Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятия оригами как метод овладения геометрическими категориями детьми дошкольного возраста

Закрепить знания о геометрических фигурах; анализировать форму предметов и отдельных их частей; развитие художественного вкуса, конструктивных и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема по самообразованию за 2017-2018 гг.

Чайан Ольги Геннадьевны, подготовительная группа № 2

«Занятия оригами как метод овладения геометрическими категориями детей дошкольного возраста»

Оригами – это удивительное и древнейшее искусство. Наверняка, каждый из нас слышал это слово, но не всякий знает, что оно обозначает. Оригами с японского языка буквально означает «сложенная бумага».

Впервые возможностями оригами в образовании стала пользоваться Япония. И получила широкое распространение в детских садах и школах.

В начале периода, когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что оно не способствует развитию воображения. Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Оригами точно раскрывало такие понятия как «плоскость», «геометрическое тело» и их взаимоотношения.

Связь искусства оригами и науки геометрии способствовала появлению на свет новой науки – оригаметрии, которая дает новый простор в развитии этих наук. Оригаметрия – область очень молодая, и пока не существует ни соответствующих программ, ни учебников, которые содержали бы подробный систематический материал.

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», доказали великие педагоги, такие как А.С Макаренко, Т.С. Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в дошкольных учреждениях.

Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. От её решения зависит не только успех подготовки дошкольников к изучению систематического курса геометрии в школе, но и повышения уровня их математических знаний в целом.

С помощью оригаметрии есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония. Лист бумаги – это плоскость, согнув его, получаем линию пересечения плоскостей. В процессе преобразования плоскостей и объемных фигур с применением методов оригами ребенок оперирует геометрическими объектами, усваивает геометрические понятия, экспериментально изучает свойства фигур.

Изменение геометрических фигур, их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части и составлять из частей целое.

Складывание бумаги – процесс интересный и творческий. Можно сложить так, а можно иначе. Кроме того, воспитанники развивают моторику, оттачивают мелкие движения пальцев, развивая попутно речевой центр и интеллект.

****

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет моим воспитанникам приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ мы обычно используем готовые формы, соединяя их, дети получают нужное изображение.

В подготовительной группе работа по изучению геометрических фигур включает в себя следующие задачи:

Обучающие:

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах. Закрепить понятия и базовые формы оригами.

Формирование умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцу, описанию, представлению.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей. Обучение различным приемам работы с бумагой

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, конструктивных, творческих способностей и фантазии детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Приобщение детей к мировой культуре, формирование эстетического вкуса.

Для решения поставленных задач мы используем оригами на занятиях по математике и ручному труду.

Оригами в математике.

По своему виду оригами бывают плоскими и объемными. Плоские оригами называют также односторонними: предмет определяется только с одной стороны. Обычно такие изделия используют для аппликации. В этом случае используется клей.

Крайне впечатляюще выглядит аппликация в виде мозаики, где элементы располагаются вплотную друг к другу путем приложения либо наложения. Мозаика может использоваться и для выполнения объемных конструкций. Простое оригами также может быть и объемным.

Существует также модульное оригами. Это вид объемного оригами, когда готовятся одинаковые модули, которые в свою очередь вкладываются один в один без использования клея.

Оригаметрия – это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность подхода к геометрическим задачам. Например, при складывании квадрата по диагонали дети могут сравнивать углы получившегося треугольника и ответить на вопросы: все ли углы одинаковые? Углы наклона одинаковые или разные? Какие углы одинаковые? Как они расположены? И т.д.

В оригаметрии считается:

Роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующихся при его сгибании;

Роль точек играют вершины углов листа и точки сгибов друг с другом или с краями листов.

Оригами используется на занятиях по математике в таких заданиях, как:

Найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

Найти все треугольники;

Найти все треугольники;

Дать название изображениям;

Сложить квадрат и его смежные стороны.

