«Организация физкультурного праздника с детьми старшего дошкольного возраста «Фестиваль детских народных подвижных игр».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад на тему: «Организация физкультурного праздника с детьми старшего дошкольного возраста «Фестиваль детских народных подвижных игр».

Горобцова О.И.,

инструктор по физической культуре

СП «Детский сад №69»

ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрань

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации. В непосредственно-образовательной деятельности, а также в режимных моментах педагоги знакомят детей с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми и праздниками.

Наш детский сад посещают воспитанники разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши и другие, что создает благоприятные возможности для осуществления поликультурного воспитания, ознакомления дошкольников с бытом, традициями и обычаями разных народов.

     Поэтому перед педагогами нашей дошкольной образовательной организации ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, которые доступно, увлекательно познакомили бы ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики, где воспитанники должны быть не просто слушателями, но и активными участниками процесса познания.

Одной из эффективных форм работы по данному направлению является проектная деятельность.

В нашем детском саду был разработан и проведен проект с детьми старшего дошкольного возраста «Народы Поволжья – дружная семья». В ходе практического этапа работы над проектом с воспитанниками были проведены беседы, чтение народных сказок, художественно-продуктивная деятельность, слушание национальной музыки, песен, просматривание видеороликов с танцами.

Также большое внимание было уделено разучиванию народных подвижных игр. Эта работа велась мною совместно с воспитателями группы, музыкальным руководителем и родителями.

На первом этапе я разработала план по разучиванию народных игр -

это чтение методической литературы, проведение опроса среди родителей, о том, какие они знают свои национальные игры, попросила их рассказать о правилах проведения этих игр, работа в сети Интернет.

Затем, мною были отобраны игры, которые соответствовали возрасту детей, их физической подготовленности.

Объяснение новой игры я проводила по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетную игру объясняла детям кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Давала представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Задавала один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основную часть времени предоставляла конкретным игровым действиям детей. В конце игры положительно оценивала поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

При объяснении новой народной игры, в которой был зачин (считалка, певалка или жеребьевка), предварительно не разучиваю с детьми текст, его ввожу в ход игры неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Сюжетную народную подвижную игру объясняла следующим образом. Предварительно рассказывала о жизни того народа, в чью игру им предлагала поиграть, показывала иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывала национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказывала о сюжете игры, поясняла роль водящего, давала послушать диалог, если он имелся, затем переходили к распределению ролей.

Во время проведения народных игр следила за точностью движений, которые должны соответствовать с правилами, за дозировкой физической нагрузки, давала краткие указания, поддерживала и регулировала эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучала их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

После того, как игры были разучены с детьми, был организован физкультурный праздник «Фестиваль детских народных игр». Старшие дошкольники с большим удовольствием играли в народные подвижные игры:

-русские народные игры: «Карусель», «Огородник»;

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Огородник».

В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

-татарские народные игры: «Продаем горшки», «Тимербай»;

Игра «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

-чувашские народные игры: «Луна и солнце», «Пекарь»;

Игра «Луна или солнце (Уйохпа хевель)»

  Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Игра «Пекарь (Сакар песерекен)»

 Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

 Игроки: « Успеешь ли испечь?»

 Пекарь: «Успею».

 Игроки: « Сумеешь ли догнать?

 Пекарь: «Попробую!»

 Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

 Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

- мордовские народные игры: «Круговой», «В волков»;

Игра «Круговой»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды. Те, кто остается за кругом стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. ПРАВИЛА: мяч можно ловить лишь с воздуха, осаленные игроки выходят из круга.

«В волков»

Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается волком. Он отходит в сторону и ложится «за куст», а остальные выбирают место для «дома».

Выбрали место, взяли «серпы» и пошли в поле «жать». Идут все рядом по лугу, наклоняются и взмахивают руками - «жнут». Приблизились к «волку». «Волк выскакивает из-за «куста» и кидается на «жнецов» (ловят их). «Жнецы» с криками: «Ой, волки, волки!» бегут домой.

«Волк» ловит только одного. Немного переждав, «люди» опять выходят «жать», «волк» опять начинают их ловить.

Играют до тех пор, пока «волк» не переловят всех «жнецов».

Правила игры. «Волк» должен прятаться в одном месте.

Физкультурный праздник не был бы таким результативным, если в нем не были бы заинтересованы родители, так как дети все свои новые знания и впечатления несут в семью. В старшей группе нам педагогам удалось привлечь родителей и сделать их активными участниками воспитания культуры межнационального общения дошкольников. Они оказывали помощь в подготовке атрибутов, нахождении народных подвижных игр и разучивании их с детьми дома.

В заключение хочется отметить, что человек не может совершенствоваться вне социума. Настоящее формирует будущее. От сегодняшней системы образования, от личностных качеств каждого отдельного человека зависит, каким будет мир завтра.

Любой народ по - своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое,

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.06.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.