Тема: Река « Ангара».
Возраст: 3-4 года
Цель: Познакомить детей с понятием река, водоём; дать представления о сезонных изменения, свойствах воды: льётся, переливается, нагревается, охлаждается, не имеет запаха, цвета, имеет вес. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе ( чтобы растение росло, нужно его поливать). Продолжать знакомить с животными, птицами, рыбами водоёмов. Знакомить с правилами поведения на воде. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
Образовательная деятельность | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | Работа с родителями. | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |||
Понедельник | Познавательное развитие. Беседа: « Речка, реченька, река».Цель: познакомить с понятием – река; расширять представления о воде, её свойствах и различных состояниях; об обитателях водоёмов. Развивать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе. | - Д/и « Где живёт вода?». Цель: знакомить со свойствами воды ( дождь, река, снег, напитки..), развивать познавательный интерес, речь детей. - Рассматривание фотоальбома « Река Ангара». - Чтение З.Александрова « Мой мишка». - Игра « Мокрые дорожки». Цель: учить различать интонации музыки, побуждать к двигательной импровизации, учить выражать свои эмоции через движение. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр.45). - Труд: уход за комнатными растениями. Цель: учить правилам полива, протирания листьев. Воспитывать бережное отношение к растениям. | -« Рисование « Идёт дождь», « Снежные комочки большие и маленькие», « Снеговик». - Игры с водой: « Водяная мельница», « Кораблики», « Плотина». - Игры с прищепками « Рыбки». | Изготовление цветных льдинок дома с детьми. |
Вторник | Рисование:« Мостик через реку». Цель: учить передавать в рисунке изображение реки и мостика. Закрепить умение проводить прямые л ( мостик) и волнистые ( река) линии в разных направлениях. Продолжать отрабатывать приёмы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами. | - Чтение потешки « Идёт лисичка по мосту». - Д/и « Загадки о реке». Цель: закрепить понятие « река», развивать мышление, память, речь. - Чтение К.Чуковский « Мойдодыр». Цель: воспитывать умение слушать произведение, следить за развитием действия, объяснять детям поступки персонажей. Способствовать формированию интереса к чтению книг. | -Строительная игра « Мост». - С-р игра «Корабль плывёт». -Игра « Медвежонок и зайка моют машину». - С-р игра «Куклы моют руки». | Изготовление корабликов, лодок из бумаги ( оригами), из пробок. |
Среда | Развитие речи. Заучивание стихотворения Д.Хармса « Кораблик». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Воспитывать интерес к художественной литературе. | - Д/и « Кто живёт в воде?». Цель: развивать представления о водоплавающих птицах ( утка, гусь), о земноводных ( лягушка), о рыбах; отметить особенности внешнего вида. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. - Д/и « Разрезные картинки». Цель: учить составлять целое изображение из 3х частей, развивать мелкую моторику рук. ( кораблик, рыбка, лягушка, утка.). - Игра « Лягушата на болоте». Цель: развивать воображение, навыки диалога; учить соотносить содержание сюжета с показом в драматизации. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр.41). | - Игры с водой « Рыбалка», « Утка с утятами». - Раскраски « Рыбки». - Труд: « Протирание игрушек». - Выкладывание изображение рыб из фасоли и бобов. | Консультация для родителей «Игры с водой и на воде». |
Четверг | Познавательное развитие. « Водный транспорт». Цель:учить определять и различать водный транспорт, выделять основные признаки ( цвет, форма, величина, строение, функции); познакомить с морскими профессиями: капитан, моряк. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | - Игра « Первый ледок». Цель: побуждать детей к решению проблемы, развивать воображение; учить проявлять себя в роли. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр.стр,58). - Игра « Приветливый ручеек». Цель: развивать образное мышление детей; познакомить с новой сказкой. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр. стр.96). - Просмотр мультфильма « Кораблик» ( по сказке Сутеева). | - Игра « Купание кукол». - Строительная игра « Мост через реку». - Изготовление цветных льдинок. - Игра с прищепками « Снежинки». | Консультация для родителей « Стихи, потешки, песенки о воде». |
Пятница | Лепка. « Уточки». Цель: учить лепить предметы круглой и удлинённой формы, приближаясь к более точной передаче характерных признаков предмета. Совершенствовать приёмы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями. | - Игра « Умоем Буратино». Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости. ( Губанова, Развитие игровой деятельности во 2 млд.гр. стр.120). - Опыты с водой: « Узнаем, какая вода». Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес. (Дыбина, Неизведанное рядом, стр.5). | - Раскраски « На реке». - Игра с водой « Рыбалка». - Труд: Полив комнатных растений. | Консультация для родителей « Закаливание водой». |
Итоговое мероприятие: Коллективная аппликация « Рыбки в реке». |
Тема: Река Ангара.
