Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи

Цель -Создание условий для совершенствования и развития системы гражданского патриотического воспитания у дошкольников. Формирование патриотизиа, национальной гордости, любви к родному краю, отечеству, своему народу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Одной из задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в образовательных программах дошкольного образования, является патриотическое воспитание детей. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Социально-коммуникативное развитие. Познавательное- развитие. Художественное- эстетическое развитие. Физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Современная жизнь диктует необходимость приоритета любви к Отечеству. Этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой народ, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которые воплощается Родина. Именно поэтому так важно, уже в дошкольном возрасте, привить ребенку любовь к Родине, в первую очередь – доброе, заботливое отношение к близким, к дому, к своему городу.

Сущность патриотического воспитания

Патриотическое воспитание детей – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «..преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».

В философском аспекте патриотизм рассматривается как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. Процесс патриотического воспитания, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, соответствующую общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Исходя из вышеизложенного, мы определяем содержание понятия «формирование чувства любви к родному краю» как развитие знаний и представлений о городе (поселке),в котором живет ребенок, о достопримечательностях и выдающихся земляках, воспитание интереса и положительно эмоционального отношения к городу (поселку), целого комплекса позитивных качеств личности деятельностно-поведенческого проявлении. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые аспекты нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности.

Значение изобразительного искусства для нравственно -

патриотического воспитания дошкольников

В экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой важнейшим условием воспитания патриотических чувств, являются знания о родном городе, крае, стране, ее истории, культуре, труде людей, ее населяющих.В своей монографии «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» исследователь С.А. Козлова пишет: «Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребенок выражает свое отношение к миру». При этом автор подчеркивает, что знакомство с художественными произведениями, рассказывающими об общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда оно находит продолжение в игровой, изобразительной и театральной деятельности детей. В нравственном воспитании ребенка значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало, содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г.Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца - это все равно, что понять его ногами . Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного, переживает наслаждение .

Изобразительно искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности вещей, на способности художника проникать в суть исследуемого им предмета, делать эту суть видимой во внешних проявлениях изображенного предмета, будь то явление природы, событие в жизни общества или сам человек. Познавательная функция искусства заключается в знакомстве детей с жанровыми произведениями, раскрытии перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.). В раскрытии значимости труда самого художника, своеобразие его мастерства, побуждения написать эту картину, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного (цвет, композиции, мимика, жесты) .

Воспитательная функция искусства содержит более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяющее не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его процессе труда, к ценностям, которые создает народ, художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале . В.Б.Косминская отмечала связь изобразительной деятельности с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .Так же в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу .

Изобразительное искусство играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение[22, 57].Научить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью — значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности[38, 6].Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Исследователи детского изобразительного творчества Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. «Детское изобразительное творчество, - писала Е.А. Флерина, - «мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства». В. С. Мухина рассматривала изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями .

Таким образом, изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. В этом смысле рисунок каждого ребенка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передается ребенком с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линий. Все красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребенком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, яркими красками .

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. В исследовании В.В. Канащенковой предлагается учитывать принцип учета регионального компонента в подборе художественных произведений искусства, знакомить детей «с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту и колорит родного края» .

Исследователями разрабатывалось и уточнялось содержание воспитания любви к родному краю, предлагали различные средства и методы оптимизации данного процесса, обращалось внимание на использование изобразительного искусства как одного из таких средств. Однако изобразительное искусство, как средство воспитания любви к родному городу и краю у детей дошкольного возраста предметом специального исследования не являлось. Вместе с тем, на наш взгляд, изобразительное искусство обладает большими возможностями для более эффективного осуществления процесса воспитания, дошкольного возраста любви к родному краю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического и экспериментального исследования сделаны следующие выводы:

Анализ проблемы показал, что воспитание чувств любви к родному краю – это важное направление в формировании личности детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.

Исследователями Е.И. Игнатьевым, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой,Т.С. Комаровой,Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.А. Флериной и др. разрабатывалось и уточнялось содержание воспитания любви к родному краю, предлагались различные средства и методы оптимизации данного процесса, обращалось внимание на использование изобразительного искусства как одного из таких средств.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области