Тема: «Знакомство со звуком и буквой И. Осень»
Диагнозы детей: дизартрия, ОНР.
Второй год обучения.
Тема: «Знакомство со звуком и буквой И, тема «Осень»).
Раздел: развитие речи.
Цель: знакомство с буквой и звуком И.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять и уточнять представления детей по теме «осень», продолжать формировать умение составлять предложение;
- познакомить детей с правильной артикуляцией звука «И»;
Коррекционно-развивающие:
-развивать у детей фонематический слух, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику. Формировать навыки звукового анализа, синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
-расширять у детей представления об окружающем мире.
Здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Оборудование: игрушка-сканер, картинки с осенней тематикой на каждого ребенка, конверты наполненные водой, дидактическое пособия для звукового анализа, дидактическое пособие домик для нахождения места звука в слове, разборная буква И, алфавит, зашумленные картинки на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, карандаши декоративные.
Создание мотивационного поля (организационный момент):
Вот мы дружные ребята,Мы ребята - дошколята.Мы друзей не обижаем,На занятиях играем.Никого в беде не бросим,Коль о помощи попросит.В группе будет хорошо,Будет радостно, светло.
Дети входят в группу и видят гостей.
Логопед: Дети, как вы уже догадались у нас сегодня не обычный день, к нам пришли гости.
Дети: Здравствуйте гости!
Гости: Здравствуйте!
На столе стоит странный предмет.
Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Какие знаки на этом странном предмете, как вы думаете, что они означают?
Раздается сигнал.
Входит инопланетянин.
Здравствуйте земные обитатели!
Меня зовут Илли. Космические пираты похитили информацию о земной Осени.
А нам нужно обязательно знать об этом времени года, чтобы получше познакомиться с планетой Земля.
Соберите, пожалуйста, информацию.
Торопитесь друзья.
Отдаю вам супер-сканер, который поможет передать для нас собранную информацию. Досвидания.
Логопед: Ребята, поможем собрать информацию об осени для инопланетных жителей?
Дети: Да!
Логопед: Выберите картинку и присядьте на стульчики. Хорошо подумайте и составьте предложение об осени. Отвечать нужно красиво, полным ответом.
Дети (возможные ответы детей):
Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными или бардовыми. Поздней осенью листья с деревьев опадают. Осенью часто идут дожди, на дорогах становится много луж. Осенью становится холодно, люди одевают осеннюю одежду. Осенью люди отправляются в лес за грибами. Осенью птицы улетают в теплые края. Животные начинают менять летнюю шубку на зимнюю.
Начинают делать запасы на зиму. Осенью на полях созревает урожай, люди начинают готовиться к зиме, собирают фрукты, овощи.
Логопед: Вы составили хорошие предложения о приметах осени. Молодцы!
Логопед: Осенью появляются лужи, покрытые корочкой льда. Обувайте сапоги, пойдемте играть с ледяной лужицей.
Лужа мокрая скучала.Было грустно ей сначала.Хоть лежала на пути,Все старались обойти!
А одной-то, если честно,Мокрой быть неинтересно!
Что же было с ней потом?Затянулась лужа льдом!
Вот щенок на пузо - плюх!Вот мальчишки едут - ух!
Чудо странное случилось:Даже тётя прокатилась!
Лужа весело блестела:- Это то, что я хотела!
Возвращаются на стульчики.
Раздается сигнал.
Входит инопланетянин:
Спасибо, что прислали информацию об осени. Предлагаю вам познакомиться с любимым звуком и буквой жителей нашей планеты Иллиада. Этот звук встречается в моем имени и других словах, послушайте внимательно: Илли, иллюминатор, инопланетянин. Пока.
Л: Ребята, вспомните слова, которые сказал Илли еще раз: Илли, иллюминатор, инопланетянин.
Дети: Слышится звук И.
Логопед: Давайте придумаем свои слова, которые начинаются со звука И.
На звуке И
Улыбаемся мы.
И вспоминаем без труда
С этого звука слова:
Дети: (придумывают слова).
Логопед: Давайте скажем этот звук шепотом, посмотрите друг на друга, какие добрые у вас стали лица. Почему?
Дети: При произнесении звука И губы растягиваются в улыбку (выставляется профиль звука, звуковик)
Логопед: Этот звук можно петь? Почему?
Дети: Воздух выходит изо рта свободно.
Логопед: Значит это звук какой?
Дети: Гласный!