Возраст: 4-5 лет.
Цель: Развивать представления детей о реке Ангара: на этой реке построен родной город Братск, братская ГЭС; вода в реке изменяет свои свойства по сезонам – зимой замерзает, летом – вода тёплая, можно купаться; расширять представления о речных обитателях: рыбы, птицы, растения; о речном транспорте. Сформировать представления о значении воды в жизни человека, животных, растений.
Образовательная деятельность | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | Работа с родителями. | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |||
Понедельник | Познавательное развитие. « Беги, беги ручеёк». Цель:рассказать детям о том, как появляются реки. Развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность, любовь к природе. | - Д/и « Ошибки художника?». Цель: развивать умение различать и называть признаки воды в разное время года. - Показ мультфильма « Беги, беги ручеёк». Цель: приобщать детей к внимательному просмотру мультфильма, отвечать на вопросы. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. - Д/и « Что есть у рыб?». Цель: закрепить знания детей о строение рыб, чем покрыто тело, чем питаются рыбы. Воспитывать любознательность. - П/и « Моряки». Цель: учить правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролёт и спокойному сходу вниз. Показать слаженность действий и ловкость команды моряков. | - Рисунки « Беги, беги ручеёк». - Рисование « Куда плывут рыбки?». Игры с водой « Кораблики», « Плотина», « Рыбалка». - Рассматривание фотоальбома « Река Ангара». | Консультация « Лёд прекрасный, лёд опасный». |
Вторник | Лепка. « Рыбка». Цель:закреплять знание приёмов изготовления предметов овальной формы ( раскатывание пластилина прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приёмы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешую , покрывающую тело рыбы. ( Комарова, ИЗО, стр.10). | - Физминутка « Пароход». - Песенки, потешки о реке, о воде. - Лечебные игры « Мостик». Цель: развитие координации движений, равновесия, ловкости, развитие мышц туловища и конечностей, общее укрепление организма, формирование правильной осанки. - Рассматривиродой ание фотоальбома « Братская ГЭС». Цель: продолжать знакомить с природой родного края, с рекой Ангара. - Игра « Плывём, ныряем». Цель: развивать детскую фантазию, учить сочинять и разыгрывать в режиссёрской игре небольшие истории. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср.гр., стр.118). | - Строительная игра « Мост через реку». - Лепка « Рыбки в реке». - С- р игра « Мамины помощники» ( стирка кукольной одежды). | Консультация « Опыты с водой». |
Среда | Познавательное развитие. « Кому нужна вода?». Цель:уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Воспитывать бережное отношение к воде. | - Д/и « Кто плывёт, летает, ходит?». Цель: развивать умение различать и называть животных, дифференцируя их по среде обитания. - Д/и « Чьи хвосты?». Цель: учить составлять целое изображение рыб из частей, развивать мышление, воображение, память. - Д/и «Назови детёнышей». Цель: учить употреблять в речи существительные, обозначающие детёнышей рыб, водоплавающих птиц. - Игра- разминка « Утки- беленькие грудки». Цель: вовлекать детей в игровую ситуацию, упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движения. ( Губанова, Развитие игровой деятельности, стр.71). - Просмотр мультфильма «Приключения на плоту». Цель: приучать внимательно смотреть произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки героев. | - Игры с водой: « Рыбалка», « Утки на пруду». - Аппликация из пластилина « Рыбки, уточки, цапли, лягушки». - Пазлы « Рыбки». - Напольная мозаика( рыбки, уточки). | Консультация « Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков). |