На первом этапе в процессе складывания простейших фигур дети знакомятся с основными геометрическими фигурами. При их складывании мы проговариваем, что получится при складывании квадрата по диагонали (треугольник) или вертикали (прямоугольник). Знакомимся с такими математическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия, горизонтальная линия и знакомимся с их свойствами. На этом этапе в игровой форме дети делают плоские фигуры, что создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления и умение складывать по образцу.

На втором этапе особое внимание уделяется работе по схеме раскладывания. Различные линии, стрелки указывают на правильное направление работы (например, мы используем дидактические игры «Назови и покажи», «Покажи правильно» и т.д.). Игры помогают детям запомнить условные обозначения оригами и базовые формы.

Ход игры.

У детей – квадраты бумаги, у педагога – карточки с условными обозначениями. Задумав какую-то модель, педагог поочередно показывает карточки. Дети выполняют действия, согласно знакам, проговаривая вслух каждое свое действие.

Более сложный вариант – дети работают самостоятельно, молча.

У тех, кто слушал внимательно и все делал пошагово и точно и результат выходит успешным. Работа по схемам направлена на развитие высшей формы осмысленного восприятия, которая отвечает за пространственное восприятие. Любая схема оригами – это опыт работы с геометрическим чертежом.

Формирование представлений о форме развивает сенсорное восприятие предметов и явлений окружающего мира по следующим направлениям:

Учит различным приемам работы с бумагой; сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Вырабатывает точное движение пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

Развивает глазомер, когда необходимо, к примеру, сложить бумагу по горизонтали или вертикали, чтоб все углы сошлись друг с другом.

Учит концентрации внимания.

Учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить алгоритм её изготовления, приемы и способы складывания.

Закрепляет представления о геометрических фигурах и понятиях: квадрат, треугольник, угол, вершина. При этом активизируется словарь специальными терминами (острый, тупой угол, четырехугольная пирамида, четырехгранник, многогранник, параллелепипед и т.д.)

Развивается пространственное воображение и ориентировка в пространстве (верхняя, левая, диагональ, правый угол, глухая сторона, центральная вертикальная линия и т.д.)

Дети учатся читать чертежи.

Развиваются творческие способности, активизируется воображение, фантазия.

Совершенствуются трудовые навыки. Дети участся аккуратности, бережному, экономному использованию материала.

На занятиях по математике при помощи оригами мы использовали следующие типы заданий:

- найди и покажи горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

- сложи квадрат разными способами;

- дай название изображениям;

- найди все квадраты;

- найди все треугольники.

При помощи этих заданий, а также при изготовлении несложных базовых форм и фигур, в которых присутствовали данные понятия, мы определили, какими геометрическими знаниями и представлениями овладели наши воспитанники на вербальном уровне.

Мы руководствовались следующими вопросами:

- какие геометрические фигуры ты знаешь?

- какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в детском саду, на улице?

- можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или птицу?

- можно ли найти животное или птицу, похожих на одну или группу геометрических фигур?

- из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник?

В зависимости от уровня подготовленности дошкольников в задания добавляли более сложные вопросы, обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания.

На первых занятиях мы знакомили ребят с основными приемами техники оригами. (показ приемов). (при помощи дидактических игр)

Особенности этих приемов таковы, что уже на этапе ознакомления с ними дети отрабатывают основные геометрические понятия. Для этого хорошо подходят несложные базовые формы – дом, лодка, бумажный змей, створки двери, книжка, вертушка, а также задания на получение треугольника, квадрата (блинчик). На этих же занятиях можно отработать технику складывания.

При проведении первых занятий мы обращали особое внимание на допускаемые ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон, неравенство углов при делении угла пополам. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движений детей. Но основным недочетом дошкольников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

Закрепляли полученные на первых этапах знания и умения с помощью выполнения фигурок оригами, а также задания на получение многоугольника. Вот, например, как мы делали маску кошки:

Дети, давайте вспомним, какие линии сгиба и перегиба мы с вами уже знаем и как они обозначаются на схеме (сгиб «долиной», «горой», перегиб «долиной», «горой»). Покажите на схеме эти сгибы и перегибы (дети выполняют задание). Чтобы сделать маску кошки, какой формы лист нам понадобится? (квадратной). Посмотрите на схему и подумайте, что мы должны сделать? (согнуть квадрат по диагонали «долиной»). Какая фигура получилась? (треугольник). Посмотрите на схему и скажите, как мы должны положить треугольник? (прямым углом вниз). Что нужно делать дальше? (перегнуть пополам «долиной»). Как вы это узнали? (по изображению стрелки и прерывистой линии). Вспомните, как мы делали маску собаки. Также для маски кошки сгибаем на себя слева вниз и справа вниз два треугольника, не доводя углы до намеченного сгиба. Как нужно согнуть «горой» или «долиной»? («долиной»). Где левая сторона фигуры, правая? (дети поочерёдно поднимают руки). Получились ушки кошки. Читаем схему дальше: надо перевернуть маску ушками вверх, затем развернуть обратной стороной. Далее загнуть маленький треугольник сверху мордочки кошки. «Долиной» или «горой» выполнены сгибы? («горой»). Маска готова, осталось только «оживить» её с помощью линий и точек. Какая красивая кошечка у вас получилась. Посмотрите на схему сборки маски собаки и кошки. Что общего в сборке этих масок? (они обе сделаны из базовой формы – треугольника). А чем они отличаются? (у маски собачки на один сгиб больше, чем у маски кошки). Сколько сгибов у маски собаки? (6, а у маски кошки? (5).

И последним завершающим этапом мы учили детей делать объёмные геометрические фигуры такие как: куб, треугольная- и четырехугольная пирамида, цилиндр, конус, параллелепипед и другие фигуры.

Проверяли степень продвижения дошкольников в овладении геометрическими понятиями, а также выявляли степень их интереса к математике следующими заданиями:

– раскрась все квадраты;

– раскрась все треугольники;

– назови геометрические фигуры и составь из них картинку «Геометрическая мозаика»;

– подбери необходимые геометрические фигуры и составь из них изображение лисенка;

– преобразуй изображение попугая в отдельные геометрические фигуры, вырежи их и сложи изображение ;

– подбери подходящую базовую форму и сложи попугая.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интереса. Особенно эффективно использование геометрических основ оригами для занятий математикой во вне занятий. Эта работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности, так как содержание вне занятий не столь строго регламентировано, оно позволяет более полно и оперативно использовать новейшие методики и формы обучения дошкольников.

Для закрепления мы используем практический метод – это дидактические и интерактивные игры:

«Что напутал художник",

"Угадай кто лишний":

«Геометрическая мозаика»;

«Назови и покажи»;

«Конструкторское бюро»;

«Покажи правильно»;

«Назови геометрическую фигуру»;

«Найди сходство и различие»;

«Найди ошибку»;

«Собери разбитые предметы»;

Взаимодействие с семьей.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.

Провели с родителями семинар-практикум "В стране оригами".

Показали мастер класс «Наши пальчики играют», а так же у нас прошло родительское собрание «Оригами в нашей жизни».

Чтобы ознакомить родителей с данной темой мы оформляем

папки – передвижки. В спокойной обстановке родители могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. «Оригами»

Консультации:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»;

«Значение оригами для развития мелкой моторики»;

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»;

«Оригами и психология»;

Памятка:

«Общие правила при обучении техники оригами»;

Буклеты для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

Создание условий в группе.

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

- оборудовали место в группе - уголок оригами; пример) картотеки схем и дидактических игр по оригами.

- сделали по операционные карты на каждую фигурку;

- изготовили схемы базовых форм.

- подобрали литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

Заключение.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами можно выйти за границы стандартной математики и познакомиться на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

1. Афонькин, С. Ю., Капитонова, И. В. Оригами и геометрия – Чебоксары: ЧГУ, 1993. – 28

2. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2004. – 272 с., ил.

3. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М.: Легкая промышленность, 1995. – 32 с.

Кошелев, В. М., Афонькин, С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб.: Кристалл, 1999. – 160

Оригами помогает геометрии. под ред. Н. И. Чиканцевой. – М.: МГПУ, 1995. – 30 с.

10. Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области