Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Доклад из опыта работы
Тема: «Проектная деятельность
как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников»
Подготовила: Богданова Ольга Васильевна, воспитатель 1категории МКОУ Квитокская СОШ № 1 (детского сада «Чебурашка»)
р.п. Квиток
Тайшет, 2017г.
Семья-источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
И. Токмакова
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников - это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «7+Я = Семья».
Я считаю, что проект - это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «7+Я = СЕМЬЯ» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Тип проекта: практико - ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца с 03.10.16 по 30.10.16)Участники проекта: дети старшей смешанной группы, родители, воспитатель.Возраст детей: 5 – 6 (7) лет
Цель проекта: расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта: формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, дедушек и бабушек; формировать представления о родственных отношениях; формировать представления о семейных традициях и праздниках; воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; воспитывать интерес к своей родословной; познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Задачи проекта для родителей: способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач; раскрыть творческий потенциал родителей; возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов: развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал, приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Возможные риски реализации проекта: отсутствие интереса, желания, времени, возможности помочь со стороны родителей
Ожидаемый результат
За время реализации проекта планируем повысить уровень знаний детей о семье, вовлечь родителей в образовательный процесс.
Работа по реализации проекта
1 этап (постановка проблемы):
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, проведено родительское собрания «Моя семья» для ознакомления родителей с проектом и планом его реализации.
2 этап подготовительный
Подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали семейные фотоальбомы; читали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной)
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник - День рождение»; викторина, «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказы на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения игр.
Родители приняли участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», «Счастливое детство», фотовыставке «Мама, папа Я - это моя семья»; в составлении вместе с детьми «Моя родословная». Родителям предлагались консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» и.т.д., проводились минутки общения, индивидуальные семейные консультации, благодаря совместной работы родителей с детьми создан альбом «Моя родословная», «Моя семья». Проводя с родителями индивидуальные беседы, я выяснила, что многие из родителей стали больше уделять времени детям, возродили забытые традиции (посиделки за столом, сказка на ночь, вечерние прогулки и.т.д., игры.
4 этап подготовительный (заключительный)
В конце нашего проекта проведена выставка детских работ: по теме «Счастливое детство», «Моя семья». Реализация проекта закончилась совместным развлечением « Дружная семья», после развлечения проведено чаепития, где дети и родители делились впечатления о проведенном развлечении. Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели - дети - родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Вывод: проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьей в вопросах использования педагогических технологий, способствующих привлечению родителей в образовательный процесс.
Проект решения: в дальнейшем я планирую использовать в своей работе проекты для привлечения родителей в образовательный процесс.