Логопед: Каким цветом его обозначаем?
Ребята, послушайте сказку об этом звуке.
Сказка про звук И:
Звук «И» жил в красном домике гласных. Это был очень милый, мелодичный звук, его можно было петь: и-и-и-и! Звук И был самым мирным и дружелюбным, и всегда всех мирил. Однажды звуки «М» и «Р» поссорились и хотели даже драться. Но тут прибежал «И», взял за одну руку «М», за другую руку звук «Р» и сказал им:
– Миритесь, миритесь и больше не деритесь! Вот так: М И Р и получилось слово «мир», и звуки сразу же поняли, как это некрасиво, ругаться и обижать друг - друга, и сразу помирились.
Еще звук И обладал волшебством, оно заключалось в том, что когда он хотел дружить с согласными , вставал за согласным, брал за руку. То согласные сразу добрели и превращались в мягкие.
Логопед: Ребята, вам понравилась сказка о звуках?
Дети: Да!
Логопед: Присаживайтесь за столы. Давайте вспомним какие звуки помирил звук И?
Дети: М и Р.
Логопед: Какое слово получилось в сказке?
Дети: Мир!
Логопед: Возьмите карточки с волшебными бусинами, сделаем звуковой анализ слова мир.
Логопед: Назовите первый звук в этом слове
Дети: Мь.
Логопед: Какой это звук? Гласный или согласны?
Дети: Согласный, мягкий, обозначаем зеленым,
Логопед: Поставьте в первое окошко зеленую бусинку.
- Какой второй звук в этом слове ?
Дети: звук И
Логопед: Какой это звук?
Дети: Гласный.
Логопед: Почему?
Дети: Когда мы его произносим, то воздух во рту не встречает преграду и выходит свободно.
Логопед: Поставьте красную бусину во второе окошко.
Какой последний звук в этом слове? Какой это звук?
Дети: согласный, твердый, обозначаем синим.
Логопед: - Сколько всего звуков в слове мир? (3)
- Сколько гласных?
-Сколько согласных?
- Сколько твердых согласных? (1) Какой он по счету?(3)
-Сколько мягких согласных? (1) Какой он по счету? (1)
-Почему он мягкий? (Потому что после него стоит звук, который придает мягкость согласным звукам) .
Молодцы! Замечательно справились с заданием.
Логопед: А давайте споем песенку про звуки, которую мы не так давно разучили.
Логопед: А теперь давайте определим место звука И в словах. В окошках домика изображены предметы, что нарисовано в первом окошке слева? (иголка) Где находится звук И в слове иголка?
Дети: В начале слова.
Логопед: Как мы его обозначим?
Дети: Кругом красного цвета.
Логопед: Что нарисовано во 2 окошке? Где находится звук И в слове очки?
Дети: В конце.
Логопед: Что изображено в 3 окошке? Найдите место звука И в этом слове. Где находится звук И, Ваня? У всех так? Молодцы!
Логопед: Ребята, на письме звук И обозначается буквой И.
На калитку посмотри:Чем она не буква И?Между двух прямых досокОдна легла наискосок.
Молоток я раздобыл,Из дощечек букву сбил.Сколько здесь дощечек?- Три!А какая буква?- И!
Давайте еще раз посчитаем, сколько элементов у буквы И.
Дети: 3 элемента
Логопед: правильно – две вертикальных палочки и одна наискосок.
Логопед: Придумайте, на что похожа эта буква?
Дети: (придумывают).
Логопед: Найдем букву И в алфавите. Саша, иди покажи, где она находится.
Логопед: (на столе лежат зашумленные картинки) Посмотрите ребята, какое интересное задание.
Найдите и обведите на картинках букву И. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.
Дети: (находят и обводят все буквы и на рисунках).
Логопед: Ребята, вы замечательно справились с этим заданием, собирайте карточки, пойдемте, отнесем их в сканер, пусть Илли полюбуется на ваши работы.
А теперь давайте вспомним, какой звук и букву поручил нам изучить инопланетянин?
Вспомним, какая это буква (гласная, волшебница, делает согласные мягкими).
Кто обратился к нам за помощью? Какую информацию для него мы сегодня собирали?
Раздается сигнал. Дети находят коробку с карандашами.
Ребята, наверное это Илли позаботился о том, чтоб мы научились правильно и красиво печатать букву И.
Давайте оденемся и пойдем на прогулку, и там, на песке поучимся красиво печатать букву И.