Цикл занятий «СтопСтресс»
Пояснительная записка
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы. Появление новых требований к оформлению документации, введение инклюзивного воспитания, внедрение интерактивных методов преподавания, открытость образовательного пространства, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Воспитателям бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Из-за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков такое эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Это может приводить к тому, что реальная практика педагога пойдет в разрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жестких авторитарных установках. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».
Все это послужило основанием для разработки цикла занятий по профилактике эмоционального выгорания воспитателей, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.
Девиз цикла:– ежедневно повторять своему отражению в зеркале: «Я у себя одна!». Если вы сами о себе не позаботитесь, это вряд ли сделает кто-то другой. Следовательно, для того, чтобы и детям, и мужьям, и подругам, и коллегам было хорошо, сначала хорошо должно быть ВАМ!
Основные задачи:
1. Осознание новой стратегии сохранения и укрепления здоровья педагогов, основанной на идее ответственного отношения каждого человека за своё здоровье.
2. Сплочение педагогического коллектива.
3. Расширение и углубление теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения.
4. Профилактика синдрома педагогических кризисов и профессиональных деформаций.
5. Изучение передовых здоровьесберегающих технологий, идей, опыта.
6. Подготовка методических рекомендаций, подборка практического материала.
Состав клуба:
- педагоги-специалисты;
- воспитатели групп.
Периодичность проведения каждый день, 21 день
Длительность 20 минут
Формы работы клуба:
* консультации;
* практикумы;
Даются как общие советы (способы снижения стресса, борьба с эмоциональным выгоранием педагогов, так и конкретные, индивидуальные рекомендации по разнообразным проблемам (как бороться с бессонницей или головной болью, с сезонной аллергией или сезонной депрессией).
Проведение различных видов упражнений помогает педагогам лучше узнать свои физические и внутренние, психические возможности, а так же помогают повысить осознанность своей жизни.
Тематическое планирование.
Тема | Содержание | Кол-во мин. |
1-я встреча | 1.Тест «Признаки эмоционального выгорания». Беседа «Качественный сон+ сбалансированное питание+ 2л чистой вода в день=отсутствие стресса» 2.Медитация Игоря Будникова | 10 минут 10 минут |
2-я встреча | 1. Беседа «Выбор. Ответственность» Притча о драконе. Буклеты 2. Релаксация «Храм тишины» | 10 минут 10 минут |
3-я встреча | 1. Беседа «Способы борьбы со стрессом». Буклеты 2.Медитация (запись) | 2 минут 28 минут |
4-я встреча | 1. Притча «Это хорошо» 2.Медитация «Добра всем!» | 5 минут 15 минут |
5-я встреча | 1.Игра «На что потратить жизнь» | 20 минут |
6-я встреча | 1.Ананьев рассказ о биографии 2.Ананьев медитация | 5 минут 15 минут |
7-я встреча | 1. Упражнение «Самогипноз» | 20 минут |
8-я встреча | 1. Релаксация «Новое платье» | 20 минут |
9-я встреча | 1. Нейрографика | 20 минут |
10-я встреча | 1. Беседа «Осознанность. Откуда берется тревога?» | 20 минут |
11-я встреча | 1. Мышечная релаксация | 20 минут |
12-я встреча | 1. Притча о Соломоне 2. Медитация запись | 10 минут 10 минут |
13-я встреча | 1.Упражнение «Кинотеатр». Ассоциация/Диссоциация. 2. Упражнение Рефрейминг 3. Медитация | 2 минуты 2 минуты 10 минут |
14-я встреча | 1. Чтение статьи «Любовь к себе» 2. Медитация | 10 минут 10 минут |
15-я встреча | 1. Беседа «Мотивация. Где взять силы, чтобы жить?» 2. Упражнение «Я хочу…» | 10 минут 10 минут |
16-я встреча | 1. Беседа «Положительный момент стресса» 2. Медитация | 10 минут 10 минут |
17-я встреча | 1. Релаксация «Куст роз» | 10 минут 10 минут |
18-я встреча | 1. 10 способов увеличить свой стресс | 10 минут 10 минут |
19-я встреча | 1. Упражнения «Кто я?».Колесо жизни 2. Упражнение «Какая я?» (бланки) | 10 минут 10 минут |
20-я встреча | 1. Работа с картами (МК) | 20 минут |
21-я встреча | 1. Упражнение «Да, я такая, а ещё я….» 2. Упражнение «Каленовал» 3. Упражнение «Благодарю себя и вон того парня» 4. Завершение | 2 минут 2 минут 5 минут 11 минут |