодку и создать сильные волны.

Бегемоты приспособлены для жизни в воде, их кожа быстро сгорает на солнце, т.к. они теряют много жидкости из-за потения, при котором выделяется (пот) розового оттенка, от этого окраска животного меняется и может быть красноватого, бурого и даже фиолетового оттенка.

Бегемоты хорошо ныряют и могут находиться без воздуха под водой до 30 минут, но не смотря на это являются плохими пловцами. В основном бегемоты передвигаются по дну водоема или плывут вместе с течением. Если прохладно выходят погреться.

На сушу выходят ночью, когда воздух прохладнее.

Дневная потребность в растительной пище составляет около 70 кг.

В поисках пищи выходят на сушу, преодолевают расстояния в 5-10 км в день.

Голова бегемота имеет четырехугольную форму. Глаза и уши маленькие. Короткая массивная шея. Толстое брюшко касается земли.

Голос бегемота похож на басистый гогот, на рев буйвола, он может звучать с неимоверной силой. Главной пищей бегемоту служит лотос, тростник камыш. В одну ночь бегемот в состоянии уничтожить растительность с целого поля. Бегемоты питаются также и культурными растениями, овощами и даже арбузами.

Приложение 1.

Комары

Это самые странные самки, созданные природой. Они не портят жизнь самцам, они портят ее нам. Комары (или москиты) принадлежат к отряду Diptera (родственники мух, "Mosquito" на испанском означает "маленькая муха"), подотряд Nematocera ("с тонкими усиками-антеннами").

Москиты появились в Юрскую эпоху, более 175 миллионов лет назад, так что от них досталось даже динозаврам.

Существует более 3000 видов москитов. Все виды москитов переходят в активное состояние при температуре 12.7 градусов по Цельсию, поэтому наибольшая их концентрация находится, конечно, в теплых и влажных лесах, болотах, сухих пустынях. Летают они в воздухе, и пик активности приходится, на сумерки и ночь, днем же они отдыхают. Комары бывают разных размеров, вплоть до 12.5 мм. Только самки комаров кусаются. Кусают они как людей, так и других позвоночных, от слонов до мышей и черепах, высасывая их кровь. Такая еда необходима самкам для вынашивания потомства. Некоторые виды комаров могут давать потомство без предварительно высосанной крови. Одна капля крови дает жизнь тысячам комариных яиц. Самая "вкусная" для комаров кровь у людей с первой и второй группой крови, а также детей.

Самцы комаров не занимаются высасыванием крови - они питаются растительной пищей и нектаром.

Для того, чтобы найти вас, комары используют углекислый газ, который вы выдыхаете. Заниматься спортом в месте расположения комаров - плохая идея, потому что повышенное выделение углекислого газа и пота превратит вас в лакомство для окружающих комаров.

Самая большая опасность от комаров - не сам укус, а паразиты, которые переносятся на комарином жале и могут попасть в кровь. Комары вида Aedes являются переносчиками желтой лихорадки, гепатита и энцефалита. Вирус тропической лихорадки тоже переносится комарами.

Москиты могут ходить по воде. Личинки комаров растут в воде. Они обитают в мусорных ведрах, дренажных трубах, бочках, умывальниках, мокрых подвалах, кухнях и балконах. Яйца москитов устойчивы к холоду и засухе. Они могут лежать на сухой холодной земле несколько лет, а после одного теплого дождя в течение недели личинки появятся на свет.

Приложение 1.

О тритонах

Тритон похож на небольшую водяную ящерицу. В наше время ученые относят этих животных к двум классам — земноводным и пресмыкающимся. Все земноводные, или амфибии, имеют влажную и довольно тонкую кожу; их тело влажное, скользкое и холодное на ощупь. Такая кожа нужна им для дыхания; среди них есть даже такие виды, которые дышат только кожей, а легкие у них исчезли. Кожное дыхание обеспечивает некоторым земноводным замечательную способность зимовать подо льдом замерзающих озер, прудов и болот.

Возвращаться в воду амфибии вынуждены для выполнения самой важной задачи — продолжения рода. Они откладывают маленькие икринки, которые, подобно икре рыб, развиваются в воде. Выходящие из них личинки обладают жабрами и способны дышать в воде. Между головой и туловищем, с левой и правой стороны, расположено по три небольших выроста, похожих на крохотные пенечки — зачатки жабр. Между жабрами и глазом располагаются два похожих на усики балансира. С их помощью личинка прикрепляется к стеблям растений, то есть они заменяют ей отсутствующие на первых порах лапки. К тому моменту, когда у нее прорезается рот, появляются и зачатки передних конечностей. Когда появляется способность двигать и сгибать лапку, личинка переходит к опоре на передние конечности. Усики-балансиры становятся ненужными и постепенно исчезают. Жабры, наоборот, становятся все больше и больше. Личинка уже ловко ползает на своих двух лапках и способна поворачивать голову и осматриваться. При появлении задних лапок она начинает использовать их для ходьбы. Лапки растут, появляются движения в колене и стопе. Теперь с помощью своих лапок личинка не только ползает, но и плавает. После того как все четыре лапки полностью сформируются, личинка все еще продолжает расти, достигая 5—7 см в длину вместе с хвостом. Затем наступает самый важный в жизни личинки этап метаморфоз — превращение в молодого тритона. Исчезают жабры и спинной плавник, меняется форма мордочки: из заостренной («щучьей») она становится более широкой, толстой и короткой; укорачиваются и утолщаются пальцы, а кожа грубеет. Молодой тритон покидает воду и в течение нескольких лет живет на суше, пока не достигнет половой зрелости. Тогда он вновь отправляется в воду, чтобы продолжить свой род.

Приложение 2.

Верблюжья колючка - колючий полукустарник. Травянистое многолетнее растение до 1 м высоты. Род растений семейства Бобовые, произрастающих в пустынях. Расти, в пустыне верблюжьей колючке помогает, уходящая вглубь на 20 метров корневая система. Верблюжья колючка является одним из главных пастбищных растений в зоне пустынь. Верблюжья колючка  богата сахарами, которые в тёплую погоду выделяются у неё на стеблях, застывая комками. Цветы красные и розовые мотылькового типа, расположены на колючках — цветоножках.

Верблюжья колючка относится к семейству бобовых. Произрастает оно в пустыне. Это самое распространённое пастбищное растение пустыни. Оно очень богато сахарами. Высота до 100 см. Стебли сильно ветвистые, утолщённые, голые, бороздчатые, усажены колючками 1—3 см длины. Листья продолговатые, мелкие, утолщённые, на черешках, располагаются у основания стеблей и колючек. Такая форма листа для уменьшения испарения и быстрый рост весной. Верблюжья колючка, как и многие другие растения из засушливых краев, приспосабливалась на протяжении многих тысячелетий, в результате чего листья превратились в колючки. Таким образом, была уменьшена поверхность испарения, и как следствие - потери воды. Семена почковидные, почти квадратные. Цветет в мае—августе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области