« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Правильно организованная предметно-развивающая среда в детском саду предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Чтобы решить эту задачу, можно использовать готовое игровое оборудование и материалы или создать элементы для украшения группы своими руками. Однако даже содержательно-насыщенная среда в группе не будет развивающей, если дошкольники не смогут проявить в ней свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность. Хочу познакомить вас с интерактивной стеной, которая возьмет на себя часть нагрузки и будет дополнять предметно-развивающие центры. Что же такое интерактивность? Понятие «Интерактивность» к нам пришло из английского языка (interaction - «взаимодействие»). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Какие задачи решает интерактивная стена.Интерактивная стена решает важные задачи:• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена визуально делится на три зоны, которые соответствуют образовательным областям: • Познавательное развитие;• Социально-коммуникативное развитие;• Художественно-эстетическое развитие.
В зоне «Познай-ка» формируются и совершенствуются математические, умственные способности, логика, мышление, память, воображение (порядковый счет, определение времени, пространственная ориентировка, картинки о животных и их питание (картинки меняются в зависимости от темы изучения).
Отдельно представлена зона сенсорного развития «Развивай-ка» воспитанники младшего дошкольного возраста под руководством воспитателя и дети старшего дошкольного возраста моделируют реальные ситуации, проблем, разыгрывают их и ищут пути их решения (предметы быта, электроприборы, игры с пальчиками, магнитная доска, тихий тренажер, тактильные мешочки). В зоне музыкального развития «Музыкальный оркестр» совершенствуются: слуховое и зрительное восприятие, элементарное музицирование, творческое воображение. Для закрепления музыкальных способностей используются как фабричные музыкальные инструменты, так и нетрадиционные виды музыкальных инструментов (колпачки, музыкальные палочки, шумовые шары с различными наполнителями, счеты, трещетка). Данная зона используется при проведении музыкальных занятий, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей.
Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто, описывать элементы стены. Таким образом, педагог параллельно решает задачи еще одной образовательной области – речевого развития.
Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников.
Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.