Четверг | Рисование. « Рыбки плавают в реке». Цель:учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закрепить умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. ( Комарова, ИЗО, стр.12). | - П/и « Лягушки». Цель: общее укрепление организма, развивать ловкость, чувство равновесия, быстроты реакции, укрепление аппарата стоп. Правило игры: из позиции присев на корточки, прыгать на носках, пытаясь вывести соперника из равновесия, сбивая его плечом. - Чтение М. Гребнёва « Водяное царство». Цель: воспитывать экологическую культуру детей.( Вахрушева, Познавательные сказки», стр.59). - Беседа: « Дерево умеет плавать». Цель: расширять представление о дереве, его свойствах и качествах; учить устанавливать причинно-слкедственные связи. ( Гербова, Развитие речи в ср.гр. стр.61). - П/и « Куда плывут рыбки?». Цель: развивать эстетическое восприятие; учить видеть красоту рыб, перемещаться в пространстве; передавать разное положение рыб. Правило: Брать корм рыбкам только по сигналу. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср.гр., стр.152). | - Рисование « «Приключения на плоту». - Рисование по трафаретам «Водоём». - Игра с водой: « Водяная мельница», « Плотина». - Полив комнатных растений. | Просмотр видеофильма « Подводный мир реки Ангара» вместе с детьми. |
Пятница | Речевое развитие. Заучивание русской народной песенки « Дед хотел уху сварить». Цель:помочь детям запомнить и выразительно читать произведение. Воспитывать интерес к художественной литературе. ( Гербова, Развитие речи в ср.гр., стр.67). | - Рассказ по картине « Корабль». Цель: способствовать обогащению и активизации словаря. - Беседа «Ледоход». Цель: познакомить с весенним явлением природы – ледоходом, рассказать о том, почему нельзя выходить на лёд водоёма весной и в начале зимы. ( Шорыгина, беседы о природных явлениях, стр.43). - Беседа: « Речной вокзал». Цель: расширять представления детей о вокзалах: речной, морской, железнодорожный, аэровокзал. Рассказать о речных судах, учить отличать морской вокзал от речного. ( Губанова, Развитие игровой деятельности в ср. гр., стр.25). - С-р игра « Теплоход отправляется в плавание». Помочь детям обозначить план игры, распределить роли: капитан, штурман, боцман, пассажир, врач. | - Составление изображения рыбок, лодок, кораблей из цветных палочек. - Игра с водой « Рыбалка». - Пазлы « Подводный мир Ангары». - С-р игра « Приключения на плоту». | Изготовление корабликов, яхт, лодок для игры с водой из подручного материала( пенопласт, пробки, дерево и т.л.) |
Итоговое мероприятие: Аппликация « Лодки плывут по реке». Цель: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображение. |
Тема: Река « Ангара».
Возраст: 5-6 лет
Цель: Продолжать изучать природу родного края, знакомить детей с рекой Ангара: с географическим расположением, с местом образования – озеро Байкал, с природным миром Ангары ( животные, рыбы, птицы, растения); с городами, построенными на реке. Формировать знания о значении реки в жизни человека. Формировать правила безопасного нахождения на воде, экологическое поведение.
Образовательная деятельность | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | Работа с родителями. | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |||
Понедельник | Познавательное развитие. « Речка, реченька, река, дорогая Ангара». Цель:расширять представления детей о реке Ангара, что есть у реки( течение, исток, устье, русло, берега); дать детям знания о том, как возникла Ангара, кто и что живёт в Ангаре; познакомить с понятием – полноводные, равнинные, горные реки, рассказать о российских реках: Волга, Амур, Лена, Енисей. Воспитывать познавательный интерес, любознательность. ( Шорыгина, Беседы о природных явлениях и объектах, стр.80). | - Беседа: « Как зимуют рыбы». - Беседа « Почему водоплавающие птицы улетают в тёплые края». - Загадки о воде, снеге, льде. - П/и « Живое – неживоё». Цель: учить различать предметы живой и неживой природы, которые находятся или связаны с рекой; упражнять в беге в разных направлениях. - Чтение сказок об Ангаре: Л.Зимина « Байкал и его дочка». Цель: развивать познавательный интерес к реке Ангара через художественную литературу. | - Домино « В небе, на земле, на море». Цель: совершенствовать умение различать и называть виды транспорта. - Лото « Рыбы, птицы, животные». | Изготовление корабликов, яхт, лодок, плотов для игр с водой из водостойкого материала вместе с детьми. |
