Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие инициативности детей среднего дошкольного возраста

Необходимо выделить следующие педагогические задачи, способствующие поддержке детской инициативы: - педагогу необходимо способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривая на себя разные роли. Для этого необходимо иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку; - создавать условия для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии; - не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие инициативности детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель).

Развитие инициативности и самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребёнком разных видов деятельности (игра, трудовая, продуктивная деятельность, общение и др.), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). Каждый их этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счёте, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость её не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт.

Само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Е.В. Зворыгина считает, что «необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, то есть поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решить сами. Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами. Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития», то ребёнок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших» Для преодоления этих «затруднительных моментов» от ребёнка требуется высокая степень познавательной активности. Если ребёнок не проявляет познавательную активность, то он не может выйти из проблемной ситуации. Тогда педагог облегчает задачу и ищет выход из данной проблемы вместе с ребёнком. Проблемные ситуации создаются путем изменения и усложнения игрового материала, а также при общении педагога с детьми. Педагог стремится вызвать у детей эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как её решить.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям можно отнести:

− опыт удивления, обнаружения своего интереса;

− опыт пробы своего действия в социально заданных рамках;

− социальная поддержка достижений.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребёнка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Общение взрослого с ребёнком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребёнка действовать самостоятельно со средствами и предметами, проявлять инициативу в деятельности, находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребёнком.

К концу среднего дошкольного возраста познавательная активность, самостоятельность и инициатива и проявляются значительно разнообразнее. Дети среднего дошкольного возраста уже могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

В среднем дошкольном возрасте, помимо общения с взрослыми, дифференцируются и достигают развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными. По мнению М.И. Лисиной, общение ребёнка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.

Важнейшей основой полноценного личностного развития ребёнка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший и любое проявление его инициативы будет поддержано людьми, которые его окружают. Для проявления ребёнком инициативы необходимо наличие партнёрской позиции педагога, то есть взаимное уважение воспитателя и детей. Когда педагог проявляет уважение к каждому ребёнку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, то есть проявлять инициативу, без страха критики со стороны окружающих сверстников и педагога. Задача педагога – создавать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.

Выбирая формы и методы воздействия на ребёнка, педагог должен учитывать соблюдение пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребёнка, затем активность ребёнка возрастает, и на заключительном этапе он всё делает сам под контролем педагога. Совместная деятельность помогает ребёнку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для развития самостоятельности и активности детей.

Инициативность детей среднего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности.

В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют:

- общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.),

- потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович),

- общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.).

Инициативность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Инициативность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой.

Ведущая роль педагога, организующего процесс воспитания и обучения, достаточно полно определена в исследованиях А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера и др. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчёркивал, что педагогический процесс формирует личность ребёнка в той степени, в какой педагог руководит его активность, а не подменяет её.

Основными признаками эффективной организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются выявление и развитие задатков и способностей, изменение представлений о себе и своих возможностях, изменение представлений о совместной деятельности, интерес к осуществляемой деятельности, наличие новых эмоциональных переживаний, отношение к общению и взаимодействию между участниками события, рождение опыта рефлексии.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области