Вторник | Аппликация. « Красивые рыбки в аквариуме». Цель: развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции. Закреплять приёмы вырезывания и аккуратного наклеивания.( Комарова, ИЗО в ст.гр., стр.18). | - Беседа: « Как люди относятся к реке?» - Беседа: « Что хорошего для реки может сделать человек?». - Опыты с водой: 1. « Умная галка» . Цель: познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Задача: достать предмет из воды, не замочив рук 2. « Куда делась вода?». Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорость испарения от условий. ( Дыбина, Неизведанное рядом, стр.82, 83). | - Рисование водоохранных знаков. -Лото « Четвёртый лишний» ( обитатели водоёмов). - Игры с водой: « Водяная мельница», « Плотина», « Рыбалка». - Раскраски « Аквариумные рыбки». | Экскурсия на Братскую ГЭС. |
Среда | Речевоё развитие. Чтение Н. Грибачёв « Заяц Коська и родничок». Цель:познакомить детей с новым произведение; дать представления о том, как и из чего появляется река. Воспитывать любознательность. Интерес к чтению художественной литературы. | - Беседа: « Куда бежит река?». - Беседа: « Разные состояния воды». Цель: расширять представления детей о том, что вода имеет три состояния: твёрдое- лёд, жидкое, газообразное пар, туман. Развивать познавательный интерес, мышление. - Беседа: « Почему киты не живут в реке?». - П/и « Ручеек». - Д/и « Лабиринты»: « Помоги маленькому карасику найти свою маму». | - Рисование: « Кого река повстречала на своём пути?». - « Пиратские доминошки». - П/и « Лягушки». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. | Консультация Безопасность на речном льду. |
Четверг | Аппликация « Пароход». Цель: учить создавать образную картину, применяя полученные навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы ( круглой, прямоугольной и др..). Учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой. ( Комарова, ИЗО в ср.гр., стр.19). | - Беседа: « Река весной». - Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков. - Беседа: « Что ты знаешь о рыбах». Цель: уточнить представления детей о рыбах: внешний вид, чем питаются, как размножаются. Развивать познавательный интерес. - Д/и « Из каких мы сказок?». Цель: вспомнить содержание знакомых сказок ( По- щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке, Айболит, Царевна лягушка). | - Раскраски: « Кто кого боится?» ( речные хищники). - Пазлы «Речные обитатели». - Строительная игра « ГЭС». - П/и « Караси и щука». | Консультация « Охрана среды обитания рыб весной во время нереста». |
Пятница | Речевоё развитие. Чтение Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей». Цель: продолжать знакомить с произведениями художественной литературы о реке Ангара; воспитывать и развивать интерес к родному краю. | - Беседа: « Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях». Цель: расширять представления детей о том, что лягушки – это обитатели сырых мест: пруд, болото, озеро. Рассказать, как зимуют лягушки. Весной откладывают икру, из которой появляются головастики, которые потом превращаются в лягушат. ( Николаева, Юный эколог, стр.39). - Чтение И.Гурина « Выдра Нюся и Зимородок Тёпа». -Беседа: « Вода – источник жизни». Цель: уточнить представления детей о том, вода. Очень ценный продукт – она нужна всем живым существам: человеку, животным, растениям. Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который появляется из загрязнённого воздуха. ( Николаева, юный эколог, стр. 178). | - Рассматривание альбома « ГЭС на Ангаре» - Рисунки « ГЭС», « Ангара, Байкал, Енисей». | Анкета « Отношение к проблеме экологического воспитания». |
Итоговое мероприятие: Викторина « Реки и обитатели воды ». |
Тема: Река Ангара.
Возраст: 6-7лет.
Цель: Продолжать изучать природу родного края, знакомить детей с рекой Ангара: с географическим расположением, с местом образования – озеро Байкал, с природным миром Ангары ( животные, рыбы, птицы, растения); с городами, построенными на реке. Формировать знания о значении реки в жизни человека. Формировать правила безопасного нахождения на воде, экологическое поведение.
Образовательная деятельность | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | Работа с родителями. | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |||
Понедельник | Познавательное развитие. Беседа: « Легенды об Ангаре». Цель: расширять представления детей о том, как появляются реки, где берут начало ( исток). Рассказать о том, что в Байкал впадает множество рек. А вытекает единственная река Ангара. Развивать любознательность, интерес к реке Ангара. | - Чтение сказок об Ангаре: Л.Зимина « Байкал и его дочка», С. Нестерева « Байкальская сказка», В. Стародумов « Ангарские бусы», Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей», « Дочь байкала и богатырь Енисей», «О Красавице Ангаре и гордом Енисее», Г. Шелковников « Как появилась Ангара», « Шаман- камень», -Опыт с водой: Рождение реки. Цель: показать как образовываются реки, берущие своё начало в озере; воспитывать любознательность. Оборудование: две ёмкости для воды: одна большая ( озеро Байкал, другая меньше- река Ангара, шпагат- русло. | - Рисование по сказкам про Ангару. - Разрезные картинки « Карта Иркутсой области». - Рисование « Байкал, Ангара и Шаман – камень». - Рисование « Опыт с водой». | Консультация « Что читать детям про Ангару». |
Вторник | Рисование. « Братская ГЭС». Цель: учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда, технику. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении человека и техники. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями. | - Беседа « Четыре ГЭС на Ангаре». Цель: продолжать изучать природу родного края, дать знания о ГЭС на реке Ангара, значение для человека. Познакомить детей с городами, где расположены ГЭС: Иркутск. Братск, Усть- Илимск, Кодинск. - Рассмотреть фотоальбомы с видами городов на Ангаре. Цель: расширять представления детей о городах Иркутской области, о местоположении их на карте. - Д/и « Зачем нам электричество?». Цель: сформировать понятие о пользе и значимости электричества в жизни человека. - Беседа: « Водный транспорт на Ангаре». Цель: совершенствовать умение различать и называть водный транспорт, выделять отличительные черты, строение, значимость для человека. | - Аппликация « Братская Гэс». - Рассматривание альбома « Перекрытие Ангары», « Братская ГЭС», « Города Иркутской области». -Раскраски: « Водоплавающие птицы», « Рыбы». -П/и « Удочка», « Караси и щука». - Рисование « Карта Иркутской области». | Экскурсия на Братскую ГЭС. |
Среда | Познавательное развитие. « Серебристый мир Ангары». Цель: продолжать знакомить детей с рекой Ангара; расширять представления детей о рыбах, которые живут в реке: омуль, хариус, окунь, налим, щука, плотва, осётр, таймень, стерлядь и др. Рассказать об исчезающих видах рыб, занесённых в Красную книгу. Уточнить знания детей о размножении рыб ( естественный, когда рыбы откладывают икру в реке, искусственный- человек выращивает мальков из икры, а затем выпускает в водоём). Воспитывать любознательность, бережное отношение к рыбному богатству Ангары. | - Д/и « Четвёртый лишний». Цель: совершенствовать знания детей о рыбах, обитающих в реке Ангара, развивать познавательный интерес, активизировать словарь: омуль, хариус, щука, таймень, окунь, елец, карась. Д/и « Рыбы Красной книги». Цель: развивать умение различать и называть рыб из Красной книги, воспитывать желание сохранять животный мир Ангары. - Д/и « Что сначала, что потом?». Цель: совершенствовать знания детей о том, как размножаются рыбы. Воспитывать интерес, любознательность. - Загадки о рыбах. Цель: развивать память, мышление, речь. - Чтение стихов об Ангаре: М. Кривошеин « Ангара», М. Сергеев « Исток Ангары». Цель: развивать интерес к реке Ангара, воспитывать любовь к художественной литературе. | - Рисунки « Серебристый мир Ангары». - П/и « Караси и щука». - Рисунки « Тайны водоёма». - Просмотр фотоальбома « Ангара». | Консультация « Рыбы Красной книги Иркутской области». |
Четверг | Речевое развитие. Заучивание стихотворения Н. Рыжова « Вы слыхали о воде..». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; воспитывать интерес к художественной литературе. | - Пословицы и поговорки о реке, воде. - Народные приметы о реке, воде. - Драматизация сказки « Ангара- дочь Байкала». Цель: вызвать желание участвовать в инсценировки сказки; воспитывать интерес к реке Ангара. - Чтение сказки Т. Долбунова « Байкал, Ангара, Енисей». | - Аппликация « Рыбы плавают в Ангаре». - Домино « На земле, в воде, воздухе». ( виды транспорта). | Консультация « Народная мудрость о воде». |
Пятница | Познавательное развитие. « Что было бы, если на Земле не было рек?». Цель: расширять знания детей о значимости водоёмов, рек в жизни человека, животных, растений; подвести детей к пониманию, что вода – это источник жизни. | - Д/и « Четвёртый лишний» ( обитатели водоёмов). Цель: закрепить знания о водных обитателях, находить лишних. - Беседа: « Что такое « Пороги на реке Ангара?» ( Падунские, Ершовские пороги»). - Беседа: « Мёртвая и живая вода». Цель: формировать бережное отношение к водным ресурсам родного края. | - Рисование: « Экологические знаки о бережном отношение к воде». - | Консультация « Правила безопасного нахождения на воде». |
Итоговое мероприятие: Праздник: « Бесценная и всем необходимая вода». Цель: создать радостное настроение, вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях; показать огромное значение воды для всех живых существ; уточнить представления о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде. ( Николаева, Юный эколог, 5-6лет, стр.153). |